КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место психологии в системе наук. Современной наукой человек изучается как: 1
Современной наукой человек изучается как: 1. представитель биологического вида; 2. как член общества; 3. изучается предметная деятельность человека; 4. изучаются закономерности развития конкретного человека. Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида считают труды Карла Линнея, выделившего самостоятельный вид Homo sapiens в отряде приматов. Он предложил рассматривать человека как элемент живой природы. Антропология -наука о человеке как особом биологическом виде. В структуру современной антропологии включают три основных раздела: 1. морфология человека - изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности; 2. учение об антропогенезе - происхождении и развитии человека, об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода, состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека). Существует несколько точек зрения на проблему, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный. Одна из них предполагает, что мозг человека превратился в супермозг в результате мутации, и это позволило человеку выделиться из животного мира и создать общество. Поэтому органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения. Другая точка зрения основывается на предположении, что органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к качественным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало осуществляться не по законам естественного отбора, а по законам социального развития. Исследования И. А. Станкевича свидетельствуют, что эволюционные изменения коснутся в основном социальных условий жизни человека и его личностного развития, а биологические изменения вида Homo sapiens будут иметь второстепенное значение. 3. расоведение. Морфологию человека, помимо антропологии изучают анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы. Учение об антропогенезе связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне процесса эволюции животного мира. К данной группе наук отнесятся палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия. В развитии учения об антропогенезе сыграло важную роль учение о физиологии высшей нервной деятельности антропоидов И. П. Павлова. Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития. Существуют науки, которые не соприкасаются непосредственно с учением об антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генетика и археология. Особое место занимает палеолингвистика, исследующая происхождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Происхождение языка — один из центральных моментов социогенеза, а происхождение речи — центральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных. Общественные науки тесно связаны с проблемой антропогенеза. К их числу относятся палеосоциология, изучающая становление человеческого общества, и история первобытной культуры. На рис. 1 представлена классификация Б. Г. Ананьева основных проблем и наук о Homo sapiens. Рис. 1. Науки, изучающие человека как биологический объект (по Б. Г. Ананьеву) Человечество представляет собой целостное, развивающееся по собственным законам образование и в то же время множество отдельных людей. Поэтому все общественные науки могут быть отнесены или к наукам о человечестве (человеческом обществе), или к наукам о человеке как элементе социума. Ананьев считает, что в систему наук о человеческом обществе входят: науки о производительных силах общества, науки о расселении и составе человечества, науки о производственных и общественных отношениях, о культуре, искусстве и самой науке как системе познания, науки о формах общества на различных этапах его развития. Особо выделяют науки, изучающие взаимодействие человека с природой и человечества с природной средой. В. И. Вернадским — создателем биогеохимического учения (1922-23 г) - выделены две противоположные биогеохимические функции, находящиеся во взаимодействии и связанные с молекулой кислорода — это функции окисления и восстановления. С одной стороны, они связаны с обеспечением дыхания и размножения, с другой — с разрушением умерших организмов. Как полагает Вернадский, человек и человечество неразрывно связаны с биосферой — частью планеты, на которой они живут, поскольку они геологически закономерно связаны с материально-энергетической структурой Земли. Человек, в отличие от животных активно преобразует природную среду для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности - появляется ноосфера. Понятие «ноосфера» было введено Ле-Руа совместно с Тейяром де Шарденом в 1927 г. По определению Вернадского, ноосфера, или «мыслящий пласт», — это новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек предстает как крупнейшая геологическая сила, способная преобразовать планету. Существуют науки об онтогенезе — процессе индивидуального развития организма. В рамках данного направления изучаются половые, возрастные, конституциональные и нейродинамические особенности человека. Науки о личности и ее жизненном пути изучают мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром. Все науки или научные направления, изучающие человека, тесно взаимосвязаны между собой и вместе дают целостное представление о человеке как о биосоциальном существе. Человекознание как комплексная дисциплина. Б.Г. Ананьева (1907—1972) исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуществляться в русле особой комплексной дисциплины — человекознания, объединяющего весь комплекс наук о человеке, в его единстве с историей человечества и развитием Вселенной. Исследование человека должно носить целостный характер, используя концепцию системного подхода. В соответствии с данной концепцией любая система существует потому, что существует системообразующий фактор. Вывод по второму вопросу: Таким образом, в системе наук, изучающих человека, является сам человек, и изучать его необходимо во всем многообразии проявлений и связей с внешнем миром, так как только в этом случае можно получить полное представление о человеке и закономерностях его социального и биологического развития. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3 Приложение 3
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |