Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая политика государства в военный период




В условиях войны возникла необходимость перестройки государственного аппарата на военный лад. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает указ «О военном положении». В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечение общественного порядка и государственной безопасности принадлежат Военным Советам фронтов, армий, военных округов, а там где нет Военных Советов – высшему командованию соединений.

В местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставляется право: привлекать граждан к трудовой повинности, устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей, объявлять трудовую и автогужевую повинность, регулировать время работы, регулировать торговлю, воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении.

1 июля 1941 г. Совет народных комиссаров принял постановление «О расширении прав наркомов СССР в условиях военного времени», на основании которого руководителям центральных органов предоставлено право перераспределения капитальных вложений в строительство перспективных планов.

В истории развития государственного аппарата выделяется два этапа:

- от начала войны до конца 1942 г.;

- с начала 1943 г. до конца 1945 г.

К началу ВОВ из административно-политических органов существовал лишь созданный указом Президиума Верховного Совета СССР наркомат государственного управления. Члены наркоматов, Государственного Комитета Обороны персонально отвечали за различные области работы.

Произошли существенные изменения в органах разведки и контрразведки. В городах, расположенных в непосредственной близости от фронта, создавались чрезвычайные органы – городские комитеты или штабы обороны (1941 г.).

В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 17 июля 1941 г. и 10 января 1942 г. органы военной контрразведки были выделены из наркомата обороны и преобразованы в особые отделы с подчинением их Наркомату внутренних дел СССР.

Исходя из сложившейся обстановки и в целях более тесного объединения усилий органов государственной безопасности, указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1941 г. НКВД и НКГБ объединены в единый Наркомат внутренних дел.

На организацию государственного управления оказало влияние введение специальных режимов. В соответствии с Указом о военном положении высшим чрезвычайным органом был Государственный Комитет Обороны (ГКО). Этот орган был узко коллегиальным (9 человек). Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР приняли постановление об образовании ГКО 30 июня 1941 г.

Советское гражданское право не претерпело существенных изменений.

Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчёта. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. За военнослужащими, призванными в действующую армию, сохранялась жилая площадь, квартирная плата за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащих был установлен льготный размер квартирной платы.

Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти.

По возращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий:

- эвакуация должна быть документально оформлена;

- квартирная плата должна своевременно вносится;

- лица, проживающие ранее, должны быть выселены.

Семейное право.

В годы ВОВ заботились о здоровье женщин и детей. Так Указ от 8 июня 1944 г. увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Были установлены почётное звание «Мать-героиня» и установлена медаль «За материнство».

Принципиальные изменения касались бракоразводного процесса. Только зарегистрированный в установленном порядке брак порождал права и обязанности супругов.

Фактические брачные отношения перестали иметь значение юридического факта. Был установлен судебный порядок развода. При подаче заявления о расторжении брака, дела о расторжении брака обязательно публиковались в газете. Дело рассматривалось публично с привлечением свидетелей. Были приняты меры по повышению рождаемости. Пособие одиноким матерям устанавливалось в следующих размерах: 100 руб. на одного ребёнка, 150 руб. на двух детей, 200 и более рублей на 3 и более детей.

Трудовое право.

Указ от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для выполнения различных оборонных работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет – мужчины, женщины – в возрасте от 16 до 50 лет. Были разрешены сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Дополнительные отпуска предоставлялись только подросткам в возрасте до 16 лет. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пенсии.

Уголовное право.

Война повысила общественную опасность многих преступлений, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений. Особую опасность представляли государственные преступления, такие как измена, шпионаж, диверсия.

В уголовном праве широко применялся закон от 7 августа 1937 г. при квалификации хищений как государственного, так и личного имущества. Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В уголовном порядке наказывалось нарушение Правил противовоздушной обороны.

Лица, которые уклонялись от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

Уголовный процесс.

Положение о военных трибуналах установило новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, обладающих данной компетенцией. Были сокращены сроки следствия по отдельным категориям уголовных дел.

В годы ВОВ органами правосудия были Военные трибуналы и общие суды (Верховный суд СССР) краевые, народные, областные суды, Верховные суды автономных республик. Деятельность военных трибуналов осуществлялась в соответствии с «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах действий».

На основании ст. 57 закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик действуют военные трибуналы:

а) при военных округах, фронтах, военных флотилиях;

б) при армиях, при корпусах, военных флотилиях.

Линейные суды железнодорожного, военного транспорта реорганизуются в военные трибуналы.

Подсудность дел военными трибуналами осуществлялась по персональному признаку. Военный трибунал дивизии – до командира роты и приравненных к нему по должностному положению лиц. Военный трибунал корпуса - до командира батальона включительно, военный трибунал армии до помощника командира полка. Военным трибуналом предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Военные трибуналы рассматривают уголовные дела в составе 3-х постоянных членов. Общие суды рассматривали дела, не отнесённые к компетенции военных трибуналов.

Приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены в порядке надзора. Военным Советам округов, фронтов и армий было предоставлено право приостанавливать исполнение приговора о высшей мере наказания с одновременным исполнением приговора, сообщением по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда СССР о дальнейшем направлении дела.

Военная прокуратура во главе с главным военным прокурором объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный прокурор был непосредственно подчинён Прокурору СССР.

Природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы стоял Сталин, полномочия которого были ещё более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, который он занимал с 1922 г., а также пост главы правительства, который он занял в 1941г., накануне войны Сталин получил и пост наркома обороны, Верховного Главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный Комитет Обороны и Ставку Верховного Главнокомандования. Через своих личных представителей Сталин сконцентрировал в своих руках всю политическую, экономическую, дипломатическую и военную власть.

В промышленности была повышена роль технического руководителя-профессионала, была прекращена чехарда с переменой руководящих кадров. Интеллигенцию попытались привлечь на свою сторону путём расширения приёма в коммунистическую партию, что создавало видимость укрепления связи партии и народа. В результате этих мер было достигнуто морально-политическое единство советского общества, что являлось в то время не просто идеологическим штампом, а средством укрепления общества в целях достижения общей цели.

В условиях поражения советских войск в стране не прекращались репрессии. Необходимо было найти виновных в неудачах. Были приняты меры по ужесточению дисциплины в армии. С этой целью 16 августа 1941 г. был издан приказ № 270, объявлявший всех оказавшихся в плену предателями и изменниками.

Депортации в годы войны были вызваны обвинениями в адрес целых народов в пособничестве немецко-фашистским захватчикам. Они подверглись насильственной депортации с территории преимущественного проживания. Указом Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. за Урал – в Казахстан и Сибирь были выселены советские немцы, а их автономия в Поволжье была ликвидирована. В самом начале войны депортация коснулась также поляков, финнов. В 1943 г. после ликвидации Карачаевской АО было выселено около 70 тыс. карачаевцев, затем такая же участь постигла калмыков. В 1944 г. оказались репрессированы около 40 тыс. балкарцев и более 500 тыс. чеченцев и ингушей. Переселению подверглись также крымские татары, советские татары, греки, курды – всего более 3,2 млн. человек.

В 1942 г. была введена трудовая мобилизация всего городского и сельского населения, достигшего 14 лет, ужесточены меры по укреплению трудовой дисциплины, рабочий день был увеличен до 11 часов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.