КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы деятельности школ
Основы деятельности школ и дошкольных учреждений. Лекция №1 Новосибирск - 2012 ЛЕКЦИЯ № 4 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «экономика» Ф.11
По специальности «Клиническая психология» 030302 Форма обучения – очная
Раздел 3. Макроэкономика
1. Предмет и история становления макроэкономики 2. Основные макроэкономические показатели 3. Экономический цикл, его фазы и причины
Составил преподаватель: Карманова Н.Е.
Тема: ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. План:1. Предмет и задачи тифлопедагогики. 2.Связь тифлопедагогики с другими науками.
Литература: 1.Специальная педагогика: Учебн. Пособ. Для студ. Высш. учеб. заведений / Под ред Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.-400с. 2.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. – 223с. 3. Акимушкин В. М., Моргулис И. С. Основы тифлологии,— Киев, 1980. 4. Феоктистова В. А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих.— Л., 1980, 1.Предмет и задачи тифлопедагогики Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Как раздел общей педагогики она развивается на основе диалектико-материалистической философии, принципов гуманистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и. восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется: созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.
В качестве методов исследования тифлопедагогика использует наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей, естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент, беседы, анализ ученических работ (письменные работы, образцы разных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.). В зависимости от задач исследования используются также методы смежных областей наук. Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки — на общую педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.
Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков, и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц с глубокими нарушениями зрения разного возраста. В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического развития, подготовка к школьному обучению. В школьном возрасте дети получают общее среднее и политехническое образование в объеме массовой школы, идейно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку. Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение уровня образования и социально-трудового статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки. К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства. Подготовка педагогических и научных кадров по тифлопсихологии и тифлопедагогике ведется в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Для работников специальных школ и дошкольных учреждений издаются журналы, монографии, сборники научных трудов, методические пособия. Общесоюзным журналом по вопросам теории и практики обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями в психофизическом развитии является журнал «Дефектология». Большое значение для совершенствования процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей имеют публикации издательств «Педагогика», «Просвещение», «Радянська школа» и др. 2. Связь тифлопедагогики с другими науками. Тифлопедагогика как наука связана с блоком педагогических наук: общей педагогикой, специальной педагогикой, олигофренопедагогикой, логопедией, сурдопедагогикой; с блоком психологических наук: общей психологией, психологией ребенка с нарушением зрения, психодиагностикой; с блоком медицинских наук: анатомией, возрастной анатомией, невропатологией, с офтальмологией, генетикой; с блоком юридических наук: право; с социологией.
3. Основы деятельности дошкольных учреждений Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2—3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе. Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Задача специальной педагогики в данном случае состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, в заботе по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т. е. всей компенсирующей системы (Л. И. Плаксина, Т. П. Свиридюк и др.). В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблиопией и детей с косоглазием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией; дошкольные группы для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых. В детских домах, дошкольных группах при школах для слепых детей воспитываются дети с наиболее тяжелыми нарушениями зрения, т. е. совершенно слепые, или же дети со столь незначительными остатками зрения, что его нельзя использовать для непосредственной зрительной работы. Кроме обычных образовательно-воспитательных задач работа детского дома (дошкольных групп) направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, по формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживания.
В детские сады (группы при школах) для слабовидящих детей принимаются дети с остротой зрения 0,05—0,4 с коррекцией очками. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдения за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется также развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются здесь к систематическим занятиям в школе. Для детей с амблиопией и косоглазием существует развитая сеть дошкольных учреждений. В них осуществляется целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. В связи со специфическими задачами учреждений для детей с косоглазием и амблиопией режим дня имеет свои особенности, связанные с проведением целого комплекса лечебных мероприятий. Сочетание коррекционно-воспитательных мероприятий с лечебно-восстановительными создает благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, способствует улучшению подготовки детей к обучению в школе. Длительность пребывания в дошкольных учреждениях детей с амблиопией и косоглазием — от одного года и более в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, с учетом заключения врача-офтальмолога. 3.Основы деятельности школ. Специальные школы для слепых и слабовидящих детей являются предметом постоянной государственной заботы. Они содержатся на средства государства и находятся в ведении органов народного образования. Во всех школах обучаются дети независимо от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, социального положения родителей. Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, формирование приемов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход к детям; перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения, дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптики и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей; специальное оформление учебных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы; усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся. Общеобразовательные школы для слепых и слабовидящих детей состоят из трех ступеней: первая ступень — начальная школа (I—IV кл.), вторая ступень — основная, или неполная средняя, школа (V—X кл.), третья ступень — средняя школа (XI— XII кл.). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка — детству, отрочеству, юности. Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование умения и желания учиться. В начальной школе осуществляются занятия по развитию зрительного восприятия, осязания (у слепых), ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, коррекции речевых нарушений. Учащиеся начальной школы овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, приобретают умения и навыки учебной деятельности; обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений; осваивают элементарные приемы и способы личной гигиены, самообслуживания, мобильности, ориентировки. Обучение ведется по специальным учебным планам и программам. Школа второй ступени (основная, или неполная средняя, школа) закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь социалистического общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом путей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов по зрению. Учащиеся обучаются по программам массовой общеобразовательной школы с некоторыми изменениями в связи с особенностями развития (изобразительное искусство, черчение, физкультура, труд). Всю программу обучения основной школы они проходят за 6 лет. В связи с увеличением срока обучения на 1 год по сравнению с массовой школой дается иное распределение учебного материала по предметам в V—X классах. Средняя школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса трудового обучения учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения. Школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психологической адаптации, активного их включения в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включаются, наряду с обязательными предметами, предметы по выбору самого учащегося. Обучение в XI—XII классах ведется по программам массовой общеобразовательной школы с некоторыми изменениями в содержании отдельных предметов в связи с особенностями слепых и слабовидящих (основы информатики и ЭВМ, трудовое обучение и др.). В школах для слепых обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые издаются рельефно-точечным шрифтом. В учебную практику широко внедряются тифлотехнические средства обучения (специальные приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные), что расширяет возможности восприятия, мобильности и пространственной ориентировки. В школах для слабовидящих обучение ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия. Для слабовидящих создаются благоприятные условия для зрительной работы в классе, применяются соответствующие слабому зрению детей тетради, наглядный и дидактический материал, оптические и технические средства помощи. Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании и могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |