Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития родовспоможения

Введение. Философия акушерского дела. История родовспоможения. Структура родовспоможения. Этика и деонтология в акушерстве. Роль акушерки в жизни общества

Лекция № 1

Старый Оскол – 2008

Печатается по решению научно-методического Совета Старооскольского медицинского колледжа.

Протокол № 1 от 6 ноября 2007 г.

 

 

Авторы:

к.м.н. Гончарова Валентина Павловна, заместитель директора по учебной работе Старооскольского медицинского колледжа

Шарафутдинова Клара Шахабиддиновна, преподаватель акушерства, председатель ПМК акушерства и хирургии Старооскольского медицинского колледжа

 

 

Рецензент: к.м.н., ассистент кафедры акушерства ВГМА Хатунцев А.В.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Акушерство», а также для подготовки к семинарско-практическим занятиям в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

 

 

План лекции:

1. Философия акушерского дела.

2. Основные этапы развития родовспоможения. Вклад в развитие родовспоможения наиболее

выдающихся акушеров прошлого и современности.

3. Структура системы родовспоможения, назначение каждого подразделения, роль акушерки в

ней.

4. Материнская смертность.

5. Перинатальная смертность. Критерии живорождения.

6. Роль акушерки в обеспечении безопасности материнства, в снижении материнской и

перинатальной заболеваемости и смертности.

7. Этика и деонтология в акушерстве.

8. Основные вопросы законодательства по охране материнства и детства.

9. Национальный проект «Здоровье».

 

1. АКУШЕРСТВО -раздел медицины, изучающий физиологические и патологические процессы, происходящие в организме женщины, связанные с зачатием, беременностью, родами, послеродовым периодом, а также вопросы профилактики и лечения осложнений беременности, родов и послеродового периода.

ФИЛОСОФИЯ - наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия.

Разделы философии:

-Онтология – наука о бытии.

-Гносеология – наука о познании.

-Логика – наука о причинно-следственных отношениях.

-Этика и эстетика.

Медицина – философская наука. Существует мудрое выражение «Там, где кончается философ, начинается врач».

 

I этап – донаучный – включает эпоху родовых общин. Данные фольклора и сведений из древнейших памятников письменности с большой убедительностью свидетельствуют о вполне рациональных приёмах оказания помощи роженицам и новорожденным. Источниками информации о развитии медицины тех времён являются девять египетских папирусов (папирус Кахуна), где описывались маточные кровотечения, воспалительные заболевания, противозачаточные средства, методы распознавания ранних сроков беременности, методы обезболивания в родах, даётся информация о здоровом образе жизни. В Месопотамии в кодексе Хаммурапи упоминалось о врачах, помогающих в родах.

Канон Авесты - главный источник представлений о медицине древнего Ирана, в нём описывалось должное отношение к беременной женщине, кормящей матери, этика семейных отношений, информация о вреде курения для женщины, о врачебной этике.

Древняя Тибетская медицинская литература Джу Джи описывает 400 видов патологии и 1616 их вариации (преимущественно женские и детские болезни).

У ацтеков помощь женщине во время беременности была разработана с большой тщательностью, в их регламентах переплетались религиозно-мистические взгляды и рациональные приёмы, накопленные в ходе практической деятельности и жизненных наблюдений. Историки считают, что в акушерстве врачи Центральной Америки превосходили своих древнеиндийских коллег. Интересны наставления их молодожёнам: половой акт разрешался через четыре дня после свадьбы (прием опьяняющих напитков), во время беременности женщине предписывалось хорошо питаться, избегать физической нагрузки, волнений, запрещались горячие ванны.

В пантеоне олимпийских богов Апполон-покровитель медицины, бог - целитель. Артемида (его сестра) - покровительница рожениц, Гестия –покровительница домашнего очага, семейной жизни, рождения ребёнка. Акушерскому искусству обучали в храмах Артемиды, затем в светских школах (Книдская и Косская). Мать Гиппократа (реформатор Косской школы) – Фенарета была повитухой. Представители Книдской школы признаны как основатели гинекологии (влагалищные исследования, зондирование матки, вправление матки).

