Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место психологии в системе наук. Современной наукой человек изучается как: 1




Современной наукой человек изучается как: 1. представитель биоло­гического вида; 2. как член общества; 3. изу­чается предметная деятельность человека; 4. изучаются закономерно­сти развития конкретного человека.

Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида считают труды Карла Линнея, выделившего самостоятельный вид Homo sapiens в отряде приматов. Он предложил рассматривать человека как элемент живой природы.

Ан­тропология -наука о человеке как особом биологическом виде. В структуру современной антропологии включают три основных раз­дела:

1. морфология человека - изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности;

2. учение об антропогене­зе - происхождении и развитии человека, об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в тече­ние четвертичного периода, состоящее из приматоведения, эволюционной анато­мии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека).

Существует несколько точек зрения на проблему, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный. Одна из них предполагает, что мозг человека превратился в супермозг в результате мутации, и это позволило человеку выделиться из животного мира и создать общество. Поэтому органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения.

Другая точка зрения основывается на предположении, что органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к качественным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало осуществ­ляться не по законам естественного отбора, а по законам социального развития. Исследования И. А. Станкевича свидетельствуют, что эволюционные изменения коснутся в основном социальных условий жизни человека и его личностного развития, а биологические изменения вида Homo sapiens будут иметь второстепенное зна­чение.

3. расоведение.

Морфологию человека, помимо антропологии изучают анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включа­ет многочисленные разделы.

Учение об антропогенезе свя­зано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку при­роду человека невозможно понять вне процесса эволюции животного мира. К данной группе наук отнесятся палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнитель­ная биохимия.

В развитии учения об антропогенезе сыграло важную роль учение о физио­логии высшей нервной деятельности антропоидов И. П. Павлова.

Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида иг­рает сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития.

Существуют науки, которые не соприкасаются непосредственно с учением об антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генети­ка и археология. Особое место занимает палеолингвистика, исследующая проис­хождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Происхождение языка — один из центральных моментов социогенеза, а происхождение речи — цент­ральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных.

Обще­ственные науки тесно связаны с проблемой антропоге­неза. К их числу относятся палеосоциология, изучающая становление человече­ского общества, и история первобытной культуры.

На рис. 1 представ­лена классификация Б. Г. Ананьева основных проблем и наук о Homo sapiens.

Рис. 1. Науки, изучающие человека как биологический объект (по Б. Г. Ананьеву)

Человечество представляет собой целостное, разви­вающееся по собственным законам образование и в то же время множество от­дельных людей. Поэтому все общественные науки могут быть отнесены или к на­укам о человечестве (человеческом обществе), или к наукам о человеке как элементе социума. Ананьев считает, что в систему наук о человеческом обществе входят: науки о производительных силах обще­ства, науки о расселении и составе человечества, науки о производственных и об­щественных отношениях, о культуре, искусстве и самой науке как системе позна­ния, науки о формах общества на различных этапах его развития.

Особо выделяют науки, изучающие взаимодействие человека с природой и человечества с природной средой. В. И. Вернадским — создателем биогеохимиче­ского учения (1922-23 г) - выделены две противоположные биогеохимические функции, находящиеся во взаимодействии и связанные с молекулой кислорода — это функции окисления и восстановления. С одной стороны, они связаны с обеспечением дыхания и размножения, с другой — с раз­рушением умерших организмов. Как полагает Вернадский, человек и человече­ство неразрывно связаны с биосферой — частью планеты, на кото­рой они живут, поскольку они геологически закономерно связаны с материально-энергетической структурой Земли.

Человек, в отличие от животных активно преобразует природную среду для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности - появляется ноосфера.

Понятие «ноосфера» было введено Ле-Руа совместно с Тейяром де Шарденом в 1927 г. По определению Вернадско­го, ноосфера, или «мыслящий пласт», — это новое геологиче­ское явление на нашей планете. В ней впервые человек предста­ет как крупнейшая геологиче­ская сила, способная преобразо­вать планету.

Существуют науки об онтогенезе — процессе индивидуального развития орга­низма. В рамках данного направ­ления изучаются половые, воз­растные, конституциональные и нейродинамические особенно­сти человека. Науки о личности и ее жизненном пути изучают мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром.

Все науки или научные направления, изучающие че­ловека, тесно взаимосвязаны между собой и вместе дают целостное представление о человеке как о биосоциальном существе.

Человекознание как комплексная дисциплина. Б.Г. Ананьева (1907—1972) исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуществляться в русле особой комплексной дисциплины — человекознания, объединяющего весь комплекс наук о человеке, в его единстве с историей человечества и развитием Вселенной.

Исследование человека долж­но носить целостный характер, используя концеп­цию системного подхода. В соответ­ствии с данной концепцией любая система существует потому, что существует системообразующий фактор.

Вывод по второму вопросу:

Таким образом, в системе наук, изучающих человека, является сам человек, и изучать его необходимо во всем многообразии прояв­лений и связей с внешнем миром, так как только в этом случае можно получить полное представление о человеке и закономерностях его социального и биологи­ческого развития.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3 Приложение 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.