КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Православная цивилизация СЛ.98
В основе православной цивилизации заложены положения православной (ортодоксальной) религии, доминирующей в настоящее время в Российской Федерации и некоторых странах Восточной Европы. Таким образом, являясь центром Православной цивилизации, Российская Федерация, в силу своих особенностей исторического и социально-экономического развития (табл.), накладывает свой отпечаток на развитие всей христианской цивилизации и обуславливает ее роль и место в глобальной цивилизации. СЛ.99 Таблица 2.11 Показатели развития Российской Федерации
После периода экономического упадка 90-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста российского ВВП в начале ХХІ века, можно констатировать, что новая стадия фор-мирования экономического могущества России берет свое начало в 2000 году. Так, за последние шесть лет ВВП России увеличился более, чем в четыре раза и на конец 2006 года составил 986, 9 млрд. долл.(по паритету покупательной способности – 1746 млрд.долл.), при этом, по-мнению ряда экспертов, реальный объем экономики России значительно больше. Так, по некоторым оценкам номинальный ВВП России еще в 2005 году составлял 970 млрд. долл. (на 28 % больше, чем данные официальной статистики).
На Руси восточнохристианская традиции окончательно победила к концу X в., что было предрешено всем предшествующим развитием среднеднепровского славянства. Для всех православных народов (сербов, болгар, русских, украинцев, белорусов) исторически важным рубежом стал XIII век, когда в результате западной и восточной экспансии произошел раздел древнерусских земель. Северо-восточные земли попали под влияние Золотой Орды, западные и юго-западные (Киев, Минск и др.) развивались в составе Литовского, а затем Польско-Литовского государства. Новгородская республика вплоть до XV века сохранявшая независимость, являлась аналогом городам-респебликам Ганзейского союза, городам – республикам Италии. Как отмечает Ю.Павленко, «Русь изначально оказалась в ситуации выбора своих культурных ориентиров, а значит, и включения в одну из уже сложившихся цивилизационных систем… альтернативами были Мусульманский, Восточно-христианский и Западнохристианский миры, а также квази-цивилизационная иудейская система» [33]. Православная церковь пытается сохранить в первозданной чистоте веру и обычаи первых христиан. Различия с западным христианством имеют обрядовый и концептуальный характер. Отстаивается положение о том, гарантией истинности в понимании Библии (истинности веры) выступает реальный опыт богопознания, передаваемый от апостолов через учеников из поколения в поколение. Высшей инстанцией для принятия решений является Собор епископов, священников и мирян. Церковь призывает к духовному совершенству, любви и всепрощению. Царство Божие - это состояние души, а не награда за добрые дела. Осуждается воля к власти, которая признается душевным пороком (болезнью), излечиться от которого можно только любовью и всепрощением. Поощряется смирение и осуждается гордыня.
Институты православной цивилизации на северо-восточных землях формировались на протяжении столетий. Уже в XIII веке формируется институт подданства (на западе – вассалитета). Князья и бояре лишаются иммунитета, вводится практика крестоцеловальных записей и государевых опал. Затем ликвидируется институт городского народного собрания (вече). Утверждается монархический принцип наследования власти. Сакрализируется власть великого князя. Жесткая централизация государственной системы сдерживает все прогрессивные тенденции запада. После обретения в 1480 г. независимости в Московской Руси завершается формирование самодержавия. Государство постепенно усиливает контроль над куплей-продажей земель, а затем ликвидируется частная собственность на землю. Власть становится верховным собственником, за населением признается право наследственного владения. В период Московского государства создаются важнейшие общественные институты, которые являлись корпоративными структурами. Среди них: родовое корпорации знати, посадская община, купеческие сотни, община свободных черносошных крестьян, казачья община. Высший уровень общественной иерархии составляло боярство, более низкие уровни формировались в рамках сословий (общин одного уровня). Формируется высший уровень государственной бюрократии – дворянство. Поместный принцип становится основной формой взаимоотношений государства и служащих (с XV века). Барщина как метод хозяйствования утверждается повсеместно с XVI века. В это же время в качестве высших слоев общества начинают признаваться боярство и дворянство. К среднему и низшему слоям относили: · городское сословие (посадские люди) – развивалось в форме общинной демократии; · крестьянские общины (мир), включающие свободных крестьян-общинников (существовали на принципах общественного самоуправления) и крепостных крестьян (полностью зависящие от владельцев земли и общины); · казачество; · купеческие общины.
Особым сословием было православное духовенство, активно участвующее в политических и экономических процессах и определяющее духовную жизнь общества. Таблица 2.12 Взаимосвязь между особенностями религиозных институтов и развитием общества и экономики
Община выступала основополагающим социальным инсти-тутом, что утверждало в обществе принципы уравнительности и коллективизма. «Демократическая культура была живой, возобновляющейся, но она не развивалась, оставалась как бы закон-сервированной на уровне низовых общин» [8]. В середине XVI века формируется Земской собор (существовал до конца XVII века), в который входили представители знати, государственной бюрократии (дворяне), духовенство, представители городских, крестьянских и казачьих общин, купеческих сотен. Земской собор не ограничивал власть царя, не обладал определенными законом правами. Собирался по мере необходимости и был собором-советом и формой диалога общества и власти.
