Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное устройство

Платон считал, что идеальным, то есть правильно устроенным, государством будет то, в котором каждый человек будет заниматься тем, что соответствует преобладающему в нем типу души и четырем добродетелям. Те, у кого преобладает разумное начало, должны быть философами, правителями государства. Люди с преобладанием благородных аффектов – воинами, стражами государства. С преобладанием чувственного начала – земледельцами и ремесленниками. Почему управлять должны именно философы, казалось бы, менее всего приспособленные к практической деятельности? А потому, что именно они могут созерцать истинное положение вещей, то есть благо, без знания которого правильного устроения общества невозможно.

Здесь можно указать по крайне мере на одну зрелую мысль. Представьте себе, что у власти оказывается тот, кто склонен потакать своим чувственным, низменным страстям. О чем он будет заботиться? Сомнительно, что о благе других и вообще о благе в значении высших духовных ценностей.

 

Аристотель (384-322)

Аристотель (384-322) родился в г. Стагира на полуострове Халкидика в Северной Греции. В семнадцатилетнем возрасте был отправлен для учебы в Афины, где он становится членом платоновской Академии и остается там в течении двадцати лет. В период 343-340 гг. он был наставником молодого Александра Македонского. Затем в 335 году возвращается в Афины, где основывает собственную философскую школу Ликей, и оставляет их лишь незадолго до смерти.

В отличие от Сократа и Платона, Аристотель был не только философом, но и ученым и оставил после себя трактаты по зоологии, физике, метеорологии, а также по искусству. Жанр философских работ Аристотеля претерпел определенное развитие. В молодости он писал диалоги, до нас практически не дошедшие. Позднее он отказывается от формы диалогов и первым среди философов пишет трактаты – жанр, который с тех пор наиболее распространен в философии.

Трактатов Аристотель написал очень много. Обратим внимание на название одного из них «Метафизика». Следует помнить, что название это дал не Аристотель, а Андроник Родосский, который в 1 в. н.э. решил издать сочинения Аристотеля в систематическом виде. Ту часть трактатов, которые не могли быть помещены в число физических, издатель собрал под общим название «Метафизика», то есть то, что «после физики». Сочинение это не представляет целостного произведения, различные его части написаны в разное время, но для нас оно важно тем, что в нем рассматриваются те вопросы, которые и являются собственно философскими. А слово «метафизика» стало нарицательным, обозначая особый тип философствования.

Первая в истории попытка классификации видов знания

Аристотель предпринял первую в истории попытку классификации видов знания, разделив их на три группы: практическое, творческое и теоретическое. Практическое знание – этика, экономика, политика – подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Творческое знание – риторика, поэтика и все ремесла и прикладные искусства (например, медицина). К сфере теоретического знания относятся «первая философия» или метафизика, физика («вторая философия»), математика.

Обратим внимание на интересный момент. Теоретическое знание не имеет никакой жизненной ценности, являясь знанием созерцательным (физика и математика в античности еще не приобрели того систематического прикладного значения как в Новое время). Однако, по мнению Аристотеля, теоретическое знание все-таки является наиболее ценным, поскольку в отличие от двух других видов знания, существующих для определенных целей, знание теоретическое является свободным, существуя ради самого знания. Человек, обладая теоретическим знанием, уподобляется Богу, поскольку Бог является единственным свободным существом в мире, и теоретическое знание наиболее достойно его.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учение об идеальном государстве: земное по образцу небесного | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.