КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Масштабы менеджмента
При капитализме происходит формирование системы управления экономикой. Эта система состоит из различных элементов и нуждается в специальном описании. Отметим здесь только то, что она включает в себя финансистов, кредиторов, коммерсантов, маркетологов и т.п. Значимость этой системы можно видеть на многих примерах. В США в 1982 году на 100 производственных рабочих приходилось 54 административных, инженерных, конторских служащих. А при разработке бомбардировщика В‑1 это соотношение составило 100 - 180, то есть управленцев было фактически в 2 раза больше, чем непосредственных исполнителей. В большинстве отраслей они составляли 8% от числа работающих. В «Дженерал моторз» существует 14 уровней управленческого труда. Именно эта система управленческого труда и определяет современное производство. В 1989 году в США было 9 миллионов менеджеров. У них была фиксированная заработная плата размером от 25000 до 150000 и более долларов в год. В среднем, глава американской корпорации получает 12 млн. долларов в год. Абсолютным рекордсменом в этом отношении является глава компьютерного гиганта «Эппл», имеющего среднегодовой доход 219 млн. долларов. Оклад менеджера в США превышает оклад руководителя сравнимой по объемам фирмы Японии в десять и более раз. Численность чиновников, т.е. государственных менеджеров, характеризуются следующими данными. В России чиновников чуть больше миллиона, в Японии – 2.5 млн., в Великобритании – 3.7 млн., во Франции – 3.4 млн., в США – 18.5 млн. В России на одного чиновника приходится 131 человек, а в США – 15. Заработки чиновников: во Франции в среднем 115 тыс. долларов, в США – 140 тыс., в Великобритании – 130 тыс. долларов. Зарплата чиновников не превышает установленную минимальную зарплату более чем в 20 раз. В Германии месячная зарплата министров больше месячного минимума в 17 раз (25 тыс. евро и 1500 евро соответственно), в Японии эти различия в 9 раз. В России разница в 44 раза. У чиновников в западных странах нет льгот – они живут за счет своего заработка. Иное дело в России [см.183].
Подготовка менеджеров, или как говорят номенклатуры, представляет собой довольно сложное дело. Прежде всего, должен быть адекватный отбор людей для выполнения этой функции. Как отмечает наука, прежде всего психология, не все люди способны выполнять эту функцию. По разным данным эту функцию могут выполнять от 2 до 8% всех людей общества. Как было известно в древности, не всем из них можно доверять. Прежде всего, нельзя доверять тем, кто сам рвется к этой работе. На основе отбора необходима специальная их подготовка. Не только общее, но и профессиональное образование не достаточно для этого. Нужна особая форма их обучения на более высоком уровне. Обучение не водится только к словесному заучиванию знаний, но и включает практическую работу в качестве лидера, организатора и т.п. Например, после получения общего и профессионального образования в Японии требуется еще проработать практически 8-10 лет на разных работах, специально подобранных для лидера. В таком случае необходима горизонтальная и вертикальная ротация (перемещение) персонала, которая не только дает практические знания, но и служит одновременно средством контроля их способности к менеджменту. Нормой является тестирование способностей при поступлении на такую должность.
Профессиональная подготовка менеджера требует изучения многих наук. Надо знать психологию людей, экономические процессы, информатику, интеллектику и многое другое: право, учет, контроль, планирование, статистику, прогнозирование, анализ и т.п. Проблема подготовки менеджеров давно обсуждается в литературе. В частности, об этом писал Г. Волков [см.: 25,с.57]. Он выделил ряд форм подготовки менеджеров. Традиционное должностное продвижение руководителей предполагало постадийный отбор достойных на разных уровнях иерархической системы управления. Он весьма нерационален и наносит значительный ущерб предприятию. «Менеджер не просто руководитель, направляющий действия подчиненного, буквально, «ведущий за руку». Это современный управляющий, принимающий решения, количество и качество которых служит мерой производительности его труда. Он не просто сидит за письменным столом и принимает посетителей. В его распоряжении совершенная техника, позволяющая быстро и полно собирать информацию, превращать ее в действие и обеспечивать, тем самым, эффективность управления. Но главное, что отличает менеджера от простого руководителя, - профессиональная подготовка. В капиталистических странах к идее менеджмента пришли не сразу. Раньше там культивировались две модели должностного продвижения. Одна из них - «талант и протекция»; талант без протекции, сам по себе, как показывает практика, пробиться не может, протекция без таланта - слишком дорогое удовольствие там, где принято считать деньги; следовательно, надо их соединить. Другая модель - «лестница»: упорное, целеустремленное, честолюбивое движение с самой нижней ступеньки, ни одной не пропуская, как можно выше; само по себе это неплохо, но и долговременно, и опасно, так как с промежуточных ступеней, неподходящих для тех, кто на них садится, очень легко сорваться.
Позже, в 50‑е годы ХХ века появилась третья модель - «интеллигент»: специалист, еще достаточно молодой, но уже зрелый, имеющий опыт работы в данной отрасли и организаторскую способность, сразу выдвигается на ответственный руководящий пост, минуя промежуточные ступени лестницы; как будто бы все хорошо, но не очень: конечно, он лучше неспециалиста, но не знает те ступени лестницы, которые пропустил, приучен работать с «железками», а не с людьми, и вообще ничего не смыслит в науке управления. В нашей стране к идее менеджерства привел другой, не менее тернистый путь. Когда-то на руководящие посты назначали не по способностям, не по знаниям, не по навыкам, а по убеждениям: ты достоин, тебе поручено, иди и руководи, а степень твоих успехов станет мерой твоей сознательности... Хороший специалист не обязательно будет хорошим руководителем... Чтобы быть руководителем, нужно, прежде всего, быть способным к этому. Потом научиться: кем, чем и как руководить. Не существует универсального типа руководителя. Но существуют способности, присущие в разной степени всем руководителям: лидерство - организаторская способность; авторитет - совокупность качеств, за которые обычно уважают; твердость - умение доводить дело до конца; уравновешенность - ровный характер; самообладание - бесстрастность; аналитический ум - склонность все раскладывать по полочкам, во всем найти суть, докопаться до корней; серьезность - ко всему подходить здраво, ответственно; независимость - располагать собственным суждением, быть самостоятельным; гибкость - умение перестраиваться, маневренность; самоконтроль - привычка оглядываться назад, учиться на ошибках; социальная уверенность - умение чувствовать, доставать, пробивать, проталкивать; экономическое чутье - чувствовать, что дорого, что дешево, выгодно и невыгодно, что может принести доход и оказаться эффективным...
Менеджеру совершенно необходимо уметь выражать свои мысли (риторика), делать это образно (стилистика), владеть речью (ораторика), понимать мысли других (герменевтика) и эффективно вести документационное хозяйство (документалистика)" [там же]. Приведенные соображения не охватывают всех требований жизни к менеджеру и способам их подготовки. Студенты вузов проходят подготовку, которая является условием для превращения их в менеджеров. В то же время выпускник вуза может быть специалистом, но не менеджером. В таком случае он будет выполнять работу один и за нее отвечать. На этой основе начинается отбор организаторов, руководителей, управленцев. По мере накопления опыта и получения специальных знаний специалист становится менеджером. В настоящее время уже формируется адекватная система просвещения и обучения, которая дает профессиональные знания менеджерам.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |