КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика рыночной экономики
20.09.12. Графики, таблицы – в учебнике. План лекции: 1. Понятие «рынок». Основные субъекты и объекты рыночной экономики. Условия возникновения рынка. 2. Основные институты и принципы (черты) рынка. 3. Модель кругооборота доходов и расходов. 4. Плюсы и минусы (достоинства и недостатки) рынка. 5. Роль государства в рыночной экономике.
Рыночная система хозяйствования – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а потребление и производство находятся в частных руках и осуществляются на основе спроса и предложения. Основа этой системы: · -право частной собственности · -частная хозяйственная инициатива · -рыночная организация распределения ресурсов
Рынок определяет степень успешности хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые приносят ресурсы своим собственникам, и диктует пропорции распределения ресурсов между альтернативными сферами.
Существуют разные распределения понятия «рынок». Слово «рынок» возникло от «market». Рынок – механизм взаимодействия производителей и потребителей (или - отношение спроса и предложения). Рынок показывает отношения между экономическими субъектами в области производства, потребления, обмена и распределения благ. Также рынок – любое взаимодействие, в которое люди вступают друг с другом для торговли. Рынок – механизм, сводящий вместе потребителей и производителей. Рынок – общественный институт (организация хозяйственной деятельности людей).
Субъекты рынка на уровне микроэкономики – потребитель и производитель, на уровне макроэкономики – бизнес, государство и домохозяйства. Субъекты взаимодействуют посредством объектов рынка – товаров и денег.
Причины возникновения рынка: 1. Общественное разделение труда (в 4-ех ступенях). 2. Экономическая обособленность производителей. – Следствие - появление денег и товарного производства. 3. Самостоятельность производителей и свобода предпринимательства.
Основные функции рынка в современных условиях: 1. Информационная функция. Предоставляет информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве благ. 2. Посредническая функция. Показывает, насколько взаимовыгодна взаимосвязь между субъектами. 3. Ценообразующая. Показывает связь между стоимостью и ценой производимых благ(?). 4. Регулирующая. Показывает, что, как, для кого производить. 5. Санирующая. Конкуренция выявляет сильных и слабых производителей.
Виды рынка: 1. По характеру продаж: -розничный -оптовый 2. По степени удовлетворённости спроса: -равновесный -дефицитный -избыточный 3. По соответствию законодательству: -легальный -нелегальный (теневой) 4. По географическому фактору: -местный -региональный -национальный -мировой 5. По характеру конкурентной борьбы: -совершенной конкуренции(чистый капитализм) -несовершенной конкуренции – монополия, монополистическая конкуренция, олигополия
Структура рынка: Всё, что относится к объектам купли-продажи, является структурой рынка. Существует рынок ресурсов, а также рынок товаров и услуг.
Основные институты и принципы рынка: 1) Частная собственность – основа для развития рыночной экономики. Частная собственность обуславливает частный характер присвоения, т.е.: А) экономическую обособленность производителей; Б) определяет свободу собственника в отношении собственности; В) связь материальной ответственности собственника и качества управления объектами собственности, т.е. эффективное управление ресурсами;
Г) право преемственности от субъекта к субъекта в рамках семьи или по усмотрению собственника через завещание. В современной экономической теории права собственности трактуются как «правила игры». Элементы прав собственности: владение, распоряжение, пользование. 2) Свобода предпринимательства и относительная свобода выбора. 3) Личный интерес как главный мотив поведения человека. 4) Наличие конкурентной борьбы. Сущность и виды конкурентной борьбы. 5) Наличие различного рода рынков и системы рыночных цен.
Модель кругооборота потоков доходов и расходов: Схема 1! «модель кругооборота». Субъекты: домохозяйства, государство, фирмы. Между ними: рынок экономических ресурсов и рынок товаров и услуг. Всё взаимодействует друг с другом, как организм. Домохозяйства – владельцы экономических ресурсов, потребители. На рынке товаров и услуг оставляют деньги – т.е. доход. Фирмы тратят издержки, а производят товары, которые выносят на рынки и получают доход от домохозяйства. На рынке товаров и услуг решается вопрос – что и для кого производить, а на рынке ресурсов – как производить. Внутри – регулятор, который со всем связан: государство.
