Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус граждан

Виды административно-правовых методов

Понятие административно-правовых методов

Следовательно, административно-правовой метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.

Следует различать:

· методы управляющего воздействия, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и являются собственно методами управления;

· методы организации работы аппарата управления, они имеют чисто внутриаппаратное значение;

· методы совершения отдельных управленческих действий, это методы процедурного характера.

Метод убеждения - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в виде поощрения, стимулирования, морального воздействия, воспитания. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности.

Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно -административных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порождает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтении, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.

 

Административно-правовой статус граждан устанавливается Конституцией и законом «О гражданстве Республики Беларусь», а также международными правовыми актами, - например, Всеобщей декларацией прав человека.

Административно-правой статус граждан составляет важнейшую часть их общего правового статуса и закрепляется во многих законах и подзаконных нормативных актах. Содержание административно-правого статуса гражданина составляет:

- комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

- гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

В формировании и реализации прав и обязанностей гражданина, составляющих административно-правовой статус, большое значение имеют органы государственного управления и органы местного самоуправления. В пределах своей компетенции они: издают правовые акты, влекущие приобретение гражданами прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование, предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение); организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан; помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты).

Т.о. гражданин, как субъект административного права - это участник общественныхотношении, выступающий в качестве носителя, содержащихся и нормативных актах конкретных прав и обязанностей,которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей.

Административно-правовой статус граждан - это сложное юридическое образование, которое включает в себя четыре составных элемента.

1) Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности человека как субъекта административного права. Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право нас свободное передвижение и выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы республики и беспрепятственного возращения в республику.

2) Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Республики Беларусь, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин республики имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги; обязанность нести воинскую службу и др.

Далее - это нормы, определяющие административно-правовойстатус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например: право на свободноеиспользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на свободный труд, право частной собственности.

Наконец, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не з атрагивающейинтересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии др. Т.о. гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

3) Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. И здесь в качестве социального административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

4) Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию или для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры. Они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью.

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем с 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности и полная, по достижению гражданином 18 лет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовые акты управления: понятие, юридическое значение | Понятие и юридическое значение правовых актов управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.