Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Православная цивилизация СЛ.98

В основе православной цивилизации заложены положения православной (ортодоксальной) религии, доминирующей в настоящее время в Российской Федерации и некоторых странах Восточной Европы. Таким образом, являясь центром Православной цивилизации, Российская Федерация, в силу своих особенностей исторического и социально-экономического развития (табл.), накладывает свой отпечаток на развитие всей христианской цивилизации и обуславливает ее роль и место в глобальной цивилизации. СЛ.99

Таблица 2.11

Показатели развития Российской Федерации

Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г.
Общее население, млн. чел. 146,3 143,1 142,4
Темп роста населения, % -0,0 -0,5 -0,5
Уровень безработицы, % 7,3 7,1 6,6
Коэффициент фертильности 1,2 1,3 1,3
Уровень грамотности, % населения 95,1   99,4
ВНД, млрд.долл. 250,3 639,3 822,4
ВНД на душу населения, долл. 1,710.0 4,470.0 5,780.
ВВП, млрд.долл. 259,7 764,5 986,9
Темп роста ВВП, % 10,0 6,4 6,7
Инфляция, ВВП дефлятор, % 37,7 19,2 16,1
Экспорт товаров и услуг, % к ВВП 44,1 35,1 33,3
Экспорт высотехнологической продук-ции, % к общему экспорту 13,5 8,1
Импорт товаров и услуг, % к ВВП 24,0 21,5 20,2
Рыночная капитализация, % к ВВП 15,0 71,8 133,9
Военные расходы, % к ВВП 3,7 3,7
Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. 2,7 15,2 ….
Долгосрочная задолженность, млрд. долл. 132,8 204,9

 

После периода экономического упадка 90-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста российского ВВП в начале ХХІ века, можно констатировать, что новая стадия фор-мирования экономического могущества России берет свое начало в 2000 году. Так, за последние шесть лет ВВП России увеличился более, чем в четыре раза и на конец 2006 года составил 986, 9 млрд. долл.(по паритету покупательной способности – 1746 млрд.долл.), при этом, по-мнению ряда экспертов, реальный объем экономики России значительно больше. Так, по некоторым оценкам номинальный ВВП России еще в 2005 году составлял 970 млрд. долл. (на 28 % больше, чем данные официальной статистики).

На Руси восточнохристианская традиции окончательно победила к концу X в., что было предрешено всем предшествующим развитием среднеднепровского славянства.

Для всех православных народов (сербов, болгар, русских, украинцев, белорусов) исторически важным рубежом стал XIII век, когда в результате западной и восточной экспансии произошел раздел древнерусских земель. Северо-восточные земли попали под влияние Золотой Орды, западные и юго-западные (Киев, Минск и др.) развивались в составе Литовского, а затем Польско-Литовского государства. Новгородская республика вплоть до XV века сохранявшая независимость, являлась аналогом городам-респебликам Ганзейского союза, городам – республикам Италии.

Как отмечает Ю.Павленко, «Русь изначально оказалась в ситуации выбора своих культурных ориентиров, а значит, и включения в одну из уже сложившихся цивилизационных систем… альтернативами были Мусульманский, Восточно-христианский и Западнохристианский миры, а также квази-цивилизационная иудейская система» [33].

Православная церковь пытается сохранить в первозданной чистоте веру и обычаи первых христиан.

Различия с западным христианством имеют обрядовый и концептуальный характер. Отстаивается положение о том, гарантией истинности в понимании Библии (истинности веры) выступает реальный опыт богопознания, передаваемый от апостолов через учеников из поколения в поколение. Высшей инстанцией для принятия решений является Собор епископов, священников и мирян. Церковь призывает к духовному совершенству, любви и всепрощению. Царство Божие - это состояние души, а не награда за добрые дела. Осуждается воля к власти, которая признается душевным пороком (болезнью), излечиться от которого можно только любовью и всепрощением. Поощряется смирение и осуждается гордыня.

Институты православной цивилизации на северо-восточных землях формировались на протяжении столетий. Уже в XIII веке формируется институт подданства (на западе – вассалитета). Князья и бояре лишаются иммунитета, вводится практика крестоцеловальных записей и государевых опал. Затем ликвидируется институт городского народного собрания (вече). Утверждается монархический принцип наследования власти. Сакрализируется власть великого князя. Жесткая централизация государственной системы сдерживает все прогрессивные тенденции запада. После обретения в 1480 г. независимости в Московской Руси завершается формирование самодержавия. Государство постепенно усиливает контроль над куплей-продажей земель, а затем ликвидируется частная собственность на землю. Власть становится верховным собственником, за населением признается право наследственного владения.

В период Московского государства создаются важнейшие общественные институты, которые являлись корпоративными структурами. Среди них: родовое корпорации знати, посадская община, купеческие сотни, община свободных черносошных крестьян, казачья община.

Высший уровень общественной иерархии составляло боярство, более низкие уровни формировались в рамках сословий (общин одного уровня).

Формируется высший уровень государственной бюрократии – дворянство. Поместный принцип становится основной формой взаимоотношений государства и служащих (с XV века). Барщина как метод хозяйствования утверждается повсеместно с XVI века. В это же время в качестве высших слоев общества начинают признаваться боярство и дворянство. К среднему и низшему слоям относили:

· городское сословие (посадские люди) – развивалось в форме общинной демократии;

· крестьянские общины (мир), включающие свободных крестьян-общинников (существовали на принципах общественного самоуправления) и крепостных крестьян (полностью зависящие от владельцев земли и общины);

· казачество;

· купеческие общины.

Особым сословием было православное духовенство, активно участвующее в политических и экономических процессах и определяющее духовную жизнь общества.

Таблица 2.12

Взаимосвязь между особенностями религиозных институтов и развитием общества и экономики

Особенности религиозных институтов и постулатов Развитие светских институтов, общества и экономики
Иерархичность построения Мощный государственный аппарат, значительный класс чиновников
Соборность решений Формирование общинных отношений, привычка насе-ления подчиняться властям
Осуждается стремление к власти, не признаются на-грады за добрые поступки Недостаточно высокая предпринимательская актив-ность
Консерватизм, традицио-нализм Имеется идеологическая платформа, поддерживающая экономическое развитие в условиях эволюционного этапа, однако задерживающая развитие в транс-формационные (революционные) периоды, связанные с общественными или технологическими изменениями. Существует проблема выбора, отход от привычного сложен
Богопознание (отсутствие догматизма) Любознательность. Склонность к размышлениям. Способность к технологическим, идеологическим и культурологическим заимствованиям, сочетанию эле-ментов различных культур, осуществлению конвер-генции экономических и хозяйственных укладов. Спо-собность к адаптации к быстроменяющимся условиям

 

Община выступала основополагающим социальным инсти-тутом, что утверждало в обществе принципы уравнительности и коллективизма. «Демократическая культура была живой, возобновляющейся, но она не развивалась, оставалась как бы закон-сервированной на уровне низовых общин» [8].

В середине XVI века формируется Земской собор (существовал до конца XVII века), в который входили представители знати, государственной бюрократии (дворяне), духовенство, представители городских, крестьянских и казачьих общин, купеческих сотен. Земской собор не ограничивал власть царя, не обладал определенными законом правами. Собирался по мере необходимости и был собором-советом и формой диалога общества и власти.

Средневековые парламенты Запада первоначально также носили сословно-корпоративный характер. Но они имели правовую основу для своей деятельности, ограничивали власть королей, члены парламента избирались. Постепенно происходила замена представительства корпоративных структур в парламенте гражданами. Одновременно трансформировались экономические институты: распадались крестьянские общины и цеха ремесленников, создавались индивидуальные хозяйства и предпринимательские структуры.

В Московском государстве в XVI век наоборот происходит укрепление общинного хозяйства. Товарно-денежные отношения развиты слабо. Отсутствуют демократические механизмы влияния общества на систему власти.

Православие своими основными постулатами сдерживало общественный и экономический прогресс. Призывало к терпению и выступая за неизменность идеалов, ориентировало общество на соблюдение одного их важнейших догматов раннего христианства – социальное равенство. Соборность поддерживала коллективистскую ментальность, сдерживала личностные стремления.

