Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права человека в Беларуси: механизмы защиты и реализации

В октябре 2000 г. социологическая лаборатория "НОВАК" провела в Беларуси опрос общественного мнения. Он показал, что 69 процентов из числа опрошенных не читали Всеобщую декларацию прав человека. Каждый второй считает уровень своих знаний по правам человека низким или очень низким. Именно поэтому, видимо, 50 процентов граждан Беларуси удовлетворены состоянием с соблюдением прав человека в стране. При этом, однако, 63 процента не довольны тем, как государство заботится о них, и защищенностью своей от возможного произвола со стороны государства [58, с. 20-21].

Примечательно, что в другом из социологическом опросе свыше 80 процентов из числа опрошенных положительно ответили на вопрос о целесообразности включения документов ООН о правах человека в учебные программы средних школ и других учебных заведений [53, с. 20].

Длительное время в Беларуси, как и во всём СССР, отсутствовало даже само понятие "права человека", говорилось лишь о правах граждан, трудящихся. Эти права рассматривались как часть правовой системы и политической надстройки общества, а не как общечеловеческая ценность. "Человека вообще" не существует, утверждала большевистская идеология, есть лишь представители отдельных классов и социальных групп. Эта концепция основывалась на необходимости полного подчинения интересов и прав индивида государственной целесообразности, что лишало всякого смысла вопрос об автономии личности и приоритетности прав человека. Человек рассматривался в нашей стране не как равный с государством партнер, самостоятельный субъект права, а как собственность государства, полностью зависящая от него лицо, "винтик" всемогущего партийно-государственного механизма. Все вопросы жизнедеятельности человека и даже его судьбы решались и регулировались партийно-государственными структурами, где гражданское общество, основанное на самодеятельности, едва просматривалось. Главной движущей силой выступали масса, народ.

В Конституции Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) о неотъемлемых правах человека не упоминалось. Говорилось лишь о правах гражданина БССР, которые были ему "дарованы" государством. По сути, идея внегосударственного происхождения права и прав человека отрицалась.

Серьезные изменения в этой области стали происходить в Беларуси после приобретения ею государственного суверенитета в 1991 г. В настоящее время Республика Беларусь является участницей практически всех основных универсальных договоров по правам человека (см. приложение №2). Это относится к таким документам ООН, как Международные пакты, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция против пыток, Конвенция о правах ребенка и др. 30 декабря 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление о ратификации Факультативного протокола к Пакту о гражданских и политических правах, после чего каждый гражданин Беларуси оказался вправе, исчерпав все доступные средства правовой защиты, обращаться в Комитет ООН по правам человека. Закрепление прав и свобод произошло в целом ряде законов, принятых в 1991-1997 гг.: Закон о гражданстве, Закон о правах ребенка, Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях, Закон о национальных меньшинствах, Закон о политических партиях и т.д.

Республика Беларусь признала компетенцию всех комитетов ООН, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека: Комитета по правам человека, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, Комитета по правам ребенка и др.

Республика Беларусь постепенно снимает оговорки, сделанные при подписании международных договоров в области прав человека. Оговорки о непризнании юрисдикции Международного Суда ООН были сняты в 1989 г. Законом Республики Беларусь от 20 июля 2000 г. сняты оговорки к статье 20 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Беларусь согласилась сотрудничать с Комитетом ООН против пыток, допускать ее экспертов на территорию страны для расследования негативной информации.

Присоединившись к договорам по правам человека, Республика Беларусь приняла на себя обязательства поощрять и защищать права и свободы, признанные в этих договорах, а также обеспечивать соответствие национального законодательства и правоприменительной практики положениям этих договоров. Кроме того, Республика Беларусь является полноправным членом ОБСЕ и в этом качестве обязана добросовестно следовать всем стандартам ОБСЕ в области человеческого измерения. По состоянию на 1 ноября 1999 г. Республика Беларусь не является членом Совета Европы, но в 1992 г. подписала Европейскую культурную конвенцию.

В числе структур, осуществляющих контроль за соблюдением прав человека в государствах СНГ, Комиссия по правам человека, утвержденная в 1993 г. В соответствии со статьей 33 Устава СНГ Комиссия по правам человека является консультативным органом и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами в рамках Содружества. Однако механизм защиты прав человека при их нарушении в документах СНГ не просматривается.

 

Важные обязательства в области прав человека содержатся также в документах Союза Беларуси и России, прежде всего в его Уставе. Одним из основополагающих принципов Союза является уважение прав человека и гражданина. В качестве цели Союза выделено повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармонического развития личности, что является важнейшей предпосылкой обеспечения прав и свобод человека.

Республика Беларусь регулярно представляет доклады об осуществлении положений признанных международных документов по правам человека в соответствующие договорные органы Организации Объединённых Наций, вносит международные нормы в национальное законодательство.

Создана определённая система защиты прав человека. Конституционные гарантии содержаться в Конституции Республики Беларусь. Как мы отмечали, главным образом они сосредоточены в разделе II "Личность, общество, государство" в статьях 21-63. В преамбуле Конституции отмечается стремление государства "утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь". Конституционная свобода заключается не только в защите индивида от чрезмерного вмешательства со стороны государства, но и в гарантиях государством основных прав.