Экономический кругооборот – круговое движение реальных экономических благ, которое сопровождается встречными потоками денежных доходов и расходов.
Достоинства и недостатки рынка: Альтернативы рыночной системе – несостоятельны, как показывает мировой опыт. Централизованная система несостоятельна, что показал крах социалистической системы. Достоинства рынка: 1) Рынок существует и развивается благодаря наличию внутренних экономических механизмов. 2) Рынок обеспечивает наиболее эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов. 3) Рынок приспосабливается к запросам потребителей. 4) Рынок обеспечивает конкурентность производителям, в результате чего происходит снижение цен. 5) На основании действия конкурентной борьбы происходит развитие научно-технического прогресса. 6)! Рынок создаёт условия рассеивания экономической и политической власти, т.е. не даёт возможности сосредоточения власти в одних руках. Это, в свою очередь, создаёт основу для развития демократии.
Недостатки рынка: 1) Рынок развивается как сложная экономическая система, которая подвержена циклическому развитию. Это значит, что рынку присущи такие моменты, как дифференциация общества, нестабильное состояние, т.е. наличие безработицы и инфляции. 2) Рынок приводит к социальному расслоению, усиливает социальную напряжённость. Это, в свою очередь, приводит к нестабильности в обществе. 3) Рынок имеет тенденцию к монополизации, т.е. к объединению капиталов производителей. Это, в свою очередь, снижает роль конкуренции и приводит к повышению цен.
Основы теории спроса и предложения. Производители и потребители действуют в условиях объективных экономических законов.
Вопросы: 1) Спрос (D). Закон спроса. Факторы спроса. Кривая спроса. 2) Предложение (S). Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения. 3) Равновесие на рынке. Законы рыночного равновесия.
На рынке – микроэкономика – потребитель и производитель. На потребителя действует закон спроса. Спрос – желание и способность людей покупать товары и услуги. Спрос выражает ряд альтернатив. Суть закона спроса: «при прочих равных условиях снижение цены товара приводит к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар в определённый промежуток времени». Верно и обратное. Действие закона спроса обуславливается: 1) Эффект дохода («сумма у покупателя ограничена, выберет товар по более низкой цене») 2) Эффект замещения 3) Действие принципа убывающей полезности товара (читать) 4) Снижение цены.
Действие спроса можно изобразить: А) аналитический способ Б) табличный способ В) графический способ (по вертикали – цена, по горизонтали – спрос Q). Это кривая спроса.
Факторы спроса (что оказывает влияние на спрос): 1) Предпочтения потребителя 2) Мода, реклама 3) Доходы потребителей 4) Количество потребителей 5) Ожидания потребителей 6) Цены на сопряжённые товары Закон спроса не действует – исключения - читать. Аналогично – для производителя. У производителя диаметрально противоположные цели.
Предложение – желание и возможность производить и поставлять на рынок определённое количество благ и услуг в течение определённого времени. На производителя оказывает влияние действие закона предложения. Суть: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем большее количество товара будет производиться в единицу времени. Взаимосвязь между ценой и количеством – прямая. Кривая предложения. Вызвано личным интересом производителя. Факторы предложения: 1) Изменение технологии 2) Налоги и дотации 3) Ожидание 4) Изменение цен на ресурсы 5) Число производителей 6) Изменение цен на товары 7) Внешние факторы Диаметрально противоположные желания потребителя и производителя уравновешиваются на рынке – рыночное равновесие: состояние рынка, когда планы покупателя и производителя полностью совпадают таким образом, что количество спроса и количество предложения равны. При этом отсутствуют мотивы к изменению этого состояния. Там, где кривая спроса пересекает кривую предложения – равновесная цена, точка равновесного рынка. Два условия равновесия: 1) Величина спроса равна величине предложения 2) Цена для покупателя устраивает производителя. Равновесие нестабильно, постоянно нарушается.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |