Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы деятельности школ




Основы деятельности школ и дошкольных учреждений.

Лекция №1

Новосибирск - 2012

ЛЕКЦИЯ № 4

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«экономика»

Ф.11

 

 

По специальности

«Клиническая психология» 030302

Форма обучения – очная

 

Раздел 3. Макроэкономика

 

1. Предмет и история становления макроэкономики

2. Основные макроэкономические показатели

3. Экономический цикл, его фазы и причины

 

 

Составил преподаватель:

Карманова Н.Е.

 

 

Тема: ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

План:1. Предмет и задачи тифлопедагогики.

2.Связь тифлопедагогики с другими науками.

 

Литература: 1.Специальная педагогика: Учебн. Пособ. Для студ. Высш. учеб. заведений / Под ред Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.-400с.

2.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. – 223с.

3. Акимушкин В. М., Моргулис И. С. Основы тифлологии,— Киев, 1980.

4. Феоктистова В. А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих.— Л., 1980,

1.Предмет и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о вос­питании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефек­тологии. Как раздел общей педагогики она развивается на осно­ве диалектико-материалистической философии, принципов гума­нистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с на­рушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нерв­ной деятельности. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагоги­ческое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и ано­малий психического и физического развития при этих наруше­ниях; пути и условия компенсации, коррекции и. восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важ­ное место занимают: разработка содержания, методов и органи­зация обучения основам наук, политехнической, трудовой и про­фессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных пла­нов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется: созданию специальных технических средств, способст­вующих расширению познавательных возможностей лиц с нару­шенным зрением, повышению эффективности их обучения и под­готовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценно­го зрения (нормативов освещенности, режима зрительной на­грузки и др.); проектированию специальных зданий для обуче­ния, воспитания и трудовой подготовки.

В качестве методов исследования тифлопедагогика использу­ет наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития де­тей, естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент, беседы, анализ ученических работ (пись­менные работы, образцы разных видов изобразительной и тру­довой деятельности и др.). В зависимости от задач исследования используются также методы смежных областей наук. Тифлопе­дагогика опирается на смежные с ней науки — на общую педаго­гику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офталь­мологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневроло­гию и др.

Современная тифлопедагогика располагает научно обосно­ванными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков, и аномалий развития, механизмы и ус­ловия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц с глубокими нару­шениями зрения разного возраста.

В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуще­ствляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психиче­ского и физического развития, подготовка к школьному обу­чению.

В школьном возрасте дети получают общее среднее и поли­техническое образование в объеме массовой школы, идейно-нрав­ственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психо­логическую и трудовую подготовку.

Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повыше­ние уровня образования и социально-трудового статуса. Оно ор­ганизуется с учетом возраста, сферы производственной занято­сти, жизненного и практического опыта, уровня общеобразова­тельной подготовки.

К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные пла­ны и программы, формы, методы, дидактические средства нагляд­ности и тифлотехнические устройства.

Подготовка педагогических и научных кадров по тифлопсихологии и тифлопе­дагогике ведется в институтах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева.

Для работников специальных школ и дошкольных учрежде­ний издаются журналы, монографии, сборники научных трудов, методические пособия. Общесоюзным журналом по вопросам тео­рии и практики обучения и воспитания детей и взрослых с на­рушениями в психофизическом развитии является журнал «Де­фектология».

Большое значение для совершенствования процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей имеют публикации издательств «Педагогика», «Просвещение», «Радянська школа» и др.

2. Связь тифлопедагогики с другими науками.

Тифлопедагогика как наука связана с блоком педагогических наук: общей педагогикой, специальной педагогикой, олигофренопедагогикой, логопедией, сурдопедагогикой; с блоком психологических наук: общей психологией, психологией ребенка с нарушением зрения, психодиагностикой; с блоком медицинских наук: анатомией, возрастной анатомией, невропатологией, с офтальмологией, генетикой; с блоком юридических наук: право; с социологией.

3. Основы деятельности дошкольных учреждений

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения яв­ляются государственными учреждениями общественного воспи­тания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2—3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и разви­тие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обу­чению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое разви­тие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уро­вень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также пси­хическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные про­граммы.

Задача специальной педагогики в данном случае состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, в заботе по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т. е. всей ком­пенсирующей системы (Л. И. Плаксина, Т. П. Свиридюк и др.).

В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреж­дениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблиопией и детей с косогла­зием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-ча­совым) пребыванием для слабовидящих детей, а также для де­тей с косоглазием и амблиопией; дошкольные группы для слабо­видящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные груп­пы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых.