Именно от Древнегреческой медицины берут начало два направления- эмпирическое и философское, которые после тысячелетий развития начинают сближаться в XVII-XVIIIв.в., в результате чего сформировался принцип методологии и эмпирического знания, единство науки и практики - основной принцип современной медицины.

II этап – средних веков. Ибн Сина в медицине народов Средней Азии эпохи феодализма был крупной фигурой. Он написал «Канон врачебной науки».

Амбруаз Паре, не имея образования, цирюльник при дворе короля Франции – стал хирургом, дополнил исследования античных врачей и исправил их ошибки; описал нормальное течение беременности и родов, перечислил признаки внутриутробной гибели плода; рекомендовал накладывать швы на промежность, произвёл кесарево сечение на умирающей женщине, предложил прототип акушерских щипцов, описал поворот плода на ножку.

Андреас Везалий (1514-1564 гг.) - описал женские половые органы аналогично принятой сейчас системе, называя влагалище шейкой матки, а шейку матки - «устьем дна матки». Методику вскрытия, разработанную Везалием, использовали Фаллопий, Евстахий.

Леонардо да Винчи нарисовал атлас органов.

Г. Фаллопий – анатом, хирург, акушер (описал маточные трубы, развитие зародыша). Его ученики: Аранций, Ботало (описал проток, соединяющий в период внутриутробного развития легочную артерию и дугу аорты).

III этап научный. XVIII век. С развитием хирургии совершенствовалось и акушерство. Эпоха повивальных бабок сменилась дипломированными врачами акушерами – мужчинами. Девентер (Нидерланды) описал узкие тазы. Морисо (Франция) создал пособие о болезнях беременных и рожениц.

XVIII-XIX вв. Жан Луи Боделок создал учение о костном тазе, описал методику пельвиометрии.

XIX в. Чемберлен применил акушерские щипцы. В Англии (1852 г) организовано первое научное акушерско-гинекологическое общество. Это время ассимиляции клинической медицины, выдающихся достижений естественных наук, физиологии, патологической анатомии и других наук.

На развитие акушерства оказали влияние два научно-практических открытия: методы и средства обезболивания (наркоз) и методы асептики и антисептики (Дж. Листер, Игнац Земмельвейс-раствор хлорной извести для обработки рук, Пирогов Н.И.). В 40-е годы XIX века в Вене от родильной горячки умирала каждая третья женщина, применив вышеописанный метод обработки рук и Земмельвейс снизил летальность до 0,8%. На его памятнике в центре Будапешта написано: «Спасителю матерей».

В конце XIX века Пинар детализировал приёмы наружного акушерского исследования.

XX век- современный этап. Этот этап ознаменован внедрением в практику методов асептики и антисептики, обезболивания, гемотрансфузии, применением антибиотиков, операциями кесарева сечения, методов Цовьянова.

Акушерство в России развивалось в русле общемирового, однако имело свои особенности. Медицина Руси базировалась на концепциях Галена, Гиппократа и других учёных древности. В конце XVI века русское правительство обязало врачей – иностранцев обучать русских медицине. Аптекарский приказ, созданный Иваном IV-Министерство Здравоохранения (конец XVI века). Реформы Петра I: в 1724 году в Петербурге учреждена Академия Наук, а в 1755 г. образован Университет в Москве.

Первый реформатор медицинского образования- П.З.Кондоиди. По его инициативе была начата систематическая подготовка акушерок. Он добился направления десяти лучших учиться в Европе. Они стали замечательными учителями новых поколений отечественных врачей. В 1764 году в Московском Университете начал читать лекции по бабичьему делу Эразмус.

Нестер Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) – основоположник отечественного акушерства и педиатрии, первый профессор акушерства, в 1782 г создал труд «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» и ввёл преподавание на русском языке.

