Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы передачи чужой речи

ПЕРИОД

Период – это ритмико-интонационная единица членения текста. Если ССЦ и абзацы можно выделить в любом тексте, то период есть не в каждом тексте, и он специально создается автором как своеобразная стилистическая «фигура», используется в структуре текста, чтобы подчеркнуть наиболее важную информацию. Фигура небольшая, а период может быть разного объема.

Период - это сложное синтаксическое и ритмико-итонационное образование, состоящее из двух частей, обычно не равных по объему. Первая часть обычно значительно больше второй. Первая часть произносится в более высоком темпе, ритме, с сильным возрастанием темпа к паузе, делится на однотипные ритмические отрезки. Вторая часть произносится после длительной паузы, с резким понижением тона голоса и в более замедленном темпе. Ритмичность поддерживается обычно синтаксическими средствами (параллелизмом строения, лексическими повторами, однородными членами и т.д.). По синтаксической структуре период бывает разного объема: может быть равен предложению (обычно сложному), либо нескольким предложениям. Это не столько чисто синтаксическая, сколько ритмико-стилистическая фигура в структуре текста.

Пример периода (в данном случае период равен по объему одному предложению):

1 Пусть игрушки были не ахти какие нарядные, 2 пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, 3 пусть все куклы были на одно лицо, и 4 пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие стеклянные игрушки; но зато 5 такой веселой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было.

Комментарий к данному периоду: 1, 2, 3, и 4, но зато 5 – связь бессоюзная и подчинительная. 3-4 – сочинительная связь. 1, 2, 3, 4 // 5 – это две смысловые части. С помощью периода выделяется самая значимая информация в тексте, то есть его можно обнаружить только на фоне всего остального контекста. Период создается автором намеренно. Параллелизм в первой части готовит появление второго значимого фрагмента, который будет во второй части периода.

Чужая речь – это новый речевой слой в повествовании автора, либо введенного им рассказчика, либо героя произведения, либо любого говорящего. Автор – это обычно лицо, которое передает чужую речь. Говорящий – это лицо, чья речь передается. Например, в художественном произведении автором, передающим чужую речь, может выступить и сам автор произведения, и ЛГ этого произведения, или любой другой герой данного произведения. По соотношению, характеру оформления чужой и авторской речи существуют 3 способа передачи чужой речи:

1. Прямая речь, где чужая речь передается с точки зрения говорящего с сохранением всех ее особенностей. Он просил передать: «Заходите в дом».

2. Косвенная речь, где чужая речь передается с точки зрения автора и не позволяет сохранить всех особенностей передаваемой речи. *Обычно передается общее содержание слов другого человека. Он рассказывал о том, что…

3. Несобственно-прямая речь предполагает совмещение речевых планов автора и говорящего. Она позволяет сохранить особенности передаваемой речи.

