Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика рыночной экономики

20.09.12.

Графики, таблицы – в учебнике.

План лекции:

1. Понятие «рынок». Основные субъекты и объекты рыночной экономики. Условия возникновения рынка.

2. Основные институты и принципы (черты) рынка.

3. Модель кругооборота доходов и расходов.

4. Плюсы и минусы (достоинства и недостатки) рынка.

5. Роль государства в рыночной экономике.

 

Рыночная система хозяйствования – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а потребление и производство находятся в частных руках и осуществляются на основе спроса и предложения.

Основа этой системы:

· -право частной собственности

· -частная хозяйственная инициатива

· -рыночная организация распределения ресурсов

 

Рынок определяет степень успешности хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые приносят ресурсы своим собственникам, и диктует пропорции распределения ресурсов между альтернативными сферами.

 

Существуют разные распределения понятия «рынок». Слово «рынок» возникло от «market». Рынок – механизм взаимодействия производителей и потребителей (или - отношение спроса и предложения). Рынок показывает отношения между экономическими субъектами в области производства, потребления, обмена и распределения благ.

Также рынок – любое взаимодействие, в которое люди вступают друг с другом для торговли.

Рынок – механизм, сводящий вместе потребителей и производителей. Рынок – общественный институт (организация хозяйственной деятельности людей).

 

Субъекты рынка на уровне микроэкономики – потребитель и производитель, на уровне макроэкономики – бизнес, государство и домохозяйства. Субъекты взаимодействуют посредством объектов рынка – товаров и денег.

 

Причины возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда (в 4-ех ступенях).

2. Экономическая обособленность производителей. – Следствие - появление денег и товарного производства.

3. Самостоятельность производителей и свобода предпринимательства.

 

Основные функции рынка в современных условиях:

1. Информационная функция. Предоставляет информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве благ.

2. Посредническая функция. Показывает, насколько взаимовыгодна взаимосвязь между субъектами.

3. Ценообразующая. Показывает связь между стоимостью и ценой производимых благ(?).

4. Регулирующая. Показывает, что, как, для кого производить.

5. Санирующая. Конкуренция выявляет сильных и слабых производителей.

 

Виды рынка:

1. По характеру продаж:

-розничный

-оптовый

2. По степени удовлетворённости спроса:

-равновесный

-дефицитный

-избыточный

3. По соответствию законодательству:

-легальный

-нелегальный (теневой)

4. По географическому фактору:

-местный

-региональный

-национальный

-мировой

5. По характеру конкурентной борьбы:

-совершенной конкуренции(чистый капитализм)

-несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия

 

Структура рынка:

Всё, что относится к объектам купли-продажи, является структурой рынка. Существует рынок ресурсов, а также рынок товаров и услуг.

 

Основные институты и принципы рынка:

1) Частная собственность – основа для развития рыночной экономики. Частная собственность обуславливает частный характер присвоения, т.е.:

А) экономическую обособленность производителей;

Б) определяет свободу собственника в отношении собственности;

В) связь материальной ответственности собственника и качества управления объектами собственности, т.е. эффективное управление ресурсами;

Г) право преемственности от субъекта к субъекта в рамках семьи или по усмотрению собственника через завещание.

В современной экономической теории права собственности трактуются как «правила игры».

Элементы прав собственности: владение, распоряжение, пользование.

2) Свобода предпринимательства и относительная свобода выбора.

3) Личный интерес как главный мотив поведения человека.

4) Наличие конкурентной борьбы. Сущность и виды конкурентной борьбы.

5) Наличие различного рода рынков и системы рыночных цен.

 

Модель кругооборота потоков доходов и расходов:

Схема 1! «модель кругооборота». Субъекты: домохозяйства, государство, фирмы. Между ними: рынок экономических ресурсов и рынок товаров и услуг. Всё взаимодействует друг с другом, как организм.

Домохозяйства – владельцы экономических ресурсов, потребители. На рынке товаров и услуг оставляют деньги – т.е. доход. Фирмы тратят издержки, а производят товары, которые выносят на рынки и получают доход от домохозяйства.

На рынке товаров и услуг решается вопрос – что и для кого производить, а на рынке ресурсов – как производить. Внутри – регулятор, который со всем связан: государство.

 

Экономический кругооборот – круговое движение реальных экономических благ, которое сопровождается встречными потоками денежных доходов и расходов.

 

Достоинства и недостатки рынка:

Альтернативы рыночной системе – несостоятельны, как показывает мировой опыт. Централизованная система несостоятельна, что показал крах социалистической системы.

Достоинства рынка:

1) Рынок существует и развивается благодаря наличию внутренних экономических механизмов.

2) Рынок обеспечивает наиболее эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов.

3) Рынок приспосабливается к запросам потребителей.

4) Рынок обеспечивает конкурентность производителям, в результате чего происходит снижение цен.

5) На основании действия конкурентной борьбы происходит развитие научно-технического прогресса.

6)! Рынок создаёт условия рассеивания экономической и политической власти, т.е. не даёт возможности сосредоточения власти в одних руках. Это, в свою очередь, создаёт основу для развития демократии.

Недостатки рынка:

1) Рынок развивается как сложная экономическая система, которая подвержена циклическому развитию. Это значит, что рынку присущи такие моменты, как дифференциация общества, нестабильное состояние, т.е. наличие безработицы и инфляции.

2) Рынок приводит к социальному расслоению, усиливает социальную напряжённость. Это, в свою очередь, приводит к нестабильности в обществе.

3) Рынок имеет тенденцию к монополизации, т.е. к объединению капиталов производителей. Это, в свою очередь, снижает роль конкуренции и приводит к повышению цен.

 

Основы теории спроса и предложения.

Производители и потребители действуют в условиях объективных экономических законов.

 

Вопросы:

1) Спрос (D). Закон спроса. Факторы спроса. Кривая спроса.

2) Предложение (S). Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения.

3) Равновесие на рынке. Законы рыночного равновесия.

 

На рынке – микроэкономика – потребитель и производитель.

На потребителя действует закон спроса. Спрос – желание и способность людей покупать товары и услуги. Спрос выражает ряд альтернатив. Суть закона спроса: «при прочих равных условиях снижение цены товара приводит к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар в определённый промежуток времени». Верно и обратное. Действие закона спроса обуславливается:

1) Эффект дохода («сумма у покупателя ограничена, выберет товар по более низкой цене»)

2) Эффект замещения

3) Действие принципа убывающей полезности товара (читать)

4) Снижение цены.

 

Действие спроса можно изобразить:

А) аналитический способ

Б) табличный способ

В) графический способ (по вертикали – цена, по горизонтали – спрос Q). Это кривая спроса.

 

Факторы спроса (что оказывает влияние на спрос):

1) Предпочтения потребителя

2) Мода, реклама

3) Доходы потребителей

4) Количество потребителей

5) Ожидания потребителей

6) Цены на сопряжённые товары

Закон спроса не действует – исключения - читать.

Аналогично – для производителя. У производителя диаметрально противоположные цели.

Предложение – желание и возможность производить и поставлять на рынок определённое количество благ и услуг в течение определённого времени. На производителя оказывает влияние действие закона предложения. Суть: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем большее количество товара будет производиться в единицу времени. Взаимосвязь между ценой и количеством – прямая. Кривая предложения. Вызвано личным интересом производителя.

Факторы предложения:

1) Изменение технологии

2) Налоги и дотации

3) Ожидание

4) Изменение цен на ресурсы

5) Число производителей

6) Изменение цен на товары

7) Внешние факторы

Диаметрально противоположные желания потребителя и производителя уравновешиваются на рынке – рыночное равновесие: состояние рынка, когда планы покупателя и производителя полностью совпадают таким образом, что количество спроса и количество предложения равны. При этом отсутствуют мотивы к изменению этого состояния. Там, где кривая спроса пересекает кривую предложения – равновесная цена, точка равновесного рынка.

Два условия равновесия:

1) Величина спроса равна величине предложения

2) Цена для покупателя устраивает производителя.

Равновесие нестабильно, постоянно нарушается.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношения между людьми | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.