В конце XVIII в. были созданы военно-медицинские учебные заведения и первая кафедра акушерства в 1832 году на базе Петербургской медико-хирургической академии (возглавил С. Хотовицкий - акушер и педиатр).

Несмотря на запреты, некоторые русские женщины получили высшее врачебное образование.

Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899) – первая женщина – врач, окончившая Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге и защитившая диссертацию на степень доктора наук медицины на тему «Материалы для патологической анатомии маточного влагалища». Наряду с лечебной работой она большое внимание уделяла популяризации знаний среди населения по гигиене женщины. В своей книге «Гигиена женского организма во всех стадиях жизни» отметила, что как первая женщина, получившая полное медицинское образование в России наравне с мужчинами, считает своей священной обязанностью принести свой посильный труд на пользу русским женщинам. В 1872 г. В.А. Кашеварова-Руднева на свои средства открыла частный родильный дом.

Л.Я. Крассовский поднял технику оперативного акушерского мастерства (удаление матки), создал «Курс практического акушерства», описал аномалии таза, разработал учение о механизме родов.

В.Ф. Снегирёв написал труд «Маточные кровотечения».

Н.И.Побединский – великий хирург, уделял много внимания амбулаторному наблюдению беременных, что привело к появлению женских консультаций.

В 1797 году, в Петербурге открылся Повивальный институт с родильным отделением (ныне НИИ акушерства и гинекологии имени Отта - РАМН).

Д.О. Отт возглавил женский медицинский институт. Он создал образцовую подготовку акушерок.

В.В. Строганов вскрыл проблемы разрыва матки, разработал принципы терапии эклампсии.

М.С. Малиновский написал руководство по оперативному акушерству; Л.С. Персианинов в своих трудах уделял много внимания методам коррекции аномалий сократительной деятельности матки и внутриутробному состоянию плода.

В наши дни традиции Московской школы акушерства и гинекологии достойно продолжают крупные российские учёные: Т.М. Савельева, Т.А. Старостина, Е.М. Вихляева, В.И. Кулаков, В.М. Серов, Н.М. Победин и др.

И.И.Яковлев изучал физиологию и патологию беременности, предложил физиологические методы обезболивания при родовой деятельности, описал биомеханизм родов, ввёл классификацию аномалий родовой деятельности.

ХХ век: развитие анестезиологии, фармакологии и оперативной техники позволили перенести акцент акушерской науки с беременной на плод, что привело к рождению науки ХХ века - перинатологии. В перинатологии в 60-е годы было создано учение о критических периодах внутриутробного развития человека (П.Г. Светлов, В.И. Бодяжина и др.).

Внедрены аппаратные методы исследования внутриутробного состояния плода.

XX век – метод ЭКО.

В 2000г. в Москве состоялся Первый съезд акушерок России. Организована Ассоциация акушерок России.

Акушерство ХХI века – это синтез последних достижений сопряжённых с ним наук (биохимия, иммунология, фармакология, генетика), позволяющих решать насущные проблемы репродуктологии на клеточном и субклеточном уровне, и современных перинатальных технологий, являющихся результатом научного, осмысленного и критического пересмотра широко используемых в настоящее время представлений, методов и тактик ведения.

История становления и развития подготовки акушерских кадров в Старом Осколе началась в 1937 году, когда впервые в фельдшерско-акушерской школе осуществлен прием акушерок. Первый выпуск акушерок в 1939 г. составил 65 человек.

С 1937 г. по 1954 г. получили специальное образование 479 акушерок.

В 1954 г фельдшерско-акушерская школа переименована в Старооскольское медицинское училище, а в 1996 г наше учебное заведение получило статус медицинского колледжа. За период 1954 г по 1996 г подготовлено 1726 выпускников акушерского отделения.

Акушерская помощь женщинам Старого Оскола с 1953 г. по 1978 г. оказывалась в родильном отделении ЦРБ, с 1978 г. в родильном отделении Городской больницы №1. В 1990 году начал функционировать Городской родильный дом, который в 2001 году реорганизован в Перинатальный центр и присоединён к МУЗ Городская больница № 1.

 

3. Основными задачами акушерства на современном этапе являются:

-оказание высококвалифицированной и специализированной помощи женщинам во время беременности, родов и послеродового периода

-наблюдение и уход за здоровыми и оказание квалифицированной медицинской помощи больным и недоношенным детям.

Акушерскую помощь оказывают амбулаторно-поликлинические и стационарные лечебно-профилактические учреждения.

Учреждения здравоохранения, оказывающие акушерско – гинекологическую помощь:

1.Амбулаторные:

-фельдшерско-акушерские пункты (ФАП)

-женские консультации.

ФАП: в сельской местности амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь женщинам оказывает акушерка ФАП и участковых больниц, в которых нет акушера-гинеколога. Амбулаторная работа акушерки в основном профилактическая, т.е. направлена на предупреждение осложнений беременности, в послеродовом периоде и гинекологических заболеваний.

Женские консультации работают по участковому принципу (5000 женщин, из них 3000- детородного возраста). Структура женской консультации – рассмотрена в лекции № 7.

ЗАДАЧИ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ:

1. Диспансеризация беременных женщин и родильниц.

2. Профилактика материнской и перинатальной смертности.

3. Оказание помощи гинекологическим больным.

4. Планирование семьи.

5. Санитарно-просветительная работа.

6. Организация и проведение профилактических осмотров женского населения с целью раннего выявления гинекологических и онкологических заболеваний

7. Оказание женщинам социально-правовой помощи.

Показатели работы женской консультации: материнская и перинатальная смертность, процент невынашивания, наличие гестозов тяжёлой степени, соотношение беременностей, закончившихся искусственным абортом и родами, раннего (до 12 недель) взятия на учёт беременных (для повышения эффективности обследования с целью устранения или снижения риска для здоровья будущей матери и развивающегося плода).

2.Стационарные:

-родильные отделения в составе многопрофильных больниц всех уровней: ЦРБ, городские, областные, краевые, республиканские.

-родильные дома (акушерские стационары)

-перинатальные центры.

Перинатальный центр представляется наиболее прогрессивной и перспективной организационной формой оказания медицинской помощи новорожденным. Суть его состоит в оказании всех видов акушерской и неонатальной помощи в одном учреждении (амбулаторная и стационарная помощь женщинам, стационарная помощь новорожденным, в том числе реанимационная, интенсивная (I этап) и выхаживание больных и/или недоношенных детей (II этап).

Акушерские стационары бывают общего и специализированного типа (по невынашиванию,????); самостоятельные и в составе ГБ, ЦРБ, Областной больницы.

Особенности работы акушерских стационаров в настоящее время на основе внедрения новых технологий в родовспоможение: индивидуальные родильные залы, совместное пребывание матери и ребёнка, ранняя выписка домой.

Показатели работы акушерского стационара: материнская заболеваемость и смертность, перинатальная смертность, заболеваемость новорожденных, родовой травматизм матерей и новорожденных.

 

4. Материнская смертность – это смертность женщин, связанная с выполнением ими генеративной функции. Это все случаи смерти женщин во время беременности, родов и после них в течение 42 дней, за исключением смерти, связанной с травматизмом, пожарами.

 

Число женщин, умерших во время беременности, родов и после родов до 42д.x100.000

Число родов живыми новорожденными

 

Материнская смертность (МС) - один из основных показателей репродуктивного здоровья женщин, интегральный показатель взаимо­действия экономических, экологических, культурных, медико-органи­зационных факторов, доступности и качества медицинской помощи.

Перечисленные выше факторы определяют региональные различия уровня показателя МС (рассчитывается на 100 000 родившихся живыми) в странах мира, в т, ч. в странах Европы (табл. 1).

Таблица 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сборник лекций по акушерству | МС в странах Европы в 2000 и 2004 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.