Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очное отделение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Инфляция.

Тоже существует всегда, как и безработица.

Инфляция – тенденция к росту цен.

 

Кроме инфляции и безработицы: дефляция (тенденция к снижению цены).

 

Номинальная ставка процента (I) = сумма [реальной ставки процента и ожидаемого уровня инфляции].

Дезинфляция – снижение темпа роста цен.

Стагфляция – одновременный рост инфляции и безработицы.

Ревальвация (дефолт) – падение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.

 

Виды инфляции:

· По открытости:

1) Открытая (страны с нормально развивающейся экономикой; сохраняется главная роль за ценами)

2) Подавленная (т.е. скрытая, характерная для командно-административной системы) инфляция

· По уровню:

1) Умеренная (<10% в год)

2) Галопирующая (>10% в год; население вкладывает деньги)

3) Гиперинфляция (в тысячи раз – читайте Ремарка «Чёрный обелиск»)

· По структуре:

1) Сбалансированная (цены относительно друг друга не меняются)

2) Цены растут неравномерно.

· По отношению:

1) Инфляция спроса

2) Инфляция предложения.


 

для студентов юридического факультета

 

Пермь 2008


 

 

Экономическая теория: учебно-методическое пособиедля студентов юридического факультета, очное отделение

Сост. В.М. Степанова. – Пермь, 2008.

 

Цель издания – оказать помощь студентам в овладении проблематикой данного учебного курса.

В методических материалах приведены программа курса, тематический план, учебно-тематический план, планы семинарских занятий с указанием литературы, материалы к самостоятельной работе, рекомендуемый список основной и дополнительной литературы.

Предназначено для студентов очной формы обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка ………………………………………………………………………………..…  
Программа курса ………………………………………………………………………………………….  
Учебно-тематический план, тематический план ……………………………………………………..…  
Рейтинговая система оценки знаний студента ……………………………………………………….…  
Планы коллоквиумов ……………………………………………………………………………………..  
Темы сообщений на студенческой научно-теоретической конференции …………………………...  
Планы семинарских занятий …………………………………………………………………………..…  
Вопросы к экзамену ………………………………………………………………………………………  
Рекомендуемая литература ………………………………………………………………………………  
Материалы к самостоятельной работе студентов ………………………………………………………  
Тема 1. Введение в курс. Особенности предмета и методов. История развития экономической теории ……………………………………………………………………………………………………...  
Тема 2. Собственность. Экономические системы ……………………………………………………...  
Тема 3. Принципы и свойства рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономке …..  
Тема 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие ………………………………………………....  
Тема 5. Анализ потребительского поведения  
Тема 6. Анализ делового предприятия ……………………………………………………………..…  
Тема 7.Конкуренция. Структуры рынка ……………………………………………………………….  
Тема 8. Виды ресурсных рынков ………………………………………………………………………...  
Тема 9. Макроэкономика. Макроэкономический кругооборот. Измерение результатов экономической деятельности страны. ………………………………………  
Тема 10. Макроэкономическая нестабильность..………………………………………………………  
Тема 11. Модель совокупного спроса и совокупного предложения ………………………………….  
Тема 12. Кейнсианская макроэкономическая модель …………………………………………………..  
Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства..………………………………..  
Тема 14. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства …………………………  
Тема 15. Совокупные доходы населения и социальная политика государства ……………………....  
Тема 16. Мировой рынок. Международная торговля …………………………………………………  
Словарь основных понятий …………………………………………………………………..………….  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данных специальностей.

Дисциплина «Основы экономической теории» имеет цель сформировать у студентов целостное представление о функционировании современной экономики, подготовить их к восприятию всего комплекса специальных экономических дисциплин, в том числе «Экономика организации (предприятия)», «Бизнес-планирование», «Банковский менеджмент», «Маркетинг».

В курсе учитывается российская специфика, дается оценка аналитических возможностей стандартных экономических моделей в специфической обстановке современной России, акцентируется внимание на особенностях экономической политики государства в условиях трансформационной экономики.

Структура курса включает 4 раздела. Первый раздел – введение в курс, знакомит слушателей с основными категориями курса, определением предмета исследования, функциями науки, особенностями методов, собственностью как основой производственных отношений, типами экономических систем, в том числе с институтами рыночной экономики: предпринимательством, рыночным механизмом, свойствами рыночной экономики: мотивом личного интереса, НТП, разделением труда и специализацией, кооперацией, экономической эффективностью, применением денег. Второй раздел - микроэкономика, рассматривает механизм рыночного равновесия, основы поведения потребителя, изучает виды ресурсных рынков, рыночные структуры. Третий раздел – макроэкономика, рассматривает вопросы измерения национального продукта, нестабильности рыночной экономики, теории равновесия на макроуровне, знакомит с основами фискальной и денежно-кредитной политик, изучает формирование доходов и проблемы социальной политики государства. В четвертом разделе рассматриваются вопросы мегаэкономики – мировой рынок и международная торговля. Курс заканчивается студенческой научно-теоретической конференцией, на которой студенты, владея суммой полученных знаний, смогут дать объективную оценку экономическим преобразованиям, осуществляемым в России.

Программа предполагает получение студентами системных теоретических знаний по данному курсу. Студент должен показать знания по данной проблематике, умения применять свои знания при изучении последующих экономических курсов и на практике.

Основные требования к знаниям и умениям студентов:

- в конце обучения студенты должны знать: общие положения экономической теории; основные микро- и макроэкономические теории и показатели, методы их расчета; существо концепции ограниченности ресурсов индивида и общества, необходимость выбора; четко определять типы экономических систем, знать их различия; существо закона спроса и закона предложения, факторы, формирующие спрос и предложение; понимать что такое относительные цены и рыночное равновесие; показатели эластичности, их смысл и значение для экономического анализа; содержание совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии; принципы экономического поведения домохозяйств; существо национальных счетов, основные показатели совокупного продукта и дохода; основные принципы классического, кейнсианского и монетаристского анализа макроэкономического равновесия; существо нестабильности рыночной экономики; инструменты фискальной и монетарной политики государства; закономерности функционирования и развития мирового рынка и международной торговли.

- в конце обучения студенты должны уметь: объяснять существо и формы обмена; сравнивать экономические системы; объяснить существо закона уменьшающейся маржинальной (предельной) полезности; находить оптимумы потребительского выбора и выбора производителя; строить кривые рыночных равновесий на микро- и макроуровнях, потребительского равновесия и равновесия производителя; сравнивать основные организационно-правовые формы предприятий.

При изучении курса необходимо использовать учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, а также материалы периодической печати.

В процессе самостоятельного изучения предмета рекомендуется составлять конспект, что в значительной степени облегчает подготовку к экзамену, и отвечать на вопросы для самопроверки.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Принципы и свойства рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.