Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты таможенных правоотношений

Таможенные органы РФ.

Борьба с контрабандой и пополнение государственного бюджета – функции таможни ранее. В 1918 г. вышел декрет о национализации внешней торговли. С 1918 – 1991 гг. таможенные органы выполняли формальные функции. На всей территории страны работало всего около 2 тысяч человек. Указ Президента Ельцина «О либерализации ВЭД». К концу 90-х гг. более 60 тысяч человек работало в таможенных органах РФ.

11.09. Функции таможенных органов.

В различных НПА функции по-разному изложены. В законе № 311 «О таможенном регулировании в РФ» в ст.12 перечислены 16 функций, среди которых выделяют такие:

1. Проводят таможенный контроль, совершенствуют методы осуществления таможенных операций, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу

2. Содействуют развитию внешней торговли, содействуют обеспечению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности, осуществляют информирование и консультирование, проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Функции направлены на то, чтобы формировать доходную часть бюджета РФ. Чем активнее товарооборот, тем больше поступлений в бюджет. Контрабандисты – лица, которые пытаются увеличить доход, обойдя платежи. Изъятая продукция всегда реализуется, а прибыль уходит в казну государства (правоохранительная).

 

Некоторые авторы выделяют три блока функций: фискальная, регулятивная и правоохранительная (борьба с контрабандистами). Регулятивная – регулирование товаропотоков в интересах страны, которые перемещаются через границу. Регулирование осуществляется так. Чтобы в конечном итоге бюджет пополнялся наиболее полно.

 

Два подхода к внешней торговле: протекционизм – жесткая регулируемая внешняя торговля, которая осуществляется путем увеличения ввозных таможенных пошлин. Интерес у импортеров падает, их товар становится менее ликвидный, их прибыль падают, при этом защищается местный товаропроизводитель, доходная часть пополняется за счет местных производителей.

Свободная торговля – государство не вмешивается в дела, разрешает ввозить все угодно в любых количествах, облагая минимальными пошлинами либо ликвидируя их совсем. Доходная часть бюджета формируется за счет высоких таможенных платежей. Местный производитель не развивается.

 

Любой подход государства влияет на доходную часть бюджета.

Для выполнения возложенных функций, органы наделены широкими полномочиями, спектр их инструментов и методов объемен и все это сведено к тому, чтобы обеспечить исполнение таможенного законодательства.

 

Структура таможенных органов РФ

С момента издания первого Таможенного кодекса до сегодняшний момент, действует следующая структура:

1. Федеральная таможенная служба,

2. Региональное таможенное управление,

3. Таможни,

4. Таможенные посты.

Каждый из органов подчиняется вышестоящему. Кроме этого, можно говорить о соответствующем ведомстве. Говоря о ведомстве, можно выделить: Российскую Таможенную Академию (готовит специалистов для таможенной сферы), ГНИВЦ (главный научно-исследовательский вычислительный центр), соответствующие госпитали.

 

Федеральная таможенная служба. В 2004 г., начиная с Указа Президента, начала осуществлять свои полномочия ФТС (Служба занимается надзором в определенной сфере). Служба не имеет права заниматься нормотворчеством за исключением случаев, когда это прямо предусмотрена НПА. ФТС занимается нормотворчеством, издает приказы ФТС. ФТС России является уполномоченным федеральным органом ИВ, осуществляет в соответствии с законодательством РФ функции по выбору государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой. Подчиняется ФТС непосредственно Правительству РФ.

Функции для всех структур одинаковы, но специфика выполнения этих функций зависит от административно-правового статуса таможенного органа. Постановление Правительства «О ФТС». В этом ПП указаны непосредственно функции ФТС.

Помимо прочих полномочий, ФТС утверждает различные порядки осуществления различных видов надзора (порядок введения реестра страховых организаций, порядок ведения реестра объектов интеллектуальной собственности), формы различных документов (эти полномочия ранее переданы Комиссии Таможенного союза), различные требования, которые относятся к подвластным субъектам, порядок осуществления различных таможенных операций и т. д. ФТС осуществляет взимания таможенных платежей (она просто регулирует эти вопросы, а не непосредственно само взимание).

ФТС возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение наложенных на службу полномочий. Он имеет заместителей, число которых также устанавливается Правительством. На должность они назначаются тоже Правительством, но по представлению руководителем ФТС.

 

Региональное таможенное управление – таможенный орган, который входит в единую централизованную систему таможенных органов и обеспечивает реализацию задач и функций в пределах,, утвержденных приказом ФТС. Приказ от 12.01.2005 № 7 «Об утверждении общего положения об РТУ и общего положения и таможнях».

Сейчас 7 РТУ (общей компетенции) – по семи федеральным округам. Каждый федеральный округ выполняет свои «хозяйственные обязанности», отсюда регулирование.

Приказ Минэкономразвития 2004 г. №270 установил все таможни и таможенные управления. Семь РТУ + четыре специализированных, специализированные, потому что они выполняют не общие функции, а конкретных, закреплены только за ними: оперативно-поисковое управления, управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной структуры, региональное таможенное управление силового обеспечения, центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.

РТУ – ЮЛ, которое имеет самостоятельный баланс, счета. Финансирование РТУ осуществляется за счет федерального бюджета. Отличие: не требуется регистрация.

Функции РТУ. В Приказе № 7 указаны 63 функции. Функции РТУ можно поделить на 4 основных блока:

1. Контрольно-регулятивная: ведет систематический учет поступающих законодательных и иных правовых актов, ненормативных актов, а также собственных правовых актов, поддерживает их в контрольном состоянии и доводит до подчиненных. Осуществляет различные виды контроля (таможенное оформление, соблюдение законодательства подчиненными таможенными органами, правильность взимания таможенных платежей, правильность определения кода товара, правильность возврата таможенных платежей и т. д). РТУ для выполнения этих задач всегда постоянно производит инспектирование нижестоящих таможенных органов.

2. Правоохранительная: для ее выполнения РТУ осуществляет многочисленные экспертизы и исследование товаров, сопроводительных документов (или содействует этим действиям, если их совершают подчиненные таможни), контролирует осуществление производства по делам об административных право, организует оперативно-розыскную деятельность, участвует в борьбе с терроризмом, разрабатывает меры по профилактике преступлений и правонарушений в таможенной сфере, борьба с коррупцией в таможенных органах.

3. Организационно-хозяйственная: РТУ должны иметь соответствующую инфраструктуру, необходимое оборудование, технику, средства связи, транспорт, квалифицированных ДЛ и т. д. Обеспечение соответствующей организации управления в регионе (подготовка специалистов, прохождение практик, обеспечение зданий, отопления и т. д.).

4. Аналитическая: РТУ необходимо вести аналитическую работу. В рамках этой работы анализируется товаропотоки, номенклатура перемещаемых товаров, стоимость, периодичность, оптимизация применения мер таможенного регулирования. Проводится анализ состояния дисциплины в таможенных органах, правоприменительная и судебная практика.

 

РТУ не путать с субъектом РФ, это руководитель регионального значения. РТУ получает нормативные акты, приказы ФТС, адаптирует их применение под местные условия: разрабатываются инструкции, схемы, они проводятся в качества ЛНА на территории РТУ, далее идет проверка за их выполнением. РТУ возглавляет начальник, который назначается на должность руководителем ФТС. Начальник РТУ имеет трех заместителей (первый зам по всем вопросам, зам по экономике, зам по правоохранительной деятельности либо хозяйственным вопросам).

Структурные подразделения РТУ – специализированные отделы. РТУ может представлять любую из подчиненных таможен в судах. РТУ не занимаются непосредственным выполнением функций, они занимаются руководством и контролем.

 

Таможенныеорганы. Таможня – таможенный орган, который входит в систему таможенных органов, осуществляет деятельность под общим руководством ФТС и РТУ. Таможня создается, реорганизуется и ликвидируется ФТС России. Структуру и штатную численность утверждает ФТС России. Есть несколько таможен, которые подчиняются непосредственно ФТС – таможни федерального значения, Москва – аэропорты.

Финансирование из государственного бюджета, ЮЛ – свои печать, имущество, штамп. Местонахождение ее определяется ФТС. Таможня принимает декларации, заводит дела о правонарушениях, ведет расследование по этим делам, взыскивает платежи. За разъяснениями граждане также обращаются в таможни.

Начальника таможни назначает руководитель ФТС, замов назначает руководитель ФТС по представлению начальника таможни. Главного бухгалтера таможни назначает тоже ФТС.

 

Таможенный пост – таможенный орган, который входит в единую центральную систему, осуществляет свою деятельность под контролем ФТС, РТУ и непосредственного руководства – таможня. Создание таможенного поста решает ФТС и регион деятельности поста. Административно-таможенный статус поста утвержден приказом ФТС от 13.08.2007 № 965. Отличие поста от всех вышеперечисленных: в подавляющем большинстве случаев таможенный пост не является ЮЛ, а является структурным подразделением таможни.