В детских домах, дошкольных группах при школах для сле­пых детей воспитываются дети с наиболее тяжелыми нарушения­ми зрения, т. е. совершенно слепые, или же дети со столь незначи­тельными остатками зрения, что его нельзя использовать для не­посредственной зрительной работы. Кроме обычных образова­тельно-воспитательных задач работа детского дома (дошкольных групп) направлена на коррекцию отклонений в развитии, восста­новление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значи­тельное внимание уделяется развитию всей компенсирующей си­стемы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслужива­ния. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточ­ного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигатель­ной сферы детей, по формированию навыков ориентировки в про­странстве и самообслуживания.

В детские сады (группы при школах) для слабовидящих де­тей принимаются дети с остротой зрения 0,05—0,4 с коррекцией очками. Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей раз­виваются все элементы зрительного восприятия: способность ви­деть вблизи и вдаль, наблюдения за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется также развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются здесь к систематическим занятиям в школе.

Для детей с амблиопией и косоглазием существует развитая сеть дошкольных учреждений. В них осуществляется целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановитель­ной работы. В связи со специфическими задачами учреждений для детей с косоглазием и амблиопией режим дня имеет свои особен­ности, связанные с проведением целого комплекса лечебных ме­роприятий. Сочетание коррекционно-воспитательных мероприя­тий с лечебно-восстановительными создает благоприятные усло­вия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, способствует улучшению подготовки детей к обуче­нию в школе. Длительность пребывания в дошкольных учрежде­ниях детей с амблиопией и косоглазием — от одного года и бо­лее в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, с учетом заключения врача-офтальмолога.

3.Основы деятельности школ.

Специальные школы для слепых и слабовидящих детей явля­ются предметом постоянной государственной заботы. Они содер­жатся на средства государства и находятся в ведении органов народного образования. Во всех школах обучаются дети незави­симо от национальной и расовой принадлежности, вероисповеда­ния, социального положения родителей.

Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, формирование приемов и способов учебной, игро­вой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе, диф­ференцированный подход к детям; перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения, дозирование учеб­ных нагрузок, применение специальных форм и методов обуче­ния, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оп­тики и тифлотехнических устройств, расширяющих познаватель­ные возможности детей; специальное оформление учебных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы; усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореали­зации учащихся.

Общеобразовательные школы для слепых и слабовидящих де­тей состоят из трех ступеней: первая ступень — начальная шко­ла (I—IV кл.), вторая ступень — основная, или неполная сред­няя, школа (V—X кл.), третья ступень — средняя школа (XI— XII кл.). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка — детству, отрочеству, юности.

Школа первой ступени призвана обеспечить становление лич­ности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможно­стей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, гигиену и охра­ну зрения, формирование умения и желания учиться. В начальной школе осуществляются занятия по развитию зрительного вос­приятия, осязания (у слепых), ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, коррекции речевых нарушений.

Учащиеся начальной школы овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, приобретают умения и на­выки учебной деятельности; обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений; осваивают элементарные приемы и способы личной гигиены, самообслуживания, мобильности, ориен­тировки. Обучение ведется по специальным учебным планам и программам.

Школа второй ступени (основная, или неполная средняя, шко­ла) закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь социалистиче­ского общества. Продолжается работа по коррекции познава­тельной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охра­не зрения, укреплению здоровья. Школа развивает потенциаль­ные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельно­сти с учетом путей профессионального обучения и трудоустрой­ства инвалидов по зрению. Учащиеся обучаются по программам массовой общеобразовательной школы с некоторыми изменениями в связи с особенностями развития (изобразительное искусство, черчение, физкультура, труд). Всю программу обучения основной школы они проходят за 6 лет. В связи с увеличением срока обучения на 1 год по сравнению с массовой школой дается иное рас­пределение учебного материала по предметам в V—X классах.

Средняя школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса трудового обучения учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обуче­ния. Школа создает условия для наиболее полного учета интере­сов учащихся, социально-психологической адаптации, активного их включения в жизнь современного общества и общественно по­лезный труд. С этой целью в учебный план школы включаются, наряду с обязательными предметами, предметы по выбору само­го учащегося. Обучение в XI—XII классах ведется по программам массовой общеобразовательной школы с некоторыми изменения­ми в содержании отдельных предметов в связи с особенностями слепых и слабовидящих (основы информатики и ЭВМ, трудовое обучение и др.).

В школах для слепых обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые издаются рельефно-точечным шрифтом. В учебную практику широко внедряются тифлотехнические сред­ства обучения (специальные приборы для письма, преобразова­тели световых сигналов в звуковые и тактильные), что расширяет возможности восприятия, мобильности и пространственной ориен­тировки.

В школах для слабовидящих обучение ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия. Для слабовидящих создаются благо­приятные условия для зрительной работы в классе, применяются соответствующие слабому зрению детей тетради, наглядный и ди­дактический материал, оптические и технические средства по­мощи.

Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих де­тей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о сред­нем образовании и могут на общих основаниях поступать в выс­шие учебные заведения по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.