Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы правотворческого процесса

Приведите свою классификацию норм права. Сравните разные критерии такой классификации.

В чем практическая польза теоретических знаний о структуре норм права.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

1. В чем соотношение между нормой права и права в целом?

2. Какие из известных признаков права Вы считаете наиболее значимым и определяющим других?

5. В чем состоит разнообразие норм права?

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев С.С. Структура советского права. М., Юридическая литература. 1975.

2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

3. Баранов В.М. Истинность норм советского права. Саратов.1989.

4. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов. 1978.

5. Деготь Б.А. Классификация норм советского права по их структуре. Саратов. 1977.

6. Кулаков В.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов. 1987.

 

 

ТЕМА: ПРАВОТВОРЧЕСТВО

 

1. Формирование права и правотворчество.

2. Принципы, стадии и формы правотворчества.

 

Правотворчество как форма деятельности государства. Виды правотворчества. Органы правотворчества. Закон и подзаконные акты. Виды законов, конституционные и текущие.

Нормативные акты в федеративных, конфедеративных и унитарных государствах, содружествах, союзах и их соотношения.

Надо отметить, что в последней учебной литературе тема «Правотворчество» излагается иногда с темой «Формы (источники) права» или же с темой «Систематизация нормативно-правовых актов». В данном случае вынесение в отдельную тему «Правотворчество» представляется наиболее удобным для лучшего усвоения студентами данного важного вида государственной деятельности.

По первому вопросу следует различать также процессы как «Формирование права» и «Правотворчество». По большому счету под «формированием права» например, также иногда и термин «правообразование», к которому примыкает еще больший по объему и содержанием термин, «генезис права». Для упрощения рассмотрим понятия «формирование права» и «правотворчество».

Формирование права (близкое понятие правообразования) охватывает весь широкий спектр взаимодействующих и взаимообуславливающих друг друга факторов общественного развития, прямым образом или опосредованно влияющих на процесс (генезис) образования права. Среди бесчисленного множества указанных факторов укажем лишь на материальные условия жизни общества, действием различных форм собственности (например, свободы предпринимательства, или наоборот режима жесткой тоталитарной плановой экономики); цельный комплекс факторов: внутренняя общественная политическая ситуация в стране, внешняя политическая обстановка, идеологическое влияние различных учений, теорий, национальные, этнические, религиозные традиции и устои, особенности исторического развития страны и т.д. В результате этого постепенно длящегося и сложного процесса как бы на поверхности шахты добывается правовой материал, который требуется в узаконении и придании ему общеобязательного характера со стороны правотворческой государственной деятельности. Поэтому вкратце правотворчество можно рассмотреть именно как вид государственной деятельности, в результате которого воля народа (другого властвующего субъекта) выражается в нормах права, оформленных в специальных источниках права. Особенностью правотворчества как вида государственной деятельности предстает как раз то, что оно осуществляется специально управомоченными органами государства, через неё осуществляется специальная правовая политика в решении многих жизненноважных вопросах общества: экономика, политика, культура, экология и т.д. Среди основных ветвей государственной власти приоритет отдается (законодательной) с которой и начинается осуществление государственной политики.

Следует обратить внимание на сходные понятия «правотворчества», «законотворчества», «нормотворчества», и выявить их различия. В связи можно различать различные государственные органы, занимающиеся указанными видами деятельности.

Для практики правотворчества имеет важное значение основы, принципы, на которых оно осуществляется. Сосредоточитесь на их содержании и практическую отдачу каждого принципа в правотворчестве.

Особо сложный процедурный момент занимает сам процесс правотворчества. Внимательно рассмотрите стадии правотворчества.

 

Необходимость глубокого реформирования юридической сферы общества вызвана тем, что осуществляемые преобразования экономической и политической системы общества требуют создания адекватной им правовой инфраструктуры. При этом правовая реформа должна проходить наряду с политическими и экономическими изменениями в республике и даже с некоторым опережением, чтобы удержать их в регулируемых рамках.

Утверждение новых общественных отношений должно сопровождаться своевременной коррекцией их правового обеспечения, принятием качественного законодательства, высокопрофессиональным правоприменением, безотказной и слаженной работой правоохранительных органов, признанием непререкаемости авторитета суда».

Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом. без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью

Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.

Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.

Правотворчество: понятие и стадии Понятие правотворчества.

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Столь значительная роль законодательства в жизни личности и
общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается,
формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается
сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов.
призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.

Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актор) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии, с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.

Правовая культура законодателя тысячами нитей связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.

Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:

- исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных
отношений;

- выявления и тщательного учета при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;

- использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;

проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;

- постановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,

- определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией;

совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д.

Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого подхода и решения их законодателем.

Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые в своих диалектических взаимопереходах составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.

Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального прогресса.

Однако ограничение законотворчества рамками «чистого» познания, не переходящего в «деятельную сущность», таит в себе опасность ограничения его пассивной умозрительностью. За познанием следует деятельность. Этот переход не является прямолинейным и одноразовым. Он представляет собой трудоемкое многоступенчатое развертывание и конкретизацию знания в творчестве необходимых обществу законов. Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового
регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает решение о переходе познания к деятельности. Наступает период создания самого закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых обычно законом и регламентом, установленными процедурами.
Если познание в законотворчестве является процессом преобразования объективной действительности в факт законодательного сознания и принятия соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по созданию закона представляет собой обратный процесс превращения законодательного сознания в объективно существующий закон. Тем самым, итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений

Следует отметить, что законотворческий процесс- это не просто механизм создания нормативного акта, это творческий процесс, деятельность созидательная, а, следовательно, креативная, подчиненная определенным логическим правилам и принципам.

В юридической литературе выделяются три основные характерные особенности закона.

Во-первых, закон - акт высших представительных органов. Законы, принимаемые представителями всего населения, являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя основные начала для всей системы законодательством.

Во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. В государстве, стремящемся быть правовым, наряду с общегосударственными наиболее значимыми проблемами, законом должны регулироваться все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина.

В-третьих, законы - это акты, принятые в особом порядке и обладающие высшей юридической властью.

На основании всего вышеизложенного, необходимо сделать вывод о том, что закон - это произведение особого рода, имеющее свои характерные черты и особенности, определяемые назначением права в общественной жизни. Соответственно сам законотвоворческий процесс- это не только особая форма государственной деятельности по разработке и установлению правовых норм, но и творческий процесс, строящийся на основополагающих принципах, образующих его логические основы.

В юридической литературе выделяют: "четыре основополагающих принципа:

- Принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей.

- Принцип понятийной определенности

- Принцип модальной сбалансированности.

- Принцип ретребутивной обеспеченности.

Представляется необходимым рассмотреть каждый из этих принципов подробнее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды правовых норм и их характеристика | Принцип модальной сбалансированности.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.