Таможенный пост базируется в местах наличия товаров, подлежащих таможенному оформлению и контролю (в пунктах пропуска через таможенную границу, в крупных таможенных терминалах, на товарно-железнодорожных станциях, аэропортах и т. д.).

Основным таможенным органом после 1993 г. были таможни и таможенные посты. Таможни создавались в крупных городах, по одной таможне на город. Таможни работали медленно.

Может быть создано как самостоятельное ЮЛ, это решение принимает ФТС.

Как правило, самостоятельными ЮЛ являются специализированные таможенные посты, деятельность которых имеет свои особенности. Пример – пост, который занимается оформлением исключительно акцизных товаров (сигареты, вино), эти товары облагаются дополнительными налогами.

 

В настоящее время классическая структура таможенных органов может быть изменена. Приказ от 25.11.2010 № 2214 «Об утверждении компетенции таможенных органов», там изложен перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, декларируемых исключительно с использованием информационных технологий. Их порядка пятнадцати. Центры электронного декларирования имеют полномочия только по приему деклараций в электронном виде.

 

Структура из 4-х звеньев уже устарела в настоящее время, уже не актуальна.

 

Специализированные таможенные органы. Российская энергетическая таможня – оформление только электроэнергии. Специализация по определенному виду товара.

Время работы ТО определяется исходя из производственной необходимости, т.е. исходя из товарооборота. ФТС и РТУ – обыкновенный рабочий день, таможни на границах работаю круглосуточно.

 

Подвластные субъекты в таможенных правоотношениях – участвуют, подчиняются и выполняют волю государства. Всех подвластных субъектов можно поделить на три категории:

1) Лица, осуществляющие перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

a) Участники ВЭД. Это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей и имеющие в качестве контрагентов зарубежных партнеров. Цель этих участников – получение прибыли за счет реализации или использования перемещаемых товаров.

b) Некоммерческие организации (музеи, театры, фонды и т. д.), которые в рамках международных договоров, также могут перемещать через таможенную границу товары и ТС, но эти товары не являются предметами международных договор купли-продажи, аренды и т. д. (выставка в музее, картинная галерея, декорации для театра)

c) Дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства государств, персонал этих представительств и учреждений, которые пользуются некоторыми преимуществами, привилегиями (а также иммунитетами). Тоже могут перемещать товары через границу, но не для a) или b), но чтобы обеспечить свою деятельность (продукты питания, связанные с национальными особенностями, почта).

d) Физические лица, перемещающие товары для личного пользования в особом порядке. В данном случае речь идет об обычных туристах, которые могут привезти из заграничной поездке какие-либо сувениры. Если же товары, имеющие признаки коммерческой партии, будет везти ИП, он сразу же становится участником ВЭД.

Туристы, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, получающие товары по почте, командированные лица.

e) Транспортные компании, которые регулярно перемещают через таможенную границу ТС с целью осуществления международных грузопассажирских перевозок (авиакомпании, автоколонны).

f) Лица, перемещающие товары, необходимые для ликвидации стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций (гуманитарная помощь).

Чаще всего для участника ВЭД основанием для перемещения товаров является заключение договора купли-продажи или аренды. Участники ВЭД отличаются от остальных тем, что они осуществляют декларирование товаров, которые они перемещают, в общем порядке. Утвержденная форма декларации – Декларация на товары. Иные лица могут декларировать товары иным способом. Физические лица подают пассажирскую декларацию. Транспортные компании – подача стандартного пакета документов перевозчика, отдельной специально разработанной декларации нет. Шесть групп выделены исходя из порядка декларирования.

2) Лица, осуществляющие профессиональную деятельность в области таможенного дела (оказывающие условия, связанные с перемещением товаров). Это лица, которые оказывают услуги на условиях, определенных Таможенным кодексом Таможенного союза и Закона № 311.

a) Таможенные перевозчики. Это ЮЛ государств-членов Таможенного союза, которые осуществляют перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в соответствии с установленными правилами. ЮЛ признается таможенным перевозчиком только после получения свидетельства (это разрешительный документ, лицензия) о включении в реестр таможенных перевозчиков.

Товары под таможенным контролем – государства к ним интерес не утратило, по ним еще не закончены операции, не уплачены платежи.

Варианты:

1. Петербург – Екатеринбург.

2. Петербург – транзит через всю территорию союза в Казахстан.

3. Товар доставили в Екатеринбург, но решили оформлять лучше в Челябинске, перевезли в Челябинск.

Таможенный перевозчик – 1993 г. транспортные компании, которые получали лицензию, в 2003 г. перешли на свидетельство, суть та же. Таможенный перевозчик может быть: зональным, региональным, общероссийским. Единообразного подхода к перевозчикам еще не выработано. Зональный возит товары только в зоне деятельности одной таможни; региональный возит в зоне деятельности регионального таможенного управления; общероссийский возит везде.

Требования к перевозчикам: вовремя должны доставить товар; вести учет товаров, которые они перемещали и всегда отчитываться перед таможенными органами (они должны иметь доступ к базам по поводу перемещения товаров); исполнять обязанности по уплате таможенных пошлин в установленных случаях. Случаи: случаи, когда по вине перевозчика товар был полностью либо частично утрачен, либо уничтожен.

b) Предприниматели, специализирующиеся на хранении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Должны быть места, где товар можно сохранить до того момента, пока государство не утратило к товару интерес. В 1980 г. в России появился первый таможенный склад (Олимпида-80, для размещения спортивного оборудования). В настоящее время склады делятся на:

1. Таможенный склад – ЮЛ государства-члена Таможенного союза, которое осуществляет хранение товаров. Находящихся под таможенным контролем на таможенном складе. Для того, чтобы поместить товар на таможенный склад при декларировании необходимо указать процедуру «таможенный склад». Пока товар лежит на складе, не взимаются платежи, не применяются меры тарифного регулирования.

Владелец таможенного склада обязан получить свидетельство о включении в реестр таможенных складов.

Склады бывают открытого и закрытого типа. Склады открытого типа – склады, которые принимают для хранения любые товары, находящиеся под таможенным контролем (нероссийские товары). Склады закрытого типа – склады, которые предназначены только для хранения каких-либо определенных категорий товаров либо для оказания услуг определенным лицам, а может быть только для хранения товаров, которые принадлежат владельцу склада (некоторые товары могут быть химическими активными).

2. СВХ (склад временного хранения). СВХ – место, в котором товары хранятся под таможенным контролем до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Без уплаты таможенных платежей хранятся. СВХ отличаются от таможенных кладов: на СВХ хранятся только то время, пока они оформляются в таможенном отношении, а на таможенном складе хранятся тогда, когда товары помещены на определенную таможенную процедуру. На СВХ время хранения – не больше 2-з месяц, на таможенном складе не более 3-х лет.

СВХ появились в 1993 г. Приказ: все товары должны храниться на СВХ.

Владелец СХ обязан получить свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ, должен обеспечивать сохранность товаров, вести их учет и доставлять отчеты таможенным органам о товарообороте и обеспечивать наличие режима зоны таможенного контроля (не допускать посторонних и т. д.). В случае, если выдаст товары без решения таможенного органа, он будет платить таможенные платежи.

c) Таможенные представители. Таможенный брокер – то же самое по сути. Чтобы стать таможенным представителем, необходимо получить свидетельство о включении в реестр таможенных представителей. Таможенный представитель – всегда ЮЛ.

Основная задача – оказать услуги заинтересованным лицам (участникам ВЭД), связанным с таможенным оформлением товаров. Первые брокеры появились в 1998 г. В настоящее время таможенные представители могут сами для себя определять сектор услуг, который они могут оказывать (оформление деклараций, оформление какого-либо одного товара, встречают товар на границе). К концу 2010 г. было 600 представителей на территории РФ.

Всех представителей объединяет одна главная особенность: их деятельность допускается только при соблюдении определенных условий. Если они доказывают свою готовность выполнять условия, они получают свидетельство, потом оказывают клиентам услуги на основании гражданско-правового договора.

Еще две группы лиц относят к таможенным представителям: «уполномоченных экономических операторов» и «владельцев магазинов беспошлинной торговли». Эти два субъекта не оказывают услуги, они участники ВЭД.

3) Лица, вступающие в таможенные правоотношения в силу специфики своей деятельности либо сложившихся обстоятельств.

Владелец бутика, чей товар не прошел таможенного оформления. Владелец авто, не прошедшей таможенного оформления (процедура оформления авто даже не начиналась).

Решение Верховного Суда: владелец добросовестный может пользоваться таким авто, ведь вина не на нем, а на таможенных органах, допустивших такую ошибку.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности действия правовых актов | Возбуждение дела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.