Конституция Республики Беларусь в соответствии с международной классификацией содержит основные права и свободы. К гражданским правам и свободам она относит право граждан на жизнь (ст. 24), свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25), право на охрану от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от покушения на честь и достоинство (ст. 28), право на свободу перемещения и выбор места жительства (ст. 30) и др.

К политическим правам граждан Конституция Республики Беларусь причисляет право на свободу мысли, убеждений и их свободное проявление (ст. 33), право на получение, сохранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации (ст. 34), право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, которые не нарушают правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст.35), право на свободу объединений (ст. 36), право принимать участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей (ст. 37), избирательное право (ст. 38), право равного доступа к любой должности в государственных органах (ст. 39) и др.

Экономические права включают право собственности (ст. 44), право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего свободное и достойное существование (ст. 42) и др.

Социальные права по Конституции Республики Беларусь – это право на труд как способ самоутверждения человека (ст. 41), право на отдых (ст. 43), право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 454), право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, которые предусмотрены законом (ст. 47), право на жилище (ст. 48) и др.

Конституция Республики Беларусь предусматривает такие культурные права, как право на образование (ст. 49), право на сохранение национальной принадлежности (ст. 50), право на участие в культурной жизни, свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст. 51) и др.

В то же время, как считает В.И. Семенков, целый комплекс прав человека в Беларуси имеет только декларативно-юридический характер [59, с. 17]. Правовой статус гражданина Республики Беларусь является необеспеченным и незащищённым, что не соответствует не только мировым, но и внутригосударственным стандартам. В государстве наблюдается тенденция игнорирования и нарушения прав человека в результате сужения демократии, правового нигилизма, материальной необеспеченности и т.д. Так, например, порядок реализации права на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирование является в Беларуси разрешительным, в то время как в большинстве стран оно является регистрационным. В Чехии, например, заявка на политическую акцию представляет собой всего лишь уведомление властей о проведении мероприятия. В законе прямо сказано: "Для собрания не нужно предварительное разрешение государственного органа". Пражский гайдпарк – это территория, где граждане могут собираться когда захотят и без предварительного уведомления властей.

В Чехии полиция не имеет права разгонять участников даже запрещенного мероприятия, если они не предпринимают противозаконных действий (не бьют окна, не переворачивают машины и т.п.).

По некоторым позициям положение с правами человека в Беларуси стало хуже, чем в советские времена [60, с. 78]. Это касается, прежде всего социально-экономических прав. За последнее десятилетие значительная часть населения оказалась за чертой бедности, нуждаясь в социальной защите со стороны государства. Поэтому необходима разработка целой системы мер, направленных на улучшение положения с правами человека в Республике Беларусь: мер в экономической, политической, социальной сферах. Основой этого процесса, считает В.И. Семенков, должно стать совершенствование действующего законодательства, приведение его норм в соответствие с международными стандартами и внутригосударственными особенностями, ликвидация пробелов, коллизий и противоречий.

В первую очередь необходимо обеспечить реальное верховенство Конституции Республики Беларусь, исключение ситуаций, когда другие нормативные акты подменяют положения Основного Закона республики. К числу таких ситуаций относится необходимость прописки и ее обязательность для получения работы в конкретном населенном пункте и т.д. В этой связи правомерны предложения усилить в Конституции Республики Беларусь в первую очередь обязанности государства по выполнению и обеспечению основных прав граждан, его ответственность за решения, принимаемые в сфере прав человека [61, с. 22, 24].

Систему защиты прав человека в Беларуси, согласно Конституции, возглавляет Президент страны. Часть I статьи 79 гласит: "Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина". Однако механизм деятельности Президента в этой сфере так и не определился. Например, в России при Президенте создана комиссия по правам человека, которая является совещательным и консультативным органом при Главе государства, содействует реализации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. По поручению Президента комиссия по правам человека впервые в российской истории разработала проект федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека [62, с. 27].

В компетенцию Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь входит рассмотрение проектов законов, в том числе и по проблемам, затрагивающим права и свободы человека: об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; о правах национальных меньшинств; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости (ст. 97) и т.д. Конкретно этими вопросами в нижней палате парламента занимается Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам информации.

В обязанности Правительства Республики Беларусь приходится принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, обеспечение исполнения Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь (ст. 107).

Глава 6 раздела IV "Суд" не содержит прямых указаний деятельности судов в сфере прав человека. Косвенно их можно истолковать на основе части I статьи 112 об осуществлении судами правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Это позволяет гражданам в необходимых случаях в решении проблем своих прав и свобод обратиться к судебной власти. Однако судебная практика показывает, что суды рассматривают данное конституционное положение как исключающее использование норм международных договоров при рассмотрении конкретных дел. Конституционный Суд Республики Беларусь в своем обращении "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 г." отметил, что нередко гражданину отказывают в реализации его права либо его защите со ссылкой на отсутствие необходимого нормативного акта.

Конституционный Суд в связи с правами человека полномочен давать заключения (если ему это предложат сделать Президент, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров) о соответствии Конституции Республики Беларусь всех внутригосударственных законов и других правовых актов, а также о соответствии актов государственных органов страны международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь (ст. 116). Это позволяет гражданам при осуществлении своих прав и свобод апеллировать непосредственно к Конституции Республики Беларусь и к соответствующим международным актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

В июне 1998 г. Парламентом республики был принят в первом чтении проект закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь". Видимо, в процессе создания института Уполномоченного по правам человека неизбежно встанет проблема соотношения компетенции органов, призванных защищать права человека. Включение нового элемента в сложившийся правозащитный механизм может оказаться небезконфликтным.

Таким образом, высшие органы государственной власти Республики Беларусь – Президент, Парламент, Правительство, суд - непосредственно отвечают за обеспечение прав и свобод человека, их защиту.

В Беларуси действует и ряд неправительственных правозащитных организаций. Среди них Белорусский Хельсинский комитет (БХК), Белорусская Лига прав человека, Брестская группа Международного Общества прав человека, Белорусская правозащитная конвенция, Белорусская ассоциация защиты прав человека "Весна-96" и др. Однако их влияние на общественное мнение страны остаётся весьма ограниченным, а на государственные органы практически нулевым. Белорусский Хельсинский комитет в 1999 г. получил со стороны Министерства юстиции Республики Беларусь предупреждение, а также требование о необходимости изменения устава БХК, чтобы в защите прав человека эта организация не выходила за рамки своих официальных членов.

Оргкомитет гражданских инициатив "Хартия-97" утвердил национальные премии в сфере защиты прав человека. В 1998-2000 гг. ее лауреатами стали 18 журналистов и творческих работников. Национальные премии присуждаются ежегодно по трем номинациям: "За личное мужество", "За лучшее освещение правозащитной темы", "За смелость в творчестве".

В течение последних лет Беларусь лидирует среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему продолжительность жизни, прогресс в области образования и уровень доходов на душу населения. Об этом свидетельствуют данные глобального отчета о человеческом измерении под названием "Углубляя демократию в разрозненном мире", подготовленного группой независимых экспертов по изучению Программы развития ООН (ПРООН). В нем отражены и позитивные, и негативные для Беларуси моменты. К негативным относится тот факт, что, несмотря на рост абсолютного значения индекса человеческого развития в Беларуси за 2001 г., в рейтинге 173 стран мира республика переместилась с 53-го на 56-ое место, уступая государствам Прибалтики, Польше, Мексике и Кубе, но опережая Россию (60-ое место) и Украину (80-ое место).

Вместе с тем Беларусь имеет достаточно высокие показатели политической стабильности и правопорядка, а также самый низкий в СНГ показатель коррупции. Что касается сферы развития демократии, в частности, гражданских свобод и прав человека, то, по оценке международных экспертов, республика опережает Кубу, Саудовскую Аравию, Сирию, Экваториальную Гвинею и другие страны и находится на одном уровне с Узбекистаном, Китаем, Ираном, Вьетнамом, Камбоджей, Камеруном. Беларусь выполнила или приближается к выполнению большинства целевых показателей человеческого развития (Народная газета. 2002. 26 ліпеня).

В то же время права граждан в Республике Беларусь еще часто нарушаются, а имеющиеся средства и учреждения защиты не являются достаточно эффективными. Многие государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов, спецслужб не имеют до сих пор представления о том, что у человека есть права, гарантированные Конституцией Республики Беларусь, а также международными договорами и соглашениями. Общество практически никак не реагирует на грубейшие нарушения прав человека со стороны государства.

В Послании "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 г." Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что наибольшее число жалоб граждан в 2000 г. касалось нарушений их прав и свобод в области жилищных, трудовых, административных, уголовных, налоговых и иных правоотношений. Местные органы, суды, правоохранительные органы, а также отдельные должностные лица не принимают необходимых мер по защите законных интересов граждан. При этом остались без удовлетворения обращения граждан к субъектам государственной власти, имеющим право на внесение предложений в Конституционный Суд. Отказывают им в удовлетворении таких ходатайств вопреки требованиям статьи 112 Конституции Республики Беларусь и общие суды при рассмотрении конкретных дел. Проигнорировали эту свою обязанность и обе палаты парламента. Отмечается тенденция к жесткому урегулированию некоторых видов общественных отношений, что препятствует свободному, творческому развитию личности, деловой активности граждан и субъектов хозяйствования.

Требует внимания в стране положение женщин и детей. По данным социологического исследования "Насилие в отношении женщин как социальная проблема" [63], белорусские студентки почувствовали на себе все виды насилия. Самым распространённым является психологическое: вмешательство в личную жизнь (25%), ревность (23%), упреки (22%), оскорбления, ругань, унижение личного достоинства. Самыми распространёнными формами экономического насилия являются отбирание денег у женщин (83% ответов). Для 35 процентов студенток их дом является местом их постоянного унижения. Физическое насилие (в том числе телесные наказания) в отношении к себе пережили более трети девушек (35%). Четвёртая часть студенток подвергнута была сексуальному насилию, одна треть из них в возрасте от 14 до 17 лет. По этим и другим причинам более 20 процентов студенток обычно находятся в негативном эмоциональном состоянии.

По мнению председателя Белорусского союза женщин Н.А. Ермаковой, в Беларуси насилие в отношении женщин носит сегодня довольно распространенный характер, в первую очередь в семье, но это традиционно замалчивается [64, с. 72]. Женщины становятся объектами сексуального надругательства и эксплуатации не только со стороны преступников, но и со стороны мужей и сослуживцев. Система правосудия неадекватно реагирует на факты изнасилования, а насилие в семье пока почти не привлекает внимания правоохранительных органов. Как и в других странах, отмечается гендерный дисбаланс. Одна из причин – то, что общество, парламентарии и правительство в силу патриархальных традиций рассматривают женщину как мать в контексте семьи, а не как личность, действующую в общественной сфере.

Замечено, что если происходят существенные сдвиги в оплате труда, то феминизированные отрасли наполняются мужчинами. Так, в 70-80 гг. в Беларуси удельный вес женщин был наивысшим в сфере финансов, банковского обслуживания и страхования, в сфере информационно-вычислительного обслуживания. Зарплата в этих отраслях была ниже средней по стране. В 90-е годы положение изменилось. Так, в 2000 г. средняя зарплата в сфере финансов, страхования и кредита составила 204 процента по отношению к средней по стране, а численность женщин, занятых в этой сфере, сократилось за 10 лет с 90 до 74,4 процента. В области информационно-вычислительного обслуживания средняя зарплата выше республиканской в 1,5 раза, и удельный вес женщин сократился с 83 до 62,9 процента.

В то же время численность женщин в сфере образования увеличилась до 82 процентов, при этом средняя зарплата работников системы образования составила в 2000 г. лишь 60,9 процента от средней оплаты труда в промышленности. Подобное положение сложилось в здравоохранении, социальном обеспечении, культуре.

Из числа работающих с высшим образованием женщины составляют 58,2 процента, среди специалистов со средним специальным образованием – 66,5 процента. В то же время женщины реже занимают руководящие должности. Если из работающих мужчин 9,7 процента являются руководителями, то среди женщин только 7,2 процента [65, с. 74].

Такое положение вызвано главным образом объективными причинами. Большинство женщин имеет перерывы в работе, связанные с рождением детей и уходом за ними, что препятствует профессиональной карьере, особенно в перспективных, динамично развивающихся отраслях. Большая занятость домашним хозяйством, уходом за детьми и их воспитанием также не способствует карьерному росту женщин. Было бы ошибочным не учитывать эти особенности в государственной политике.

Среди депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь женщин единицы, лишь одна является членом Правительства. 40 процентов женщин связано с тяжёлым физическим трудом. Среди безработных они составляют 70 процентов.

Сегодня в Беларуси более 30 тысяч детей, имеющих отношение к т.н. категории "социальных сирот" – дети, у которых родители живы. Ежегодно их число увеличивается на 5 тыс. 15 тыс. детей занимаются бродяжничеством [66].

Грубыми и неистребимыми остаются нарушения в организации детского питания в учебных заведениях и учреждениях здравоохранения. Недовложение продуктов доходит до 90 процентов. Причем ни дисциплинарные взыскания, ни штрафы, ни освобождения от должностей виновных в воровстве положительных результатов не дают. Видимо, и по этой причине за последние 5 лет на 14 процентов возросла заболеваемость детей [67].

В Минске по состоянию на 1 января 2001 г. зарегистрировано около двух тысяч взрослых беспризорных. Однако реальное их число в 7-10 раз больше. Чаще всего бомжами становятся люди в возрасте от 30 до 50 лет, оказавшиеся на улице в результате махинаций с куплей-продажей квартир.

На учете в Минском городском наркологическом диспансере около 4 тысяч детей (среди них 20% составляют девочки). По оценкам социологов, треть школьников "уже испытала состояние опьянения". Всего же, по мнению медиков, в столице около 30 тыс. подростков употребляющих спиртное.

Много проблем в белорусской тюремной системе. В стране имеется более 30 исправительно-трудовых учреждений (тюрем, колоний и др.), в которых отбывает наказание 55,8 тыс. осужденных при возможности обеспечить содержание в них лишь 42 тыс. По числу осужденных на 100 тыс. населения Беларусь занимает одно из первых мест в мире и второе место в СНГ после россиян [68, с. 32].

Большинство жителей Беларуси плохо представляет себе комплекс прав, которыми они обладают. Социологическое обследование, проведенное автором среди студентов четвёртого курса одного из вузов белорусской столицы в марте 1999 г. показало: среди прав и свобод, которыми они обладают, 40 процентов студентов не вспомнили право на жизнь, 52 процента – право на труд, 63 процента – право свободы совести, 74 процента – право на образование, 80 процентов – право на свободу, 83 процента – право на собственность. На вопрос, есть ли в нашей стране или за рубежом организации, защищающие права человека, 49 процентов опрошенных назвали Организацию Объединённых Наций, 18 процентов – суды. Остальные понятия не имеют о таких организациях. На вопрос, в каких документах отражены права человека в Беларуси, 91 процент назвал Конституцию Республики Беларусь, 34 процента – Всеобщую декларацию прав человека и 34 процента – законы.

И это не удивительно. Ведь до сих пор в государстве, закрепившем за собой, согласно Конституции, статус правового, всё ещё ведутся споры о том, являются ли права человека "приемлемыми" или же "чуждыми" белорусскому менталитету. Спор отдаёт схоластикой, ибо пресловутый коллективизм, которому якобы отдавал предпочтение (вслед за представителями восточных цивилизаций) советский человек, сегодня далеко не столь очевиден. В.И. Бобрович считает, что противопоставлять белоруса как коллективиста западному человеку как индивидуалисту, значит грешить против истины [69, с. 220]. Ни сфера межличностного общения, где главным критерием коллективизма выступает готовность к взаимопомощи, ни сфера социальных и политических отношений не дают оснований для подобного рода выводов. Скорее наоборот, именно западный человек, будучи более обеспеченным и менее конфликтным, гораздо более склонен как к проявлению солидарности в отношении к ближнему, так и к проявлению гражданской активности в общественной жизни.

Для Беларуси актуальной является проблема защищенности дохода. Ситуация, когда уровень минимальной заработной платы во много раз меньше официального уровня дохода, необходимого для достойного существования, противоречит современной тенденции в защите социально-экономических прав, как это предусмотрено в ст. 40 Всеобщей декларации прав человека и ст. II Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В. Азаров и Л. Леонов считают, что по уровню жизни Беларусь можно отнести к бедным странам [68, с. 141].

Критичным остаётся отношение к соблюдению прав человека в Беларуси со стороны авторитетных международных организаций. 3-я Международная конференция по правам человека (октябрь 1998 г.) приняла специальную резолюцию "О положении прав человека в Беларуси". Конференция призвала Президента и Правительство "соблюдать обязательства Беларуси, которые она несёт в соответствии с международными соглашениями в области прав человека".

20 августа 1999 г. в Подкомиссии ООН по поощрению и защите прав человека официальные представители Беларуси взяли на себя следующие обязательства:

– принять все необходимые меры для вступления Беларуси в Совет Европы в течение года и затем присоединиться к Европейской конвенции по правам человека;

– принять меры для снятия оговорки к ст. 20 Конвенции против пыток (в этой статье предусматривается проведение Комитетом против пыток расследования в стране, где пытки применяются);

– провести законодательные реформы, направленные на защиту прав человека и демократии;

– ввести в следующем году пост независимого омбудсмена;

– провести честные и справедливые парламентские выборы, которые предполагают предоставление равного доступа к контролируемым государством СМИ, отсутствие цензуры газет и журналов, обеспечение свободы собраний и право на мирные демонстрации;

– организовать в ближайшее время приезд в Беларусь рабочей группы по произвольным задержаниям;

– пригласить в ближайшее время в Беларусь спецдокладчика ООН по независимости судей.

О выполнении принятых обязательствах необходимо будет представить отчет.

Комитет ООН по борьбе с пытками в 2000 г. рассмотрел отчет по Беларуси и признал наличие серьезных нарушений прав человека в пенитенциарной системе страны и отсутствие эффективных мер по улучшению ситуации. В частности, речь идет о неудовлетворенных условиях содержания в местах лишения свободы, эпидемиях заболеваний туберкулезом и другими болезнями и т.д.

Каждый из нас должен знать свои права и свободы. Каждый из нас должен научится пользоваться этими правами и свободами. Каждый должен иметь возможность защищать свои права и свободы. Только при соблюдении этих трёх условий возможна реализация высшей ценности – ценности человека. Нам необходимо всеми мерами воспитывать в себе личность, формировать характер, твёрдость, независимость, устойчивость убеждений. Важно то, чтобы мы потом не жаловались на судьбу, не принимали вид жертв, вовлечённых в заблуждение по чужой воле. Основной проблемой защиты прав человека в Республике Беларусь является осознание каждым гражданином, должностным лицом идей естественного происхождения и равенство прав всех людей и преодоление устойчивого мнения о том, что права и свободы даются человеку государством.


 

Заключение

 

Итак, права человека - что это? Претензия на свой автономный мир, независимый от общества, государства? Крайний индивидуалист или человек общественный? Быстрее всего и то, и другое – все, что благоприятствует человеческой личности проявить и развивать себя. Как часто в жизни проявления индивидуальности, непохожести задевают других, в т.ч. и государственных чиновников, как много из-за этого появляется искусственных сложностей. Жить, высоко неся свои честь и достоинство, очень трудно. Элементарное право на самого себя, реализацию собственных природных и приобретаемых качеств требует немалых усилий для защиты от грубости, зависти, коллективистского самолюбия, государственного насилия. Нужны незаурядные усилия, чтобы противостоять этому, оградить свою индивидуальность от внешнего вторжения. Но ведь в этом-то и суть. Лишь употребив незаурядные силы, желания и волю можно выстроить жизнь по собственному замыслу, преодолевая возникающие проблемы. Только имея возможность раскрывать свой личностный потенциал индивид в состоянии многое дать обществу, государству. Иного источника силы и процветания ни у общества, ни у государства нет.

Желающего судьба ведет, а нежелающего тащит. Идти с судьбой в ногу, быть ведущим, а не ведомым, творить себя самому, а не быть средством в руках других – таково высшее право человека на Земле. И это право в нем самом по рождению, а не дар государства.

Существует житейское правило, требующее от индивида жить "как все", по общепринятым вкусам, интересам, нормам мышления и поведения. Иногда это аргументируется характером того народа, к которому принадлежит индивид. Так и о белорусах есть мнение, как о "памяркоўным" народе, для которого свойственна "устойчивая тенденция к сохранению и воспроизводству социальных отношений и привычного образа жизни" [70, с. 20], что подразумевает чуждость для белорусов понятия прав и свобод человека. Так это или нет – особый и весьма дискуссионный разговор. Одно представляется несомненным – каждый человек уникален, неповторим от рождения. И имеет исключительное право на самореализацию этих качеств.

Вопрос о правах человека касается не только "власти", но и всех, и каждого. Поэтому одной из важнейших задач учебного курса "Права человека" для студентов ВУЗов является воспитание у них чувств сопричастности и личной ответственности за создание необходимых экономических, социальных, политических и культурных предпосылок для обеспечения неотъемлемых прав человека в своей стране.

При изучении данного учебного предмета студентам следует непосредственно познакомиться с важнейшими документами по правам человека, принятыми международными организациями. Их знание позволит более грамотно ставить и разрешать проблемы бытия, что, в свою очередь, явится "существенно важным для поощрения и установления стабильных и гармоничных отношений между общинами и для укрепления взаимопонимания, терпимости и мира" [56, с. 59].

Серьезное внимание следует уделить изучению Конституции Республики Беларусь, усвоению истории, культуры и психологии белорусского народа, что позволит конкретизировать пути, формы и методы реализации прав человека в условиях Беларуси.

И, самое главное, попытаться выстраивать свою собственную жизнь в соответствии с требованиями прав человека, один из важнейших постулатов которых гласит: права каждого из нас начинаются с уважения прав других.


 

Использованная литература

 

1. 50 лет Всеобщей декларации прав человека. Мн. 1998.

2. XVI съезд ВКП(б). Стеногр. отчет. М. 1935.

3. Арендт Х. Vita activa или о деятельной жизни. С-Пб. 2000.

4. Арон Р. Демократия и тоталитаризм //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

5. Белякович Н.Н. Права и свободы человека. Учеб.-метод. пособие. Мн. 2001.

6. Бердяев Н.А. Государство //Политология. Хрестоматия. Под ред. М.А. Василика. М. 2000.

7. Бобрович В.И. Права человека и менталитет белорусов ("старый" спор о "новых" ценностях) //Власть и жизнь. Межд. науч. конф. Мн. 1998.

8. Бойцова В.В. Отношение к смертной казни зарубежных государств, России и Совета Европы //Общественные науки и современность. 2000. №1.

9. Гегель. Философия права //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

10. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. Мн. М. 2001.

11. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

12. Гумплович. Общее учение о государстве //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

13. Гусев А. Гуманизм современной эпохи //Беларуская думка. 1998. №5.

14. Дарендорф Р. Фрагменты нового либерализма //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

15. Дорогой уважения, защиты и реализации прав человека. Матер. межд. научно-практич. конф. Брест. 1999.

16. Дэкларацыя незалежнасці.

17. Ермакова Н.А. Белорусский союз женщин как сегмент социальной жизни //Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2000. №8.

18. Ермакова Н.А. Белорусский союз женщин как сегмент социальной жизни //Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2000. №9.

19. Железняк О.Н. Практика применения смертной казни в Японии //Право и политика. 2001. №3.

20. Жидмонт А.М. Европейский контрольный механизм защиты прав человека и универсальные конвенционные органы //Белорусский журнал международного права и международные отношения. 2000. №3.

21. Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2001. №5.

22. Карлейль Т. Французская революция. История. М. 1991.

23. Кіш Я. Уводзіны //Анталогія сучаснай палітычнай філасофіі. Пераклад з англ. мовы. Мн. 1999.

24. Констан. О свободе древних в ее сравнении со свободой у современных людей //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

25. Котляр И.И. Права человека. Брест. 1996.

26. Левицкий С.А. Трагедия свободы. Сочинения. Т. 1. М. 1995.

27. Ленин В.И. Государство и революция. Полное собрание сочинений. Т. 33.

28. Международная жизнь. 2000. №8-9.

29. Милль Дж. О свободе //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

30. Михлин А.С. Высшая мера наказания: история, современность, будущее. М. 2000.

31. Муссолини Б. Доктрина фашизма //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

32. Мясникович М. Беларусь в контексте глобализации //Обозреватель - Observer. 2000. №12.

33. Народная воля. 1999. 1 красавіка.

34. Народная газета. 1996. 26 снежня.

35. Народная газета. 2000. 28 лістапада.

36. Народная газета. 2001. 5 чэрвеня.

37. Народная газета. 2002. 19 чэрвеня.

38. Новгородцев П.И. Общественный идеал в свете современных исканий // Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

39. Общая теория прав человека. Рук. автор. коллектива и ответственный реактор Е.А.Лукашова. М. 1996.

40. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

41. Осятыньский В. Введение в концепцию прав человека //Заметки о правах человека и мониторинге прав человека. Варшава. 1997.

42. Пейн Т. Права человека //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

43. Перапяліца А.В. Узаемадзеянне асобы, грамадства і дзяржавы //Весці НАН Беларусі. Серыя гуманітарных навук. 2001. №1.

44. Петухов В. Общество и власть //Свободная мысль – XXI. 2001. №4.

45. Политический маркетинг. 2000. №10.

46. Политология. Хрестоматия. Под ред. М.А. Василика. М. 2000.

47. Поппер К. Открытое общество и его враги //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

48. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. В 2-х т.т. 1998. М. Т. 1.

49. Права человека на рубеже веков //Обозреватель. 2001. №3.

50. Права человека. Сборник международно-правовых документов. Мн. 1999.

51. Право быть человеком. Мн. 1996.

52. Проблемы положения женщин в Беларуси //Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2001. №5.

53. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебное пособие для ВУЗов. М. 1995.

54. Развитие прав человека в Китае за 50 лет. Пекин. 2000.

55. Роулз Дж. Теория справедливости //Антология мировой политической мысли. В 5 тт. Т. II. Зарубежная мысль ХХ в. М. 1997.

56. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или о принципах политического права //Политология. Хрестоматия. Под ред. М.А. Василика. М. 2000.

57. Семянкоў В.І. Праблемы правоў чалавека ў Рэспубліцы Беларусь //Весці Акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук. 1998. №4.

58. Симановский С.И. Права человека. Учебное пособие. Мн. 2001.

59. Социологический бюллетень "Зеркало". 2000. №28.

60. Устав ООН и статус Международного Суда. 1994.

61. Шварцкопф Ф. Метаморфоза Данного. На пути к созданию экологии сознания. М. 2000.

62. Шкляревский А.Н. Право на жизнь: проблемы и реальность //Всеобщая декларация прав человека: права человека и гуманизация образования в Республике Беларусь. Сб. матер. межд. научно-практич. конф. Мн. 1999.

63. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия //Политология. Хрестоматия. Составитель Р.Т. Мухаев. М. 2000.

64. Юк З.М. Гендерный подход к преподаванию прав человека //Всеобщая декларация прав человека и гуманизация образования в Республике Беларусь. Сб. матер. межд. научно-практич. конф. Мн. 1999.

65. Я и другой в философском дискурсе //Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Вып. 2. Под общей редакцией И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. Мн. 2000.


 

Рекомендуемая литература

 

