Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие выборов. Виды и принципы избирательной системы

Правовой статус беженцев в Республике Беларусь.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Правовое положение политических партий и иных общественных объединений в Республике Беларусь.

Республика Беларусь как унитарное, демократическое, социальное и правовое государство.

История развития конституционного законодательства в Беларуси. Структура Конституции Республики Беларусь.

Начиная с 1588 года, действовал Статут Великого Княжества Литовского, который хоть и не назывался Конституцией, однако имел все её атрибуты и был принят задолго до американской Конституции 1787 года, Конституции Речи Посполитой 1791 года и французской Конституции 1791 года. Кроме этого в 1918 году была утверждена Временная Конституция Беларусской Народной Республики.

За всю историю существования Беларуси на её территории было принято пять конституций:

1) Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919;

2) В результате образования СССР в 1922 году, Конституция 1919 года была заменена «Основным законом (Конституцией) Белорусской Советской Социалистической Республики». Текст был утвержден восьмым Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 года;

3) Вследствие принятия Конституции СССР 1936 года была принята Конституция БССР от 19 февраля 1937 года;

4) Следующей была Конституция БССР от 14 апреля 1978;

5) 15 марта 1994 года - принята первая Конституция независимой Республики Беларусь, в которую были внесены изменения и дополнения на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.

Действующая сегодня на территории современной Беларуси Конституция 1994 года имеет свою структуру.

Структура Конституции – это системная группировка конституционных норм и последовательное их расположение (по разделам и главам).

Конституция Республики Беларусь включает 146 статей, объединенных в 9 разделов, входящих в три основные части:

1) Преамбула;

2) Основная часть;

3) Заключительные положения.

В Преамбуле кратко закреплены руководящие начала, на которых базируется вся Конституция.

Основная часть состоит из восьми разделов, перечисленных в содержании Конституции.

Заключительные положения содержатся в девятом разделе Конституции «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Эта часть позволяет перейти к реализации тех норм, которые не могли быть исполнены сразу с введением в действие Конституции.


 

Конституция Республики Беларусь определяет наше государство, как унитарное.

Унитарное государство – это одна из форм государственного устройства наряду с федерацией. Она подразумевает единство государства, то есть отсутствие в его составе других государств.

Термин «унитарное государство» произошел от лат. unus – один, что означает - единое, слитное. В составе унитарного государства выделены административно-территориальные единицы, в разных государствах их число может быть разнообразным (напр., в Науру и Тивалу в Океании их вообще нет). В унитарном государстве действует одна Конституция, единая система законодательства и судебная организация, единое гражданство, один законодательный орган.

Демократическое государство – это государство, отвечающее следующим требованиям:

- политический и идеологический плюрализм;

- государственная власть широко использует методы поддержки и либерализма;

- Конституция закрепляет многопартийность;

- государство поддерживает автономию и местное самоуправление;

- реализован принцип разделения властей;

- государственная власть занимает внешне нейтральную позицию по отношению к комплектованию аппарата управления;

- чиновники, судьи, прокуроры занимают свои должности на конкурсной основе;

- широко применяются методы компромисса и консенсуса;

- провозглашаются основные права и свободы человека, и устанавливается либеральный порядок их реализации;

- запрещено создание и деятельность организаций противоречащих Конституции;

- запрещается узурпация государственной власти иными органами, чем это установлено Конституцией;

- запрещено создание тайных и военизированных организаций;

- недопускается использование насилия в борьбе за государственную власть;

- создаются условия для равного развития всех форм собственности и т.д.

Отвечая всем вышеназванным требованиям демократический режим, тем не менее, отличается в каждом отдельном государстве.

Главная задача для любого демократического государства: обеспечить оптимальный баланс интересов индивида, отдельных групп общества и государства. Таким образом, демократия предполагает власть народа, но не диктатуру большинства, а учет мнения меньшинства.

Правовое государство - этот термин впервые появился в первой трети 19 века в трудах немецких юристов Велькера, Фон Моля и др. В законодательстве Беларуси этот термин упоминается в преамбуле и в ст. 1 Конституции.

Главное значение правового государства – это решение вопроса оптимальности соотношения интересов, прав и свобод человека с одной стороны, и пределов вмешательства в них государства – с другой.

Существует несколько признаков правового государства:

1) закрепление и обеспечение прав и свобод человека;

2) принцип разделения властей;

3) принцип верховенства права;

Конституция Республики Беларусь воплотила в себе все основные положения о правах и свободах человека, содержащиеся в Международном Билле о правах человека. Кроме этого, как гарантия со стороны государства в статье 23 Конституции Республики Беларусь закреплено, что права и свободы личности могут быть ограничены «только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц», а также установлена ответственность за ненадлежащее использование прав, как индивидом, так и государством.