Средневековые парламенты Запада первоначально также носили сословно-корпоративный характер. Но они имели правовую основу для своей деятельности, ограничивали власть королей, члены парламента избирались. Постепенно происходила замена представительства корпоративных структур в парламенте гражданами. Одновременно трансформировались экономические институты: распадались крестьянские общины и цеха ремесленников, создавались индивидуальные хозяйства и предпринимательские структуры. В Московском государстве в XVI век наоборот происходит укрепление общинного хозяйства. Товарно-денежные отношения развиты слабо. Отсутствуют демократические механизмы влияния общества на систему власти. Православие своими основными постулатами сдерживало общественный и экономический прогресс. Призывало к терпению и выступая за неизменность идеалов, ориентировало общество на соблюдение одного их важнейших догматов раннего христианства – социальное равенство. Соборность поддерживала коллективистскую ментальность, сдерживала личностные стремления. И хотя религия сыграла огромную роль в формировании культурных традиций православных народов, «никогда не было полного поглощения общественного сознания религией (харизматизация), как и не было выраженной секуляризации (перехода к гражданскому, светскому миропониманию)» [8]. В ХVI веке русская православная церковь провозгласила божественное происхождение власти царя. Государственная доктрина, получившая название «Москва-Третий Рим», закрепила особую роль православия. Экспансия Московского государства на восток в ХVI веке подержала восточные черты цивилизации. В это же время развивается культурный изоляционизм, в основе которого лежали противоречия между православием и католичеством, общение со схизматиками (католики и православные взаимно называли друг друга схизматиками) было крайне ограниченным. В 1654 г. в Переяславе состоялась Великая Рада, на которой было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Такой выбор украинского казачества во многом был связан с единой верой и историческими корнями. К концу XVII в. Россия сформировалась в виде типичной восточной империи. С именем Петра I связаны первые модернистические опыты, позволившие начать формирование рыночных отношений. Продолжительная внешняя экспансия теперь уже и на запад открыла путь для утверждения элементов западной цивилизации, которые были укоренены на новых территориях России. К концу XIX века вокруг православного ядра сформировалось многонациональное государство с включением народов различных цивилизаций. Объединяло это общество централизованное государство, которое на протяжении XVIII-XX веков последовательно модернизировалось, включая Петровскую модернизацию, модернизацию Александра II, Столыпинскую модернизацию. Эти реконструкции общественных институтов были направлены на внедрение элементов западной циви-лизации, позволяющих создать рыночную экономику и сформи-ровать гражданское общество. Основным тормозом в реализации поставленных задач модернизации было сохранение восточных ориентиров государственности и идеологическая роль православия (идеология западной цивилизации была разработана в эпоху просвещения и утверждала гуманизм, уважение достоинства и прав человека). Поэтому идеологическими прио-ритетами оставался коллективизм и духовные ценности вместо социальных. Сохранение восточной ментальности не позволяло привить ценности рыночной экономики, создать условия для развития демократических институтов. Отношение к предпринимательству даже в начале ХХ века было пренебрежительным. Столыпинская реформа, как отмечает большинство историков и социологов, могла бы коренным образом изменить цивили-зационную парадигму в результате распада самой массовой корпоративной структуры – крестьянской общины и введения частной собственности на землю (по плану П.А.Столыпина для перехода к фермерскому хозяйству при поддержке государства понадобится около 20 лет). Предполагались реформы в политической, социальной и образовательной сферах. Модернизация не была осуществлена так как была задумана. Гибель П.А.Столыпина, включение России в первую мировую войну стали причинами незавершенности реформ. Но важнейшую роль в неудачном исходе плана модернизации сыграло крестьянство, сопротивляющееся разрушению общины самыми разнообразными путями. Доминирующие в течение столетий общинный коллективизм, уравнительные принципы социальной справедливости и корпоративность были сильнее личной инициативы, предприимчивости. Реформы Столыпина не стали источником внутреннего освобождения личности, что не позволяло «адекватно воспринять индивидуалистически-утилитаристски-рационалистическую культуру Запада», создало условия для революции 1917 г. Православный мир оказался в стороне от эпохи гуманизма. Реформации частично затронула только запад Украины и Беларуси, Сербию и некоторые другие территории. Поэтому православный мир «не пройдя гуманистически-реформационно-просветительской школы персонализации человека, утверждения его в качестве свободного гражданина-собственника, не обес-печил себе необходимых оснований для адекватного восприятия западных либерально-демократических экономических и социо-культурных моделей развития» [33]. Характер труда, политическая жизнь, социальные отношения во многом похожи на западные, но, по сути, качественно другие. Достаточно легкое восприятие западных технологий во всех сферах жизни сопровождается по-прежнему доминированием групповых отношений над личностными. Многочисленные реформы не стали источником внутреннего освобождения личности, что не позволяет быстро и успешно модернизировать экономику.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |