Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия и приемы прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности

На вопрос, какими качествами должен обладать политический деятель. Черчилль ответил: "Способ­ностью предсказать, что должно случиться завт­ра, и достаточным умом, чтобы объяснить на сле­дующий день, почему этого не произошло"

Предвидение подразделяется на предсказание и предуказание.

Предсказание - научное и ненаучное, - это форма предвидения воз­можных перспектив, состояний, решений проблемы.

Ненаучное предсказание подразделяется на интуитивное, обыден­ное, религиозное. Первое основано на предчувствиях человека, второе -на житейском опыте, третье - на вере в сверхъестественные силы.

Предсказание, основанное на знаниях закономерностей развития природы, общества, мышления, называется научным. Научное предска­зание осуществляется в форме прогнозирования - специального иссле­дования, предметом которого выступают перспективы развития явле­ния, системы.

Научное предсказание основано на том, что в случайных массовых явлениях имеются закономерности. Данный вывод сформулирован впе­рвые французским ученым П. Лапласом (1749 - 1827). Вывод настолько ошеломлял, что знаменитый статистик Пирсон не поленился подбро­сить монету 24 000 раз и получил 12 012 гербов, что дает частоту, близ­кую к 0,5. Приняв эти правила, отражающие закономерности случайных явлений, становится возможным оценивать не только прошлые, но и будущие события.

 

Результатом предвидения будущего является прогноз - вероятност­ное обоснованное суждение о возможных состояниях явления или сис­темы в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование любого вида сродни искусству.

Предуказание связано с использованием информации о будущем для решения проблем. Формы предуказания: целеполагание, планирование, программирование, проектирование.

Целеполагание - предположение об идеальном результате деятельности.

Планирование - преобразование информации о будущем в дирек­тивы для целенаправленной деятельности, определение последователь­ности, сроков и средств выполнения намеченных мероприятий.

Программирование - установле­ние основных положений, которые затем развертываются в планирова­нии.

Проек­тирование - разработка описания еще несуществующего объекта, буду­щей системы.

Результаты прогнозирования используются при обосно­вании решений, которые могут представляться в форме цели, програм­мы, плана, проекта. Основными задачами прогнозирования являются установление альтернативных целей развития, изыскание рациональных путей и средств их достижения, определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, определение возможных сроков решения задач, выявление ограничений, которые оказывают влияние на процесс развития.

Основные типы прогнозов представлены на рис. 6.2.2.

Поисковый прогноз позволяет определить возможные состояния явления, системы в будущем при продолжении тенденций развития изучаемых объектов в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероят­нее всего произойдет при условии сохранения существующих тенден­ций?

Нормативный прогноз предполагает определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, системы, принимаемых в качестве цели. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями дос­тичь желаемого?

В пределах одного типа экономических систем (плановой или рыночной) разрабатываются преимущественно поиско­вые прогнозы.

На этапах перехода от одного типа экономической сис­темы к другому предпочтительны нормативные прогнозы.

 

Целевой прогноз способствует ответу на вопрос: что именно жела­тельно и почему?

Программный прогноз обусловлен необходимостью определения возможных путей, мер и условий достижения желательно­го состояния прогнозируемого объекта.

Плановый прогноз связан с оп­ределением направлений ориентации планирования для достижения поставленных целей.

Проектный прогноз дает возможность предсказать конкретные образы будущих объектов.

Оперативный (текущий) прогноз, как правило, рассчитан на перспе­ктиву, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования. Период упреждения оперативных прогнозов - до 1 месяца. Оперативные прогнозы содержат детальные количественные оценки.

Краткосрочный прогноз ориентирован на перспективу только количественных изменений объекта. Горизонт краткосрочного прогно­за, который содержит общие количественные оценки, как правило, не превышает одного года.

Средне- и долгосрочные прогнозы даются на период, в течение которого предусматриваются не только количествен­ные, но и качественные изменения объекта. Горизонты среднесрочного прогноза, который содержит количественно-качественные оценки, - до 5 лет, долгосрочного прогноза, содержащего качественно-количественные оценки, - до 15 лет.

Сверхдолгосрочный прогноз, как правило, на период более 15 лет дается на перспективу существенных качественных изменений, при которых можно предсказать только общие качествен­ные оценки.

Прогнозирование осуществляется на основе:

- оценки перспектив развития явления, системы путем обобщения опыта, при помощи аналогии с достаточно хорошо известными схо­дными объектами;

- условного продолжения в будущее тенденций, закономерности ра­звития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны;

- модели будущего состояния явления, процесса, построенной согла­сно ожидаемым или желательным изменениям ряда условий, перспек­тивы развития которых достаточно хорошо известны.

В соответствии с этими подходами к прогнозированию существуют три дополняющих друг друга группы приемов разработки прогнозов (рис. 6.2.3): ассоциативно-эвристические; экстраполяции и интерполяции; моделирования. По оценкам отечественных и зарубежных ученых; в настоящее время насчитывается свыше 150 методов прогнозирования.

Ассоциативно-эвристические (экспертные) приемы прогнозирования применяются в том случае, если объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно. Ассоциативные приемы использу­ются также при возникновении в рамках прогнозного периода "скачка" в развитии объекта исследования для определения силы "скачка" и оце­нки времени его осуществления. Прогнозные экспертные оценки отра­жают индивидуальное суждение отдельных специалистов или коллек­тивное суждение группы специалистов относительно перспектив развития явления, системы и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции.

Приемы интерполяции и экстраполяции ориентированы на выявле­ние промежуточного значения между известными значениями (точками) процесса. Названные приемы основаны на построении дина­мических рядов значений показателей состояния объекта в прошлом и будущем. По образному высказыванию, прошлое дано не для того, что­бы к нему возвращаться, а для того, чтобы предвидеть будущее. Однако следует подчеркнуть, что знание прошлого не означает знания будуще­го. Для прогнозирования необходима информация о деятельности хо­зяйствующего субъекта за ряд лет.

Моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явле­ния на период упреждения прогноза по имеющимся прямым или кос­венным данным о масштабах и направлении изменений.

Важное значение имеют и способы организации работы творческих коллективов и отдельных исследователей при прогнозировании. Основ­ные приемы организации работ по прогнозированию представлены на рис. 6.2.4.

Отличительная особенность деловых игр состоит в выборе и распре-Делении между участниками ролей, исполнение которых позволяет имитировать процесс решения профессиональных в определенной пре­дметной области задач. Для мозгового штурма, как правило, отбирается небольшая (6-8 человек) и по возможности разнородная группа гене­раторов идей. Процесс генерирования идей отделен от их оценки. Поо­щряется каждая идея. Генерирование идей следует вести в непринуж­денной обстановке. Высказанные идеи стенографируют и передают группе экспертов для оценки и отбора перспективных. Сеансы мозгово­го штурма можно проводить в рамках деловой игры.

Сила и одновременно слабость мозгового штурма в запрете на кри­тику. Для развития и видоизменения идеи необходимо выявить ее недо­статки, для чего необходима критика. Уильям Гордон преодолел это противоречие, разработав метод синектики, для чего формируется срав­нительно постоянная группа, члены которой привыкают к совместной работе и перестают бояться критики. Кроме того, Гордон сумел нес­колько упорядочить процесс решения задачи. Руководитель синектиче-ской группы направляет процесс поиска решений, призывая к поочере­дному использованию аналогий, уточняя формулировку задачи.

К частным методам организации поиска решений можно отнести та­кие, как "метод 635", "дискуссия 66". Согласно первому методу, каждо­му из шести членов созданной творческой группы предполагается в те­чение пяти минут записать не менее трех вариантов решения сформу­лированной проблемы. "Дискуссия 66" предполагает разбивку больших по составу творческих коллективов на мелкие дискуссионные группы по 6 человек, которые в течение 6 минут проводят мини-конференции по четко сформулированной проблеме. Каждая группа избирает руко­водителя и секретаря. Секретарь сортирует и записывает высказанные идеи. Затем руководители групп собираются вместе и проводят дискус­сию по обсуждению выдвинутых в группах идей и отбору лучших вари­антов. Названные приемы относят к разновидности конференции идей, и они применимы как автономно, так и в рамках индивидуального и коллективного мозгового штурма, а также при проведении деловых игр.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приемы факторного анализа | Літаратуразнаўства як навука. Прадмет і задачы даследавання. Састаўныя часткі. Асноўныя катэгорыі, тэрміны, паняцці. Прадмет і задачы тэорыі літаратуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.