Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Основные этапы законодательного процесса

В практике законодательный процесс может проистекать следующими путями:

Вариант «оптимистичный» Вариант «умеренный» Вариант «усложненный»
1. Реализация права законодательной инициативы
2. Подготовка законопроекта к рассмотрению ГД РФ
3. Рассмотрение законопроекта в ГД РФ, принятие закона
4. Рассмотрение и одобрение закона СФ РФ (или т.н. «молчаливое согласие» СФ РФ 4. Рассмотрение и неодобрение закона СФ РФ 4. Рассмотрение и одобрение закона СФ РФ
5. Подписание закона Президентом и обнародование 5. Создание согласительной комиссии обеих палат, повторное рассмотрение закона ГД РФ и его принятие. 5. Отклонение Президентом закона (право вето)
  6. Подписание закона Президентом и его обнародование 6. Рассмотрение закона в обеих палатах, преодоление вето.
    7. Подписание закона Президентом и его обнародование.

 

Таким образом, законодательный процесс может иметь от четырех (если не считать «молчаливое согласие» СФ РФ стадией) до 7 стадий, причем некоторые из стадий могут иметь подстадии. Но, тем не менее, законодательный процесс всегда начинается с реализации права законодательной инициативы и последующего рассмотрения ГД РФ, а заканчивается подписанием закона Президентом и его обнародованием.

Все стадии законодательного процесса можно условно подразделить на основные (отражающие «нормальное» движение законопроекта) и факультативные (возникающие при появлении противоречий между палатами Федерального Собрания РФ, или при наложении вето Президентом).

Первая стадия – реализация права законодательной инициативы. Единственно возможная форма ее реализации – внесение законопроекта в ГД РФ. Согласно Регламенту ГД РФ при внесении законопроекта в ГД РФ субъект права законодательной инициативы должен представить:

Пояснительную записку к законопроекту, содержащую предмет регулирования и концепцию законопроекта;

Текст законопроекта с указанием субъекта, внесшего законопроект;

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, или принятию в связи с принятием данного закона;

Финансово – экономическое обоснование (те затраты, которых потребует реализация законопроекта);

Заключение Правительства РФ (для законопроектов, требующих финансово – экономического обоснования)

Вторая стадия – подготовка законопроекта к рассмотрению в ГД РФ. Председатель ГД РФ направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в соответствующий (профильный) комитет ГД РФ. Профильный комитет проверяет законопроект на соответствие требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД РФ, и если законопроект соответствует их требованиям, он передается в Совет ГД РФ. Совет назначает один из комитетов ГД РФ ответственным за данный законопроект, направить его в другие комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту, в Правительство, иные федеральные органы, а также представительные органы государственной власти S РФ для подготовки и представления предложений и замечаний. По окончанию срока для предложений, законопроект и материалы к нему направляются в Совет ГД РФ, который принимает решение о внесение данного законопроекта на рассмотрение ГД РФ.

Третья стадия – рассмотрение законопроекта в ГД РФ подразделяется на три этапа, именуемых чтениями. Чтение – это организационно-правовая форма обсуждения законопроектов в Парламенте, включающая в себя совокупность действий соответствующих участников законодательного процесса. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствий основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя. По окончанию обсуждения ставится вопрос о принятии законопроекта в первом чтении. Решение о принятии законопроекта в первом чтении оформляется постановлением ГД РФ, после чего устанавливается срок для подачи поправок к данному законопроекту, который не может быть менее 15 дней (для законопроектов по вопросам совместного ведения РФ и S РФ – не менее 30 дней). Также ГД РФ может принять решение о всенародном обсуждении принятого в первом чтении законопроекта. При наличии заключений правовой и лингвистической экспертизы и отсутствии возражений среди депутатов, на голосование может быть поставлен вопрос об окончательном принятии законопроекта в первом чтении, минуя второе и третье чтения.

Перед вторым чтением законопроекта поправки к нему вправе вносить субъекты права законодательной инициативы. Ответственный комитет ГД РФ проводит работу по изучению и обобщению всех принятых поправок. Все поправки обобщаются в три таблицы: таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендованных ответственным комитетом к отклонению и таблицу поправок, по которым не было принято решения. Правовое управление Аппарата ГД РФ в обязательном порядке производит постатейную правовую и лингвистическую экспертизы законопроекта. Проект должен быть представлен ко второму чтению не позднее 4 месяцев со дня его принятия в первом чтении. Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета. Докладчик озвучивает поправки, рекомендуемые к принятию комитетом, при отсутствии возражений депутатов ставится вопрос о принятии поправок из первой таблицы. Далее аналогичные процедуры происходят с поправками из второй и третьей таблиц. По итогам второго чтения ГД РФ может принять одно из трех решений:

О принятии законопроекта во втором чтении и назначении третьего чтения;

Об отклонении законопроекта и возвращении его субъекту права законодательной инициативы;

О возвращении законопроекта к процедуре первого чтения.

Если законопроект принят во втором чтении, он повторно проходит экспертизу в правовом управлении на предмет правильности взаимосвязи статей, скорректированных с учетом поправок.

В третьем чтении не допускается внесение редакционных правок, возвращение к его обсуждению в целом, либо отдельных статей. ФЗ считается принятым в третьем чтении, если за него проголосовали большинство голосов от общего числа депутатов палаты. ФКЗ и закон о поправках к Конституции РФ принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты. Принятые в третьем чтении закон в течении пять дней передаются на рассмотрение СФ РФ.

Четвертая стадия – рассмотрение закона СФ РФ. Поступивший закон в течение суток направляется всем членам СФ РФ. После этого СФ РФ имеет 14 дней для рассмотрения закона.

Обязательному рассмотрению в СФ РФ подлежат ФЗ, принятые ГД РФ по вопросам (ст.106 Конституции РФ):

Федерального бюджета;

Федеральных налогов и сборов;

Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

Ратификации и денонсации международных договоров РФ;

Статус и защиты государственной границы РФ;

Войны и мира

В случае если рассмотрение закона, не входящего в данный перечень, не началось в течение 14 дней, он считается принятым СФ РФ. В юридической литературе подобное «бездействие» СФ РФ часто именуют «молчаливым согласием» СФ РФ. КС РФ в своем толковании статей 105 и 106 Конституции РФ, изложенном в Постановлении от 23 марта 1995 разъяснил, что если рассмотрение ФЗ началось в течение 14 дней после его поступления из ГД РФ, но не завершилось в течение этого срока, то закон будет рассматриваться СФ РФ до тех пор, пока не будет вынесено решение о его принятии, или отклонении. После поступления в СФ РФ закона, Председатель СФ РФ определяет ответственный комитет по данному закону и направляет закон в Правовое управление Аппарата СФ РФ для подготовки своего заключения. Ответственный комитет выступает перед СФ РФ и озвучивает свое заключение с рекомендацией либо принять данный закон, либо отклонить его с указанием мотивов, после чего происходит голосование. ФЗ считается одобренным СФ РФ, если за него проголосовало более половины членов СФ РФ. Одобренный ФЗ в течении 5 дней со дня принятия постановления направляется Председателем СФ РФ Президенту для подписания и обнародования.

Пятая обязательная стадия – подписание и обнародование закона Президентом РФ. В соответствии со ст. 107 Конституции РФ, данная процедура должна завершиться в течение 14 дней после поступления закона Президенту. ФЗ И ФКЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после подписания Президентом. ФЗ и ФКЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Понятие законодательного процесса. Субъекты права законодательной инициативы | Вопрос 3. Факультативные этапы законодательного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.