Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие изменение спроса и изменение величины спроса не следует уравнивать

Изменение цен на сопряженные товары

Неценовые детерминанты (факторы) спроса

смещают кривую спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса)

1. Изменение вкусов (предпочтений) покупателей вызванное рекламой или изменениями моды.

2. Изменение числа покупателей. Увеличение числа покупателей смещает кривую спроса вправо. И наоборот.

3. Изменение дохода. Рост доходов повышает спрос на нормальные товары или товары высшей категории и снижает спрос на товары низшей категории (товары Гиффина). Доход ↑ → Д ↑ на товары высшей категории. (прямая зависимость). Д ↓ → Д ↑ на товары низшей категории (обратная зависимость).

· взаимозаменяемые товары. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость (рост цен на говядину увеличивает спрос на свинину или курятину)

· взаимодополняющие товары. Когда два продукта являются взаимодополняющими между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость (рост цены на бензин ведет к снижению спроса на внедорожник, увеличивается спрос на малолитражки).

5. Изменение в ожиданиях потребителей. Ожидания домохозяйств, касающиеся будущих цен, денежных доходов и доступности товаров. Если ожидается ↑ цен и дефицит товаров то люди тратят больше денег сейчас, а откладывают меньше. Ожидание более высоких денежных доходов в будущем также способствует к тому, что потребители тратят больше денег сейчас.

В данном случае изменение спроса вызвано не изменение цены на продукт а изменением неценовых факторов.

 

Когда мы говорим об изменение величины спроса, это означает перемещение от одной точки к другой на стабильной кривой спроса. Изменение объема спроса на продукт вызвано изменением цены на данный продукт.

Когда мы говорим об изменение спроса, это означает смещение самой кривой спроса вызванное изменением неценовых факторов, а не изменение цены на продукт. Изменение одного или нескольких детерминант может привести к смещению кривой спроса и в последующем изменению цены продукта.

Ценовые детерминанты влияют на объем спроса, а неценовые детерминанты – на характер спроса.

Рис. 7. Кривая индивидуального спроса на продукт Рис. 8. Изменение спроса на продукт

 

Кривая индивидуального спроса (рис.7.) представлена на графике в виде нисходящей кривой DD, так как между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. При этом по закону спроса потребители покупают большее количество продукта, когда цена на него снижается. Изменение величины спроса, вызываемое изменением цены данного продукта, соответствует перемещению от одной точки к другой на стабильной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой их комбинации.

Кривая общего рыночного спроса образуется путем горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса всех потребителей на рынке.

Изменение спроса на продукт (рис.8.). Изменение одной или более детерминанты спроса – потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на другие товары или потребительских ожиданий – вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, от D0 к D1. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево – от D0 к D2.

Рис. 9. Спрос на товары первой необходимости Рис. 10. Спрос на товары высшей категории   Рис. 11. Петля спроса

Спрос на товары первой необходимости (рис.9.) является стабильным при любом уровне цен (хлеб, инсулин, героин и т.п.) – это товары от потребления которых человек не в состоянии отказаться при любом уровне цен.

Товары высшей категории (рис.10.) – предметы роскоши (недвижимость, авто, антиквариат, золото и т.п.). Рост цен стимулирует спрос на них. Потребитель приобретает больше этих товаров при росте цен в надежде перепродать их в будущем по более высокой цене или использует их в качестве средства сбережения и накопления богатства. Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода.

Товары низшей категории (товары Гиффена) – картошка, макароны, капуста, дешевые полуфабрикаты, и прочий китайский ширпотреб. Спрос на них зависит от изменения уровня доходов. Рост доходов снижает спрос на них, потребитель переключается на потребление нормальных и дорогих товаров. И наоборот. Спрос на эти товары изменяется в обратной зависимости от изменения доходов.

Петля спроса (рис.11.). Снижение цены может привести к падению спроса, так как потребители могут отождествлять низкую цену с низким качеством товара.

 

Вопрос 3.

Предложение – это шкала, графически изображаемая в виде кривой, которая показывает количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Объем (величина) предложения (Quantity supplied) показывает, какое количество продукта производители готовы предоставить на рынок в данный момент времени при существующем уровне цен.

Обозначения:

S – предложение (англ. слово Supply);

QS - объем предложения (англ. слово Quantity supplied);

P - цена товара (англ. слово Price).

Закон предложения сформулировал французский математик Антуан Огюстен Курно.

Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях количество предлагаемого товара изменяется прямо пропорционально его цене, то есть существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения. Производители предлагают к продаже большее количество продукта по высокой цене, чем по низкой.

Кривая предложения является восходящей, так как существует эта зависимость.

Кривая предложения основывается на издержках производства. Между издержками производства и предложением существует тесная связь. За дополнительные единицы продукта фирма должна получить более высокую цену, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек (закон убывающей отдачи факторов производства).

Детерминанты предложения – смещают кривую предложения.

1. Изменение цен на ресурсы. Рост цен на ресурсы увеличивает издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. И наоборот

2. Изменение технологии. Совершенствование технологии сократит издержки на ед продукции → к ↑ прибылей и к увеличению предложения, то есть кривая предложения сместится вправо. И наоборот

3. Изменение налогов и субсидий. Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложения. И наоборот. Когда гос. субсидирует производство, какого либо товара оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Изменение цен на другие товары. Во время чемпионате мира по футболу увеличивается спрос на футбольные мячи → к ↑ цены на них → к ↑ предложения футбольных мячей и сокращению выпуска баскетбольных и волейбольных мячей.

5. Изменение ожиданий. Ожидание существенного снижения в будущем цен на нефть побуждает нефтяные компании увеличивать текущее предложение нефти.

6. Изменение числа поставщиков. Рост числа фирм увеличивает предложение данного продукта. И наоборот, по мере выхода фирм из отрасли предложение данного товара уменьшается.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инфраструктура рынка | Понятие изменение предложения и изменение величины предложения не следует уравнивать
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.