4) приоритет общепризнанных принципов и норм международного права;

5) независимость суда;

6) единственный источник власти – народ;

7) наличие эффективных форм государственного контроля и надзора за соответствием Конституции остальных нормативных правовых актов;

8) обеспечение подлинного демократизма законодательства, осуществляемого как представительными органами, так и самим государством;

9) превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества.

Таким образом, правовое государство – это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющие неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев населения, и самоподчиняющееся праву.

Социальное государство. Этот термин на территории Беларуси впервые был закреплен в Конституции Республики Беларусь 1994 года. Для социального государства характерны следующие признаки:

- ответственность государства за существование общества на должном уровне;

- каждый индивид исполняет свои обязанности по отношению к другим индивидам и обществу в целом;

- каждому гражданину обеспечивается достойный уровень жизни путем перераспределения доходов через государственный бюджет;

- государство заботиться об образовании, культуре, здравоохранении и т.д.

Следует отметить, что на международном уровне положения социального характера менее строго регламентированы, нежели положения, касающиеся основных неотъемлемых прав и свобод человека.

Из положений закрепленных в национальном законодательстве следует, что Республика Беларусь является светским государством, так как отвечает всем признакам, характерным для такого государства, в частности:

1) религиозные организации не вправе осуществлять юридически значимые действия;

2) никакая религия не может быть установлена в качестве обязательной или государственной;

3) каждый вправе, исходя из своих убеждений, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

4) государственная система образования отделена от церкви;

5) отношение граждан к религии не контролируется государством;

5) все религиозные организации равны перед законом и действуют в соответствии с законодательством;

6) принадлежность к той или иной религии не влияет на статус человека в обществе, на занятие им государственных должностей;

7) взаимное невмешательство церкви и государства в дела друг друга.


 

Впервые положения, регулирующие правовой статус политических партий появились в Конституции ФРГ 1949 года.

Главное отличие политических партий от других общественных объединений – это активное участие политических партий в политической жизни страны (на выборах, формирование общественного мнении по тем или иным вопросам и т.д.) и наличие определенной идеологии единой для всей партии.

В Конституции Республики Беларусь вопросам правового положения политических партий и иных общественных объединений посвящены ст.4 и ст.5. В частности, ст. 4 устанавливает многообразие политических институтов и мнений.

Политическая партия – это независимое, образованное на основе индивидуального, добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Принадлежность или не принадлежность гражданина к политической партии не может быть основанием:

- для ограничения его прав и свобод;

- для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей;

- для предоставления либо не предоставления гражданину льгот и преимуществ.

Данное правило не распространяется на Президента, членов Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, судей, прокурорских работников, сотрудников ОВД, КГК, органов безопасности, военнослужащих или лиц, на которых распространяется статус военнослужащих.

На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать:

- политические партии иностранных государств и их территориальные единицы;

- политические партии, имеющие целью насильственное изменение конституционного строя;

- политические партии, ведущие пропаганду войны, национальной, религиозной или расовой вражды.

Идеология присущая той или иной партии не может устанавливаться в качестве единственно обязательной для всех граждан.

В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Политические партии учреждаются на их учредительных съездах, конференциях (других учредительных организационных мероприятиях), на которых принимается решение о создании политической партии, ее названии, готовится устав, программа и образуются выборные органы.

Политические партии имеют фиксированное членство. Членами политических партий могут быть только граждане Республики Беларусь.

Для регистрации политической партии в месячный срок со дня принятия устава подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа партии;

2) устав;

3) программа;

4) протокол учредительного съезда, конференции (другого учредительного организационного мероприятия);

5) документы, подтверждающие количество учредителей партии;

6) документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора;

7) иные документы, предусмотренные законодательством.

Местные органы юстиции берут на учет территориальные организационные структуры политических партий. Для постановки на учет руководство партии представляет в месячный срок этим органам соответствующие документы о создании организационной структуры. Министерство юстиции Республики Беларусь ведет Государственный реестр политических партий.

Реорганизация политических партий (слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование) осуществляется по решению их высших органов. Регистрация вновь образованных политических партий после реорганизации осуществляется по общим правилам.

Политические партии могут быть ликвидированы:

1) по решению их высших органов;

2) по решению Верховного Суда Республики Беларусь.

Представление о ликвидации политических партий вносится в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции Республики Беларусь или Прокуратурой Республики Беларусь.

Решение высшего органа политической партии о ее ликвидации или соответствующее решение Верховного Суда Республики Беларусь направляется в Министерство юстиции Республики Беларусь, соответствующий финансовый орган и печатается в официальном издании, после чего Министерство юстиции исключает ликвидированную политическую партию из Государственного реестра политических партий, а местные органы юстиции снимают ее организационные структуры с учета.

Политические партии не имеют права основывать предприятия, за исключением средств массовой информации, и заниматься хозяйственной и другой коммерческой деятельностью, за исключением продажи общественно-политической литературы, иных пропагандистских и агитационных материалов, изделий с собственной символикой, проведения фестивалей, праздников, выставок, лекций, других общественно-политических мероприятий.

Источниками денежных и других средств политических партий являются:

1) вступительные и членские взносы;

2) доходы от имущества, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций, использования других средств массовой информации;

3) поступления от проведения культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий;

4) пожертвования и дарения;

5) иные поступления, не запрещенные законодательством.

Члены политических партий не имеют права на имущество и финансовые средства партии и не несут ответственности за ее долги. Политическая партия не несет ответственности по обязательствам отдельных ее членов.

Не допускается финансирование партий из государственного бюджета, органами государственной власти и управления, государственными предприятиями, учреждениями и организациями.

Политическим партиям, их учреждениям и организациям запрещается прямо либо косвенно получать средства и другое имущество от: иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; анонимных жертвователей. Политические партии не имеют права получать доходы от акций и других ценных бумаг, им запрещается иметь счета в иностранных банках и хранить в них ценные вещи.

За нарушение законодательства Республики Беларусь в отношении политических партий могут быть применены следующие виды взысканий:

1) письменное предупреждение;

2) ликвидация политической партии.

В случае совершения политической партией действий, нарушающих законодательство Республики Беларусь и (или) устав, Министерством юстиции выносится письменное предупреждение руководящему органу этой политической партии. Предупреждение выдается либо направляется по почте не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения и может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:

1) образования политических партий иностранных государств и их территориальных единиц; партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя; ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной или расовой вражды;

2) повторного в течение года совершения действий, за которые было вынесено письменное предупреждение;

3) если при регистрации политической партии со стороны ее учредителей были допущены такие нарушения настоящего Закона, а также иных актов законодательства, которые носят непоправимый характер.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Республики Беларусь за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.


 

6. Гражданство Республики Беларусь: конституционно-правовое регулирование.

Гражданство – институт, характеризующий взаимодействие конкретного человека с государством, под юрисдикцией которого он находится, независимо от того, проживает человек на территории данного государства или находится вне его пределов.

Гражданство проявляется во взаимных правах и обязанностях гражданина и государства. Так, согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Гражданство подразумевает политическую и правовую связь государства с индивидом.

Исторически институт гражданства – это порождение французской буржуазной революции, когда в противовес «концепции подданства» (личной зависимости человека от монарха) была выдвинута «концепция гражданства», предполагающая активное участие граждан в политической жизни страны.

Гражданство в Республике Беларусь основывается на следующих принципах, закрепленных в Конституции и в Законе «О гражданстве Республики Беларусь» от 1.02.2002.:

- каждый имеет право на гражданство;

- гражданство является равным для всех граждан независимо от оснований его приобретения;

- гражданство не может быть предоставлено против воли лица;

- никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство;

- Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.

Согласно законодательству гражданство Республики Беларусь может приобретаться тремя способами: по рождению; в результате приема в гражданство; в порядке регистрации.

При приобретении гражданства по рождению применяется два принципа: «право крови» и «право почвы».

Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

- родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;

- один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;

- один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, - по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;

- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

При желании 18-летнего лица стать гражданином Республики Беларусь он пишет письменное заявление о приеме в гражданство на имя Президента Республики Беларусь, а также должен соблюсти следующие условия:

- взять обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;

- знать один из государственных языков Республики Беларусь в ределах, необходимых для общения;

- постоянно проживать на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;

- иметь законный источник средств существования;

- не иметь гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.

Лица, признанные беженцами могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами и при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством.

Семилетний срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

- белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

- лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;

- лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство;

- лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут:

- лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;

- дети - по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

- дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.

Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:

- осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;

- имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;

- является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, - до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;

- осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, - до истечения срока наказания;

- депортировалось из Республики Беларусь, - до истечения срока, позволяющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь;

- представило ложные сведения или подложные документы;

- состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.

Гражданство прекращается вследствие:

- выхода из гражданства;

- утраты гражданства.

Выход из гражданства осуществляется на основании добровольного заявления совершеннолетнего лица.

Гражданство утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства. Утрата гражданства фиксируется органами внутренних дел и органами дипломатической службы.