И хотя религия сыграла огромную роль в формировании культурных традиций православных народов, «никогда не было полного поглощения общественного сознания религией (харизматизация), как и не было выраженной секуляризации (перехода к гражданскому, светскому миропониманию)» [8].

В ХVI веке русская православная церковь провозгласила божественное происхождение власти царя. Государственная доктрина, получившая название «Москва-Третий Рим», закрепила особую роль православия.

Экспансия Московского государства на восток в ХVI веке подержала восточные черты цивилизации. В это же время развивается культурный изоляционизм, в основе которого лежали противоречия между православием и католичеством, общение со схизматиками (католики и православные взаимно называли друг друга схизматиками) было крайне ограниченным.

В 1654 г. в Переяславе состоялась Великая Рада, на которой было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Такой выбор украинского казачества во многом был связан с единой верой и историческими корнями. К концу XVII в. Россия сформировалась в виде типичной восточной империи.

С именем Петра I связаны первые модернистические опыты, позволившие начать формирование рыночных отношений. Продолжительная внешняя экспансия теперь уже и на запад открыла путь для утверждения элементов западной цивилизации, которые были укоренены на новых территориях России.

К концу XIX века вокруг православного ядра сформировалось многонациональное государство с включением народов различных цивилизаций. Объединяло это общество централизованное государство, которое на протяжении XVIII-XX веков последовательно модернизировалось, включая Петровскую модернизацию, модернизацию Александра II, Столыпинскую модернизацию. Эти реконструкции общественных институтов были направлены на внедрение элементов западной циви-лизации, позволяющих создать рыночную экономику и сформи-ровать гражданское общество. Основным тормозом в реализации поставленных задач модернизации было сохранение восточных ориентиров государственности и идеологическая роль православия (идеология западной цивилизации была разработана в эпоху просвещения и утверждала гуманизм, уважение достоинства и прав человека). Поэтому идеологическими прио-ритетами оставался коллективизм и духовные ценности вместо социальных. Сохранение восточной ментальности не позволяло привить ценности рыночной экономики, создать условия для развития демократических институтов. Отношение к предпринимательству даже в начале ХХ века было пренебрежительным.

Столыпинская реформа, как отмечает большинство историков и социологов, могла бы коренным образом изменить цивили-зационную парадигму в результате распада самой массовой корпоративной структуры – крестьянской общины и введения частной собственности на землю (по плану П.А.Столыпина для перехода к фермерскому хозяйству при поддержке государства понадобится около 20 лет). Предполагались реформы в политической, социальной и образовательной сферах. Модернизация не была осуществлена так как была задумана. Гибель П.А.Столыпина, включение России в первую мировую войну стали причинами незавершенности реформ. Но важнейшую роль в неудачном исходе плана модернизации сыграло крестьянство, сопротивляющееся разрушению общины самыми разнообразными путями.

Доминирующие в течение столетий общинный коллективизм, уравнительные принципы социальной справедливости и корпоративность были сильнее личной инициативы, предприимчивости. Реформы Столыпина не стали источником внутреннего освобождения личности, что не позволяло «адекватно воспринять индивидуалистически-утилитаристски-рационалистическую культуру Запада», создало условия для революции 1917 г.

Православный мир оказался в стороне от эпохи гуманизма. Реформации частично затронула только запад Украины и Беларуси, Сербию и некоторые другие территории. Поэтому православный мир «не пройдя гуманистически-реформационно-просветительской школы персонализации человека, утверждения его в качестве свободного гражданина-собственника, не обес-печил себе необходимых оснований для адекватного восприятия западных либерально-демократических экономических и социо-культурных моделей развития» [33].

Характер труда, политическая жизнь, социальные отношения во многом похожи на западные, но, по сути, качественно другие. Достаточно легкое восприятие западных технологий во всех сферах жизни сопровождается по-прежнему доминированием групповых отношений над личностными. Многочисленные реформы не стали источником внутреннего освобождения личности, что не позволяет быстро и успешно модернизировать экономику.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структурообразующие элементы цивилизации | Глобализация и развитие цивилизаций СЛ. 100
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.