Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Этот налог регулируется положениями главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», введенной в действие Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ. Одновременно с его введением отменены существовавшие до 2002 г. плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

В 2009 г, исполнится семь лет с момента введения этого налога, при чем в настоящее время он является одним из самых важных бюджетообразующих доходных источников.

Изменения в порядок исчисления и уплаты были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 27 июля 2006 г. № 151-ФЗ, а также Федеральным законом «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ.

Кратко рассмотрим основные элементы этого налога:

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством РФ признаны пользователями недр (ст. 334 НК РФ) и осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории РФ, а также на ее континентальном шельфе (ст. 6 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Плательщик налога на добычу полезных ископаемых подлежит постановке на налоговый учет в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии или разрешения на пользование участком недр по месту нахождения этого участка недр. Однако если добыча полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе РФ, то в таком случае встать на учет в качестве налогоплательщиков необходимо по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Объектом обложения являются полезные ископаемые, добытые из недр на участке, предоставленном в пользование на основании лицензии или соглашения о разделе продукции (СРП), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов или потерь добывающего производства, при условии, что такое извлечение подлежит лицензированию.

Перечень полезных ископаемых, облагаемых НДПИ, приведен в п. 2 ст. 337 НК РФ. Важнейшими из них являются антрацит, каменный и бурый уголь, торф, нефть, газовый конденсат, товарные руды черных и цветных металлов, горно-химическое неметаллическое сырье, сырье, используемое в строительной индустрии, а также камнесамоцветное сырье.

Перечень полезных ископаемых, добыча которых не облагается налогом, приведен в п. 2 ст. 336 НК РФ. Не признается объектом обложения добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, не состоящих на государственном балансе запасов полезных ископаемых и которые добыты индивидуальными предпринимателями в целях собственного потребления. Добытые минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы также не подлежат налогообложению.

Налоговая база представляет собой стоимость добытых полезных ископаемых, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно и отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого рассчитывается как произведение количества добытого полезного ископаемого на стоимость его единицы.

Количество добытого полезного ископаемого может быть определено двумя возможными методами:

· прямым, т.е. при помощи измерительных средств и устройств;

· косвенным, исходя из содержания полезного ископаемого в минеральном сырье.

Последний способ может применяться только в случае невозможности определения количества добытых полезных ископаемых прямым методом. Применяемый метод необходимо закрепить в учетной политике организации.

Определение стоимости добытых полезных ископаемых также является элементом формирования налоговой базы. Оценить стоимость добытого полезного ископаемого, налогоплательщик должен самостоятельно одним из трех возможных способов:

1) в соответствии со сложившейся у плательщика ценой реализации за налоговый период и без учета государственных субвенций; это означает, что при таком способе организации должны уменьшить свою выручку на сумму средств, полученных из бюджета;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Стоимость эта формируется исходя из прямых и косвенных расходов, признаваемых при налогообложении прибыли.

Прямые расходы подлежат распределению между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства (ст. 319НКРФ).

Налоговым периодом является календарный год.

Налоговые ставки установлены для каждого вида полезного ископаемого отдельно.

Нулевая ставка применяется в отношении добытых полезных ископаемых, перечень которых содержится в ст. 342 п. 1 НК РФ.

С 1 января 2007 г. по НДПИ введена налоговая ставка 0% при добыче нефти для вновь осваиваемых месторождений на участках недр, распложенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края. Эта ставка применяется только до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т. на соответствующем участке недр, а также если срок разработки запасов такого рода участка не превышает или равен 10 годам с даты государственной регистрации лицензии — для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и 15 годам — для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых.

С 1 января 2009 г. «налоговые каникулы» распространены на месторождения, расположенные севернее Северного полярного круга (в границах внутренних вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ), в Азовском и Каспийском морях, на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал. Однако эта льгота предоставляется, если будут установлены два критерия:

1) объем накопленной добычи нефти — от 10 до 35 млн т;

2) временный период, равный 7, 10,12 или 15 годам в зависимости от вида лицензии или от месторасположения месторождения.

Также с 1 января 2007 г. введен коэффициент (Св), характеризующий степень выработанное™ конкретного участка недр. Корректировка налоговой ставки на коэффициент Св должна способствовать продлению сроков рентабельности разработки месторождений с большей степенью выработанное™ и высокой стоимостью добычи.

Уплата НДПИ с коэффициентом 0,7 применяется, если налогоплательщик осуществил поиск и разработку месторождений за счет собственных средств.

Статьей 5 Федерального закона № 126-ФЗ от 8 августа 2001 г. был установлен особый порядок расчета НДПИ при добыче нефти. В период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г. налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определялась как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговая ставка при добыче нефти составляет 419 руб./т. При этом указанная ставка применяется с коэффициентом, характеризующем динамику мировых цен на нефть сорта «Юралс» (Кц).

 

Также по твердой ставке облагается и добыча природного газа. С 1 января 2006 года она составляет 147 руб. за 1000 м3 горючего природного газа, добытого из всех месторождений углеводородного сырья. При этом газовый конденсат облагается по ставке 17,5%.

Порядок исчисления и уплаты следующий: сумма НДПИ исчисляется по итогам каждого отчетного периода по каждому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного в пользование налогоплательщику. Сумма НДПИ уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Система платежей при пользовании недрами

Система платежей в сфере недропользования, которая определена ст. 39 Закона РФ «О недрах», включает:

· разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

· регулярные платежи за пользование недрами;

· плату за геологическую информацию о недрах;

· сбор за участие в конкурсе (аукционе);

· сбор за выдачу лицензий.

Разовые платежи уплачиваются пользователями недр, получившими право (лицензию) на их использование, при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. При этом минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры таких платежей устанавливаются по результатам конкурса (аукциона) и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на недропользование.

Регулярные платежи за пользование недрами определены ст. 43 Закона «О недрах». Они взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку и т.д. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ.

Плата за геологическую информацию о недрах взимается с добывающих предприятий, использующих геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. Согласно постановлению Правительства РФ от 25 января 2002 г. № 57 минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах составляет 10 тыс. руб.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий определяются ст. 42 Закона «О недрах». Сбор за участие в конкурсе вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, оплату труда привлекаемых экспертов. Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Платежи за пользование лесным фондом

Статья 103 Лесного кодекса устанавливает два вида платежей за пользование лесным фондом:

· лесные подати;

· арендную плату.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата — когда участки лесного фонда передаются в аренду на срок до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Порядок взимания лесных подателей урегулирован ст. 104 ЛК РФ. Они взимаются за следующие виды пользования лесными ресурсами:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовку второстепенных лесных ресурсов (пни, кора и т.п.);

4) побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, заготовка древесных соков и сбор ягод);

5) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

6) для научно-исследовательских целей;

7) для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Плательщиками лесных податей выступают все пользователи лесным фондом, как юридические, так и физические лица, за исключением арендаторов. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса (1 м3 древесины) и содержатся в ст. 103 ЛК РФ.

Основным платежом в составе лесных податей является плата за древесину, отпускаемую на корню. Объектом обложения выступает объем древесины, заготавливаемый лесопользователем в плотных кубических метрах. Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации. Владельцы лесного фонда самостоятельно рассчитывают сумму платы за древесину, отпускаемую на корню, на основании установленных ставок и объемов древесины в плотных кубических метрах, определяемых в ходе оценки леса.

Сумма платы отражается в двух документах: в ведомости метериально-денежной оценки лесосеки и лесорубочном билете.

Для лесопользователей, заготавливающих древесину в больших объемах, установлены восемь сроков уплаты: 15 февраля — 15%, 15 марта — 15%, 15 апреля — 10%, 15 июня — 10%, 15 июля — 10%, 15 сентября — 15%, 15 ноября — 15%, 15 декабря — 15%. Мелкий отпуск леса до 500 м3. производится по ордерам. В этом случае плата вносится полностью при получении ордера. При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (ст. 105 Л К РФ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не является в чистом виде налоговым платежом, так как платежной базой является объем загрязнений и вредных воздействий, т.е. ущерб окружающей среде.

Данный платеж регулируется Федеральным законом № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.

Объектом платежа являются виды вредного воздействия на окружающую природную среду, к которым относятся:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· размещение отходов производства и потребления.

База начисления определяется отдельно для каждого вида платы. Выделяют три вида экологических платежей:

1) нормативная плата — это плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы;

2) лимитная плата — плата за загрязнение, фактические объемы которого превышают допустимые нормативы, но не более установленных лимитов;

3) сверхлимитная плата — плата за загрязнение, фактический объем которого превышает установленные лимиты.

Порядок исчисления платы дифференцируется в зависимости от вида платежа:

· нормативная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения;

· лимитная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами загрязнения;

· плата за сверхлимитное загрязнение определяется умножением ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов загрязнения над установленными лимитами и умножением этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и за сбросы в поверхностные и подземные воды представлен на рис. 3.7.

Ставки базовых нормативов за негативное воздействие на окружающую среду, обычно установлены в рублях за 1 т выброса загрязняющего вещества.

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов являются федеральными сборами, которые взимаются с 1 января 2004 г. на основании главы 251 НК РФ.

Плательщиками данных сборов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира, либо лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, территориальном море, континентальном шельфе РФ и исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения данными сборами являются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды обитания осуществляется на основании соответствующих лицензий.

Ставки сборов, а также перечень объектов животного мира и водных биологических ресурсов перечислены в ст. 3333 НК РФ. Ставки сбора за объект животного мира установлены в рублях за одно животное. Ставка сбора за объект водных биологических ресурсов — морских млекопитающих — установлена в рублях за одно млекопитающее.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится при получении лицензии (разрешения) за пользование соответствующими объектами. Плательщики сбора за пользование водными биологическими объектами уплачивают сумму сбора в виде разового и регулярного взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Разовый взнос выплачивается при получении лицензии на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса и уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия соответствующей лицензии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налог на прибыль организаций | Налог на имущество организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.