Прекращение гражданства не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

- является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

- имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;

- не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

Решения о приеме и об утрате гражданства могут быть отменены в течение семи лет со дня их принятия Президентом, либо уполномоченным органом в случае предоставления индивидом заведомо ложных сведений или подложных документов.


 

Иностранец – это лицо, находящееся на территории Республики Беларусь, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицо без гражданства (апатрид) - это лицо, находящееся на территории Республики Беларусь, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Правовой статус иностранцев носит двойственный характер: с одной стороны, на них распространяется законодательство Беларуси, а с другой – законодательство страны их гражданской принадлежности. На апатридов распространяется только законодательство страны их пребывания.

Лицо, находящееся на территории Беларуси не может обладать двумя гражданствами, так как данное лицо будет считаться гражданином того государства, по документам которого оно въехало в Республику Беларусь.

Согласно статье 11 Конституции Республики Беларусь, иностранцам и апатридам предоставляется равный с гражданами Республики Беларусь объем прав и обязанностей, если иное не установлено международным или национальным законодательством.

Национальное законодательство, как правило, трактует понятие «иностранец» в широком смысле слова, т.е. в данную категорию включаются иностранцы, постоянно проживающие на территории Беларуси; временно пребывающие в Республику Беларусь; обладающие дипломатическим иммунитетом и беженцы.

Правовое положение иностранцев, постоянно проживающих на территории Беларуси, существенно отличается от правового положения временно пребывающих.

Постоянно проживающими признаются иностранцы и апатриды, имеющие разрешение на постоянное жительство и вид на жительство, оформленные органами внутренних дел.

Все остальные иностранцы и апатриды признаются временно пребывающими, и должны выбыть из страны по истечении определенного им срока пребывания. Временно пребывающие иностранцы должны иметь документ о регистрации или разрешение на временное пребывание. Для регистрации иностранец в трехдневный срок, исключая праздничные и выходные дни, должен представить в органы внутренних дел по месту своего проживания паспорт. При смене места жительства – должен осуществить перерегистрацию по новому месту жительства. Регистрация производится на основании либо личного обращения иностранца, либо по заявлению принимающей стороны: для граждан государств с визовым въездом на территорию Беларуси – на срок визы; для граждан государств с безвизовым въездом – на срок не более 90 суток в год, если иной срок не установлен в международном соглашении Республики Беларусь с данным государством.

Иностранцы и апатриды несут ответственность за нарушение законодательства Беларуси:

1) за преступления и правонарушения - на общих основаниях с гражданами по законодательству Республики Беларусь;

2) в случае нарушения законодательства о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства, а также, если исчезли основания для дальнейшего пребывания в Республике Беларусь, им может быть сокращен срок пребывания в Беларуси;

3) депортация – принудительное выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь. Депортация применяется в отношении иностранцев:

- незаконно прибывших и проживающих в Беларуси, если они не привлечены к уголовной ответственности;

- в отношении которых принято решение об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь;

- совершивших тяжкие преступления за пределами Республики Беларусь. Решение о депортации принимают органы внутренних дел или государственной безопасности. Повторно обратиться с просьбой о въезде на территорию Беларуси после принудительной депортации можно только через 10 лет, а в случае добровольного выезда – через 5 лет.

4) выдворение в упрощенном порядке – процедура, предполагающая организацию пограничными войсками официальной передачи властям сопредельного государства нарушителей государственной границы из числа иностранцев, в отношении которых отсутствуют основания привлечения их к уголовной или административной ответственности, и которые не имеют права на предоставление убежища. Решение о выдворении принимает Государственный комитет пограничных войск. Данное решение может быть обжаловано в суд.


 

Беженцы – это иностранные граждане или лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, вынужденно оставившие страну своего постоянного проживания вследствие их преследования за политические, религиозные убеждения (если они не проповедуют враждебность, и не причиняют вред здоровью граждан), либо за национальную принадлежность.

Заявление о предоставлении убежища подается на имя Президента Республики Беларусь через органы внутренних дел по месту жительства заявителя. Органы внутренних дел осуществляют подготовку пакета необходимых материалов совместно с Министерством иностранных дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством труда, которые дают своё заключение по каждому представленному заявлению в срок, не превышающий одного месяца. Последним своё заключение по рассматриваемому вопросу в месячный срок даёт Совет Министров Республики Беларусь. Далее все собранные материалы и заключения уполномоченных органов направляются в Администрацию Президента Республики Беларусь, где предварительно рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте. Последняя вносит материалы со своим заключением непосредственно Президенту, который лично рассматривает материалы по каждому поданному заявлению о предоставлении убежища.

Правовой статус беженца иностранец или апатрид приобретает со дня принятия Департаментом по гражданству и миграции МВД решения о признании лица беженцем. Лица, которым предоставлено убежище, пользуются правами и выполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не установлено Конституцией, законами или международными договорами.

Дети, родившиеся у беженцев на территории Беларуси, по заявлению родителей также признаются беженцами. Иностранцам, признанным беженцами, и 16-летним членам их семей органами внутренних дел выдается удостоверение беженца, которое удостоверяет их личность и подтверждает законность их пребывания в Беларуси.

Беженец может самостоятельно выбирать место для проживания на территории Беларуси, кроме мест, для проживания на которых требуется специальное разрешение органов внутренних дел.

Беженцы обязаны в течение 6 месяцев после признания их беженцами обратиться в орган внутренних дел по месту своего проживания за получением разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь. В случае положительного решения по заявлению беженца, ему выдается вид на жительство, на основании которого иностранец прописывается по месту своего проживания.

После получения вида на жительство беженец имеет право получить в органах внутренних дел проездной документ для выезда и въезда в Республику Беларусь.

Беженцы и члены их семей обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в органах внутренних дел, где они зарегистрированы. В случае изменения фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, приобретении другого гражданства беженец обязан в 7-дневный срок уведомить об этом местный орган внутренних дел.

В случае смены места жительства беженцы обязаны в 3-дневный срок зарегистрироваться по новому месту проживания.

Департаментом по гражданству и миграции МВД могут быть также приняты решения: о прекращении рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища, об отказе в признании беженцем, об утрате статуса беженца, о лишении статуса беженца. После получения данных решений беженцы, не использовавшие право на обжалование решений в суд и не имеющие законных оснований для дальнейшего пребывания в Республике Беларусь обязаны в месячный срок покинуть Беларусь вместе с членами своих семей. В случае отказа беженца добровольно покинуть страну в отношении его органами внутренних дел может быть начата процедура депортации.


 

Выборы – это древнейший элемент жизни общества, появившийся ещё в Древней Греции. Какой-то период в истории институт выборов не существовал и возродился только в эпоху буржуазных революций. В современном мире институт выборов регулируется как на национальном уровне отдельных государств, так и на уровне международного сообщества. В Республике Беларусь выборам, в частности, посвящен III раздел Конституции «Избирательная система. Референдум».

Главное значение выборов – это легальная форма борьбы за власть, важнейший способ легализации и легитимации государственной власти.

В теории Конституционного права выделяют следующие виды выборов: прямые и косвенные; парламентские и президентские; основные и дополнительные; очередные и досрочные; общегосударственные и местные. Статья 1 Избирательного кодекса Республики Беларусь закрепляет, что в Республике Беларусь проводятся президентские, парламентские и выборы в местные Советы депутатов.

Институт выборов обеспечивается избирательной системой государства. К трактовке термина «избирательная система» существует два подхода.

С широкой точки зрения под избирательной системой понимается урегулированный законодательством механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью выборов. В данном понимании избирательная система включает в себя: систему органов для организации и проведения выборов и избирательный процесс (урегулированная законодательством деятельность субъектов выборов на различных их этапах и способ определения результатов выборов).

С узкой точки зрения под избирательной системой понимается урегулированный законодательством способ распределения депутатских мандатов в соответствии с результатами выборов. С данной позиции выделяют следующие виды избирательных систем:

1) Мажоритарная система бывает: относительного большинства (побеждает тот кандидат, который наберет большее количество голосов, чем каждый из его соперников); абсолютного большинства (побеждает кандидат, набравший более 50 % голосов всех явившихся на выборы избирателей); квалифицированного большинства (для победы кандидату требуется количество голосов значительно большее половины, например, 2/3, 4/5 и т.д.).

2) Пропорциональная система. При такой системе избиратель голосует не за одного кандидата, а сразу за целые списки кандидатов, представленные той или иной политической партией. Распределение мандатов осуществляется в соответствии с общим количеством голосов, полученных партией.

3) Смешанная система - основана на сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательной систем.

4) Система представительного меньшинства. Её применение характерно для стран, где проживают значительные группы меньшинств. За каждой такой группой в зависимости от её многочисленности закрепляется определенное количество мест в представительном органе.

В Республике Беларусь при проведении и определении результатов выборов, как правило, применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Избирательная система Беларуси построена на следующих принципах: всеобщность избирательного права; свободные выборы; равное избирательное право; прямые выборы; косвенные выборы; тайное голосование.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты и основания возникновения | Стадии избирательного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.