  1. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. – М., 1995.
  2. Артёмова В.Н., Мериков О.П., Матусевич А.В., Потеружа И.И. Личность. Общество. Государство. Мн., 1996.
  3. Белякович Н.Н. Права и свободы человека. Учебно-методическое пособие. Мн., 2001.
  4. Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека Совета Европы и Российская Федерация //Философские науки. 2002. №1.
  5. Божанов В.А. Конституция Республики Беларусь и права человека. Учебное пособие. Мн., 2001.
  6. Божанов В.А. Свобода как категория прав человека //Материалы международной конференции "Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений". Самара., 2001.
  7. Божанов В.А. Смертная казнь: современное состояние проблемы //Права человека в системе социально-гуманитарных знаний. Сб. науч. ст. Мн., 2002.
  8. Бородин С.В. Еще раз о смертной казни за убийство //Государство и право. 2001. №4.
  9. Васiлевiч Р.А. Забяспяченне правоў i свабод чалавека ў Рэспублiцы Беларусь //Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi. Серыя гуманiтарных навук. 1999. №1.
  10. Василенко И.В. О возможностях политической герменевтики //Вопросы философии. 1999. №6.
  11. Всеобщая декларация прав человека. Право быть человеком. Международные акты по правам человека. Мн., 1996.
  12. Всеобщая декларация прав человека: права человека и гуманизация образования в Республике Беларусь. Сбор. матер. междун. науч.-практич. конфер. Мн., 1999.
  13. Гісторыя штодзеннасці і правы чалавека. Матэр. міжнарод. канф. Мн., 2000.
  14. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Курс лекций. Учебное пособие. М., 2000.
  15. Дахин В. Права человека: послеюбилейные размышления //Власть. 1999. №3.
  16. Дион Д. Совместим ли приоритет основных прав с уважением к разнообразию? Опыт Канады //США. Канада: Экономика. Политика. Культура. 2001. №12.
  17. Дорогой уважения, защиты и реализации прав человека. Матер. междун. науч.-практич. конфер. Брест, 1999.
  18. Евменов Л.Ф. Тотальный кризис и права человека. Мн., 1996.
  19. Защита прав человека в современном мире. М., 1993.
  20. Зидентоп Л. Демократия в Европе. М., 2001.
  21. Клингеманн Г.-Д., Хофферберт Р.И. Права человека, экономические условия и эффективность демократических перемен в странах с переходным режимом экономики //Социология. 1998. №3.
  22. Князев С. Опыт "классического" английского либерализма: подходит ли он России? //Открытая политика. 2000. №5-6.
  23. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Мн., 1997.
  24. Котляр И.И. Права человека. Мн., 2002.
  25. Лебон Г. Психология народов и масс //Политология. Хрестоматия. Под ред М.А. Василика. М. 2000.
  26. Левада Ю. Общественные мнения у горизонта столетий //Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2001. №1.
  27. Лукьянцев Г.Е. О проблеме терроризма в контексте прав человека //Московский журнал международного права. 2002. №2.
  28. Малевич Ю. Права человека и международная политика //Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. №3.
  29. Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000.
  30. Мерзяев А.Б. Смертная казнь в современном мире. Смертная казнь в государствах Азии и Америки //Право и политика. 2002. №1.
  31. Никифоров А.С. О смертной казни //Государство и право. 2001. №4.
  32. Общая теория прав человека. М., 1996.
  33. Павлова Л. Международная защита прав человека и её эволюция на современном этапе //Белорусский журнал права и международных отношений. 1996. №1.
  34. Парламентские слушания по проблеме отмены смертной казни в Республике Беларусь //Народная газета. 2002. 29 мая.
  35. Политико-правовые проблемы отмены смертной казни в Республике Беларусь. Парламентские слушания. 30 мая 2002 г. Мн., 2002.
  36. Права человека и вооруженные конфликты. Учебник. М. 2001.
  37. Права человека накануне ХХI века. М., 1994.
  38. Права человека. Под общей ред А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич. Учебное пособие. Мн., 2002.
  39. Права человека. Учебное пособие для вузов. Мн., 2001.
  40. Права человека: Учеб. пособие / А. Д. Гусев, Я. С. Яскевич, Ю. Ю. Гафарова и др.; Под общ. ред. А. Д. Гусева и Я. С. Яскевич. — Мн.: ТетраСистемс, 2002. — 304.
  41. Право быть человеком. Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993). Мн., 1996.
  42. Проблема прав человека. Парламентские слушания. 23 июня 1998 г. Мн., 1998.
  43. Процько Т. Правы і свабоды чалавека – важнейшая каштоўнасць грамадства //Аркуш. Беларускі праваабарончы бюлэтень. 2000. №1.
  44. Путеводитель по Европейской Конвенции и Защите Прав Человека. Страсбург. 1994.
  45. Рогожин С.Л. Права человека или новая тоталитарная идеология Запада в России //Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.
  46. Соловьев Э. Права человека: предостережение и надежды //Власть. 1999. №1.
  47. Сравнительные данные международного исследования "Укрепление демократии в Центральной и Восточной Европе" (1999-2002 гг.) //Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. Информация, анализ. 2001. №1.
  48. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  49. Цымбаренко И.Б. Защита прав и свобод человека в конституционном делопроизводстве //Основы государства и права. 2000. №3.

 

Приложение №1.

 

Из Конституции Республики Беларусь

 

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси) …

стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь …

 

Раздел I.

Основы конституционного строя

 

Статья 1, часть 1. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 10, части 1, 2. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменять гражданство.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 12. Республика Беларусь может предоставить право убежища лицам, преследуемым в других государствах зав политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

 

Раздел II.

Личность, общество, государство

 

Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Рес­публики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

 

Статья 22. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

 

Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

 

Статья 24. Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

 

Статья 25. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

 

Статья 26. Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

 

Статья 27. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

 

Статья 28. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

 

Статья 29. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

 

Статья 30. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

 

Статья 31. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религий, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

 

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.

Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

 

Статья 33. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

 

Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

 

Статья 35. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.

 

Статья 36. Каждый имеет право на свободу объединений.

Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел. Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

 

Статья 37. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении де­лами общества и государства обеспечивается проведе­нием референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, дру­гими определенными законом способами.

В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.

 

Статья 38. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.

 

Статья 39. Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах.

 

Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

 

Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

 

Статья 42. Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.

Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

 

Статья 43. Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

 

Статья 44. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению.

Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.

Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.

Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.

Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

 

Статья 45. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда.

 

Статья 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

 

Статья 47. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

 

Статья 48. Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.

Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Никто не может быть произвольно лишен жилья.

 

Статья 49. Каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

 

Статья 50. Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.

Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.

Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

 

Статья 51. Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.

Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.

 

Статья 52. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

 

Статья 53. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

 

Статья 54. Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

 

Статья 55. Охрана природной среды — долг каждого.

 

Статья 56. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

 

Статья 57. Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

 

Статья 58. Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

 

Статья 59. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

 

Статья 60. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

 

Статья 61. Каждый вправе в соответствии с между­народно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

 

Статья 63. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определен­ных Конституцией и законом.

При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24, части третьей статьи 25, статьях 26, 31 Конституции.


 

Приложение №2.

 

Участие Респ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные механизмы защиты прав человека | Дисциплинарные и гендерный подходы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.348 сек.