Прямая речь – это способ передачи чужой речи, при котором чужая речь вводится словами автора и воспроизводит чужое высказывание дословно: с сохранением лексических, фразеологических, грамматических, интонационных и других особенностей. Основные особенности прямой речи: 1) Независимое употребление форм лица, то есть с позиций самого говорящего. Когда говорят «я», то предполагается говорящий. 1 лицо – это говорящий, 2 лицо – это собеседник, 3 лицо – это лицо, не участвующее в речи. В словах автора формы лица употребляются с точки зрения автора. Пример: «Я устал», - подумал я. 2) Прямая речь всегда строится по принципу паратаксиса. Паратаксис – это свободное соположение частей одной конструкции без грамматически выраженной связи. *Не случайно в школе части предложения с прямой речью рассматриваются как две самостоятельных. «Яустал», - подумаля. **В научной грамматике, в отличие от школы, эти предложения рассматривают двояко: - Как в школе, как сложное предложение с двумя предикативными единицами. - Предложение можно рассмотреть как простое (как единый комплекс), состоящее из двух частей. Например, Вера Васильевна Бабайцева в вузовском учебнике рассматривает данное предложение: «Я устал», - мелькнуло у него в голове. В.В.Бабайцева отмечает, что это простое предложение. Доказательство при помощи вопросов: О чем говорится? О том, что я устал. Что говорится? Мелькнуло. 3) Прямая речь обычно сопровождается словами автора, которые могут располагаться в любой позиции по отношению к ней: постпозиции, интерпозиции. Обычно слова автора – это ДСП с подлежащим, указывающим на лицо, которому принадлежит речь, и сказуемым, которые могут быть выражены следующими группами глаголов: А) Глаголами со значением речи: с казал, заметил, сообщил, выкрикнул, затараторил, проорал и другие. Б) Глаголы со значением внутреннего психологического состояния: спохватился, усомнился, недоумевал, обиделся и другие. В) Глаголы со значением мысли, чувства: подумал, сообразил, решил и другие. Г) Глаголы, передающие невербалику, со значением мимики, жеста, телодвижения, отражающие внутреннее состояние героя: всхлипнуть, подмигнуть, поморщиться, постонать. Например: Он подмигнул: «…». Д) Глаголы восприятия: услышал, уловил и другие. Е) Глаголы конкретного действия (не так частотны, как другие группы). В дверь постучали: «Поскорей просыпайтесь». Слова автора могут быть неполным безглагольным предложением. Я ему говорю: сними ботинки, а он: «Не хочу тебя слушать». 4) Диалог /полилог – это прямая речь двух или нескольких лиц. Прямая речь может вводиться словами автора или без них. В диалоге срабатывает тенденция к экономии речевых усилий. Поэтому часто это неполные предложения. 5) Пунктуационное оформление прямой речи. Чужая речь всегда выделяется кавычками. Наличие кавычек – сигнал того, что она воспроизводится дословно. Либо: с помощью тире и нового абзаца для каждой реплики (так оформляется часто диалог).
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором высказывание передается от лица автора формой придаточного предложения, причем в большинстве случаев передается со значительными изменениями. Если чужая речь небольшая по объему, то она может быть передана и дословно. Основные особенности косвенной речи: 1) Это всегда СПП с придаточным изъяснительным. Причем слова автора обычно располагаются перед чужой речью. 2) Чужие высказывания передаются автором от своего имени, поэтому здесь в косвенной речи, в отличие от прямой речи, зависимое употребление форм лица. Студент сказал, что он может ответить на вопрос. 3) При переводе прямой речи в косвенную союзные средства зависят от цели первоначального высказывания: А) Если прямая речь была повествовательным предложением, тогда в косвенной речи используется союз что. Например: Я сказал, что скоро экзамен. Б) Если прямая речь была побудительным предложением, то в косвенной речи используется союз чтобы. Например: Я потребовал, чтобы сроки экзамена перенесли. В) Если прямая речь была вопросительным предложением, то в косвенной речи используется частица ли в значении союза. Я спросил, выполнят лимою просьбу.
Несобственно прямая речь – это способ чужой речи, при котором происходит совмещение речевых планов автора и говорящего. Кавычки в таком тексте не используются. В синтаксисе существует две разновидности несобственно-прямой речи: А) Лексико-фразеологическая разновидность несобственно-прямой речи: в речь автора включаются какие-то выражения, отдельные слова, фразеологические обороты из чужой речи. Они при этом не выделяются кавычками. Быть жадиной-говядиной некрасиво, Серёжа отвернулся и молча отошёл в сторону. Автор описывает ситуацию, разыгравшуюся между детьми. Жадина-говядина – детское выражение. Б) Синтаксическая разновидность несобственно-прямой речи – это включение в речь автора целого высказывания из чужой речи с сохранением ее особенностей с помощью синтаксической конструкции и без кавычек. Чаще всего для этого используется БСП (бывают и СПП). Пётр шагал, глядя на свои сапоги, и раздумывал: зачем бы он, черт возьми, мог понадобиться командиру полка. Местоимения здесь употребляются также, как в косвенной речи. Это делает несобственно-прямую речь близкой к косвенной речи.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение ССЦ и абзаца | Философия религии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.