Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Становление и развитие финансовых отношений в России




2.1. Возникновение и развитие налоговой системы древнерусского государства

Россия с самого возникновения как самостоятельное государство имеет много отличительных особенностей в общественном развитии:

1. Россия от первобытно общинного строя сразу вступает в феодальный;

2. Россия, вступив на историческую арену как единое централизованное государство, очень быстро теряет свою централизацию и распадается на ряд самостоятельных княжеств, истощающих друг друга непрерывными войнами и набегами.

Отмеченные особенности не способствовали развитию товарно-денежных отношений и укреплению государства, т.е. не создавали условия для зарождения и развития финансовых отношений.

Первые русские князья в вопросах обложения подданных вели себя как завоеватели, заботясь лишь о собственной выгоде. Основная форма налогов – дань.

Сбор дани первыми киевскими князьями далеко не сразу приобрел регулярный упорядоченный характер. «Арабские источники IX в. рассказывают, что утвердившиеся в Киеве князья с дружиной время от времени вторгались на территорию соседних славянских племен с це­лью насильственного взимания всякого рода поборов».

В дальнейшем сбор дани стал все более систематическим и регулярно осуществлялся, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали владения, или по их поручению это делали специально на то уполномоченными люди – данники. Такой способ взимания дани назывался «полюдьем». Но был и другой способ сбора дани «повозом», когда население само привозило дань в специально установленные места.

С укреплением княжеской власти происходит упорядочивание налоговой системы. Начинается строительство Киева и ряда других городов, налаживается торговля с соседними странами.

С развитием производственных сил, производственных отношений, расширением границ государства усложняются и формы налогов. Если на первых стадиях образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ и их расширению, его потребности ограничивались расходами по содержанию княжеского двора и дружины, то позднее возникла необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги и т.д.), содержании аппарата управления, охране внутреннего порядка, содержании посольств и т.д. Налоги собирались в нескольких формах: дань, оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы.

Подать – собирательный термин, равнозначный налогу. Податью выступали и дань, и оброк, и урок. Однако, если дань, устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимаются с определенного предмета, а уроки определены по размеру и времени поступления.

С Х в. стали возникать и развиваться княжеские хозяйства. Это приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается и внутренняя торговля, что является следствием возникновения городов и связанным с этим общественным разделением труда. Развитие торговли приводит к возникновению пошлин с внешней торговли. Интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей.

Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI в. в аппарате князя появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: данщики, мытники, вирники, пятенщики.

Объектом обложения выступает дом, дым, т.е. само хозяйство. Размер хозяйства, его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало обложение по числу жителей хозяйства.

К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становиться земля. Окладная единица во времена удельных княжеств не одинакова, как не одинаковы и размер и виды податей. Однако в большинстве княжеств за основу обложения принимается соха, особенностью которой является уравнительный принцип. Соха включала в себя определенный размер земельного участка, к которому приписывалось тяглое население. При этом учитывалось качество земли. Хозяйство, включенное в определенную соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты податей. Внутри сохи действовал раскладочный принцип. Все налоговые платежи крестьян полностью принадлежали князю, а значит, в его пользу выполняли все повинности лично свободные крестьяне.

С развитием городов и укреплений возникают и личные повинности, связанные со строительными работами, четкого перечня таких повинностей нет.

Возникновение внутренних пошлин связывается с появлением христианства. По свидетельству «Устава Великого Князя Киевского и всея Руси» духовенство собирало для своих нужд пошлины во время ярмарок, устраиваемых в храмовые праздники.

В первых договорах, заключенных с Византией в Х в., регламентируются правила торговли с целью обеспечения поступлений в казну торговой пошлины. Некоторые из князей ограничивали или запрещали ввоз и вывоз определенных товаров с целью увеличения своих доходов (оружие, соль, золото, серебро). Для увеличения своих доходов некоторые князья и сами занимались торговлей.

Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом разложения Киевской Руси. В ХII в. Киев перестал был столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. Налоги остаются натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли, деньги наиболее ценны в функции накопления. Наибольшее значение в доходах казны приобретает дань с побежденных и добыча от набегов.

Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемы термином «мыт». Сбор мыта производился преимущественно деньгами. Разнородные (по месту взимания и времени) пошлины делились на две группы: заставные, взимаемые до начала торговли, за проезд и торговые. К заставным пошлинам относились побережные (с пристававших к берегу судов и лодок), перевоз (на паромах и лодках), мостовщина (за проезд через мост), костки (за проезд по большим, охраняемым дорогам – не за груз, а с самим торговых людей). Основная форма торговых сборов – явление, явка. Его взимали поголовно с людей и с грузов. Взыскивались сборы за хранение товара (гостиное). Эти сборы поступали не в казну князя, а в пользу местных феодалов. Внутренние пошлины значительно сдерживали развитие торговли, поскольку их количество и размер не регламентировались.

Развитие финансовой системы России было прервано на весь период от нашествия монголов до возрождения самостоятельного русского государства (1243-1480 гг). На все завоеванные земли первоначально была распространена удобная монголам система взимания налогов. Завоеватели никому не доверяли сбора налогов – русские князья лишь обеспечивали охрану сборщиков налогов. Товарно-денежные отношения в этот период не могли получить большого распространение, поскольку покоренные русские земли были лишены государственной самостоятельности и не могли налаживать экономические отношения между собой и с сопредельными странами.

Татарскую дань должны были платить все. Это достигалось проведением регулярных переписей. Первая – в 1245 г., следующие – в 1257 и 1273 гг. Кроме дани платимой деньгами, летописи называют некоторые виды повинностей – поставки воинов, перевозки (ямская повинность), корм – воинам и коням монгол, поплужницы. Постепенно, к концу XIII в. право собирать дань перешло от чиновников Золотой Орды к великим русским князьям, которые добивались такого права личными унижениями и богатыми дарами правителям Золотой Орды.

С этого времени начинается формирование новой налоговой системы, из которой позднее вырастает финансовая система России. Этот процесс представляет собой симбиоз (от греч. symbiosis - совместная жизнь) налоговой системы Киевской Руси с монгольской налоговой системой. Однако уже с XV в. вырабатывается собственная налоговая система России – посошное обложение, продержавшееся до XVIII в.

 

2.2. Налоговые и финансовые отношения в Московском государстве в XV-XVI веках

Московский князь Иван Калита положил начало объединению русских земель (XVI в.). Характерной особенностью всего периода становления централизованного русского государства во главе с Москвой, завершившегося в 1521 г., является превышение расходов над доходами и непроизводительное расходование государственных средств, более 90% доходов государства расходуются на военные нужды.

Натуральное хозяйство и слабый уровень развития производительных сил выдвинул в качестве основного богатства землю. Расчеты со «служивыми людьми» производились землей. Возникает повсеместный приказ, передающий землю всем, находящимся на государственной службе. Задача повсеместного приказа заключалась в точном распределении земельных участков в соответствии с занимаемой должностью и своевременного возвращения участка государству после смерти «служилого человека». Денежные выплаты из казны стали производиться лишь с ХVI в. Это связано с привлечением к государственной службе казаков, охранявших южные границы государства, поскольку земля в этом регионе была свободной и в достаточном количестве. Однако плате денег была мизерной даже в то безденежное время – 3 рубля серебром за пять лет службы.

Становление Московского государства сопровождалось возникновением органов управления, что требовало поиска постоянных источников, как для их содержания, так и для нужд государства в целом. В этот период государственные доходы и расходы князя, как и во времена Киевской Руси, не отделялись друг от друга.

Налоговая система развивается по трем направлениям:

1. основу налогового обложения составляют прямые натуральные налоги на нужды централизованного государства;

2. все большое значение получают косвенные налоги, имеющие, как правило, денежный характер;

3. формируется система дополнительных сборов и повинностей для содержания органов власти.

Главным в этом процессе был переход от многочисленных и непостоянных налогов и сборов к системе имущественного обложения. Эта общая для России тенденция не сразу привела к единообразию налоговой системы. В условиях, когда основным богатством и средством производства выступает земля, объектом обложения могла выступать только земля. Земля расписывалась на равномерные участки, называемые сохой. Соха и выступала окладной единицей. До первой четверти XVII в. сохраняется разнообразие налогов и способов их взимания.

Посошная система возникает во времена удельных княжеств, однако всеобщей окладной единицей становится лишь с образованием Московской Руси. С 1490 по 1505 гг. правительство проводит посошную опись, в которой были учтены как земельные угодья (качество земли), так и само население.

Все население делилось на тяглое и нетяглое. К нетяглому населению, т.е. обладающему налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов и купцы, как русские, так и иностранные. Исключение составляли монастыри и церкви в случае купли или получения в дар черных земель. Черными землями и людьми назывались те, которые были занесены в податные книги – очерненные.

Неопределенность земельной меры, включаемой в соху, сопровождается и неопределенностью количества людей. В особых случаях учитывались как количественные, так и качественные показатели. Объективных критериев качества земли или имущественного состояния не было.

Развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. Государственное управление на местах осуществляли наместник и волостели из числа потомственных бояр. При вступлении в должность местное население платило им «въезжие» и регулярно, трижды в год, платило «корм». За наместником сохранялось право вместо «корма» требовать денежного содержания.

С конца XIV в. произвол в установлении размеров поборов с населения начинает ограничиваться уставными грамотами. Прежние неопределенные натуральные кормы превращаются в более точные денежные доходы. Платежи населения по системе кормлений производились в дополнение к централизованным платежам. Увеличение и укрепление «государева хозяйства», за счет которого покрываются потребности царского двора в необходимых продуктах, приводит к постепенному переводу посошной подати на денежную основу.

Развитие прямого окладного обложения по «сошному письму» приводит к превращению сохи в окладную единицу для целого ряда других прямых налогов. Речь идет о полоняничных деньгах (налог на выкуп русских пленных), о ямской повинности (по обеспечению перевозок администрации, послов, гос. грузов), о поворотной подати (чрезвычайный налог для содержания армии в военное время), о подати на городовое и засечное (строительство укреплений на южных границах) дело, о пищальных деньгах (для производства пушек), сборах и повинностях. Все они также взимались на основе сошного письма, правда при этом употреблялась более мелкая окладная единица – выть или обжа. Кроме указанных прямых налогов в XV-XVI в. встречаются и денежные налоги, но не как общая тенденция, а в отношении отдельных местностей и групп тяглового населения. Доходы государство получало деньгами и натурой. Натурой выступали хлеб, воск, лошади. Наибольшее значение имели меха.

Посошная система приводила к значительной неравномерности в обложении отдельных хозяйств. Государство на основе писцовых книг определяло общую суму налога по стране, которая распределялась по уездам, волостям и деревням. Определение величины налога на двор производилось по раскладочному принципу. В последнем случае учитывалось имущественное положение отдельных лиц. При раскладе же по уездам, волостям, деревням исходили из субъективных оценок и опыта прошлых лет.

Важной особенностью русской окладной системы был и наделовый принцип, лежащий в определении сохи. Однако объективных критериев не было, понятия «лучшая» или «худшая» земля, естественно, носили относительный характер и земля, отнесенная к другой группе, в разных местах не могла быть сопоставимой по качеству, стало быть, и по доходности. Кроме основной подати с населения взимаются, как и раньше, полоняничная деньга, ямская повинность, поворотная подать и другие пошлины и сборы. Расширяются различного рода повинности. На рубеже XV–XVI вв. в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (т.е. увеличивается их число). Появление косвенных налогов – свидетельство расширения товарно-денежных отношений, что является закономерным в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств (дворян, монастырей, бояр).

Изменение социально-экономических условий к середине XVI в. потребовало реорганизации государственного управления и, соответственно, реорганизации системы доходов и расходов государства. По уложению о службе с вотчин и поместий (1555 г.) служилым людям (которые несли военную или иную государеву службу) были установлены земельные наделы в зависимости от родовитости и чина по службе. Впервые им было определено и постоянное денежное жалованье - сверх земельных наделов. Интересно отметить, что такие наделы переходили к старшему сыну лишь при условии, что он поступал на военную или иную государеву службу. В противном случае земельный надел возвращался в казну. С целью увеличения доходов казны вводится монополия и на продажу хлеба, ревеня, меда и т. д. (казна скупала товары на внутреннем рынке по твердым ценам для перепродажи по более высоким ценам за границу). Был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. Данная практика перекликалась с получившей широкое распространение в Европе политикой меркантилизма, но в России она диктовалась не только необходимостью накопления денег в условиях неразвитости товарно-денежных отношений, но и отсутствием собственной добычи золота и серебра. Возрастание же потребности в денежных поступлениях было связано не только с ростом военных расходов, но и с расширением аппарата управления (после ликвидации наместничества), переведенного частично на денежное содержание.

Увеличение государственных расходов России потребовало реорганизации налоговой системы. Отмена кормления в 1555 г. привела к установлению нового налога – «кормленного откупа», который поступал непосредственно в казну. Его сбором занимались организованные по территориальному принципу «чети», или «четверти», – первые специальные финансовые учреждения в России. Необходимость вооружения стрелецких полков привела к выделению новых налогов – «пищальных денег» и «емчужных». В денежной форме взимался налог на городовое и засечное дело. Вся Сибирь и отдаленные поселения вносили стрелецкие и казачьи деньги, во всей России вводилась ратная повинность.

В ряду налоговых мероприятий важнейшим было совершенствование посошного обложения. Многие века налоговые поступления со стороны крестьянства служили экономической основой России как государства. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи повсеместно стал составлять 800-1200 четвертей (400 - 600 десятин). Соха как единица обложения включала не только земельный надел, но и определенное количество крестьянских дворов (обычный расчет – исходя из двух десятин пахотной земли на семью, однако допускались довольно значительные местные отклонения). Налоги с крестьян, как и прежде, носили окладной характер, т. е. на все семьи, входящие в соху, устанавливался общий налог, что значительно упрощало его сбор. Такая налоговая система требовала периодических переписей поземельных угодий, которые проводились через 40 - 50 лет.

Таким образом, налоговая система России на протяжении ХII–ХIII вв. складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно-денежных отношений, изменением социально-экономических условий и расширением границ государства налоговая система постепенно усложнялась.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.