КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лексико-семантические свойства опорного слова
IV СПП с присловной связью Объектные Изъясн.- присубс. компорат.
атриб.- атриб.- сравн-о- выдел. распр.-е объектн. отн-я отн-я знач-е.
Опорное слово предопределяет строение и значение придаточного одной из двух групп свойств:
Если тип придаточного определяют лексико-семантические свойства опорного слова, то оно принадлежит к значительной группе слов с семантикой ментальной деятельности. Эти слова обладают общим свойством: требуют указания на объект ментальной деятельности. Это указание является обязательным, без него принадлежащее к данной группе слово информативно-недостаточно (синсемантично). Морфологическая принадлежность таких опорных слов не имеет значения, хотя в большинстве случаев это глаголы. Можно разделить слова внутри группы на подгруппы по значению: А) подгруппа констатирующей речи передачи информации – (докладывать, возражать; сообщение, доклад, крик) Б) подгруппа восприятия получения информации – (понять, видеть, замечать, разглядеть, узнать, ощутить) В) подгруппа мыслительной деятельности (внутреннего состояния) – думать, мыслить, горевать, жалеть, беспокоиться, ждать; страх, мнение, боязнь, мысль) Г) модального отношения – (хотеть, желать, надеяться, соглашаться) Д) подгруппа оценочно характеризующего значения (хорошо, плохо, глупо, важно, беда, правда; дурак, идиот, умница, молодец) Е) группы бытия выявления – (бывает, оказывается, получается, выходит) Придаточные компоненты при этих опорных словах могут занимать две синтаксические позиции (эта позиция незанята в главном компоненте): дополнение или подлежащее. Позиция подлежащего закрепляется за опорными словами из Д и Е подгрупп. (ПРИМЕР: ᴓСлучилось, что онаразлюбила его. Хорошо, что скоро ᴓзима)
В случаях, если позиция – дополнение, бывает возможным трансформация сложного предложения в простое. Принадлежность опорных слов к разным частям речи не влияет на выбор средств связи. Использование союзов из опред. групп влияет на модальный тип предложения. В СПП такого типа выделяют вопросительные и невопросительные придаточные. Вопросительные вводятся более узким кругом союзных средств. Средствами связи могут являться: · союзы, принадлежащие сфере повествования – что, как, будто. · союзы, принадлежащие сфере волеизъявления – что бы, как бы · союзы, принадлежащие к сфере вопроса – ли, или; то ли, то ли · относительные слова.
ПРИМЕР: Этонепорядок, чтобы до венца к невесте приезжать. ПРИМЕР: И ᴓпослышалось мне, будто снегхрустит.
ПРИМЕР: Стало ясно, какой он человек. Я понял, откуда берутся дети.
Синтаксические отношения в предложениях этого типа – изъяснительные (изъяснительно-объектные).
Внутри типа существуют переходные структуры. Это могут быть 2 группы предложений: 1) при словах, которые характеризуют объект не со стороны ментальной деятельности, а со стороны его психических реакций на то или иное событие, возможные придаточные компоненты, которые присоединятся союзами, необычными для данного типа предложений. Это союзы: если, когда, пока, если бы, коли, кабы.
ПРИМЕР: Он счастлив* (чем? и о чём?), если ей накинет боа пушистый на плечо.
ПРИМЕР: Она огорчалась* (чем? и когда?), когда её ругали.
Таким образом, такие конструкции совмещают изъяснительно-объектное значение и условно-временное
2) предложения, в которых кроме опорного слова из лексико-семантической группы ментальной деятельности есть также указательное местоимение, которое занимает синтаксическое место дополнения с объектным значением. Т.е. в этом случае соединяются свойства предложения с присловной связью и предложения с корреляционной свзью.
ПРИМЕР: Он не отрицал того, что виноват. («того» здесь факультативно)
ПРИМЕР: Топравда, что петух уж боле не поёт. («то» необязательно)
Указательное местоимение в таких предложениях выполняет акцентирующую или экспрессивно-выделительную функцию и употребляется при опорном слове с необходимыми свойства. Поэтому употребление такого местоимения факультативно. Предложения, построенные по такому принципу называют предложениями контаминированной структуры. Их нужно отличать от предложений, где употребление указательного местоимения обязательно. Это происходит: а) в предложениях с фазисными глаголами (ПРИМЕР: Кончалось всегда тем, что она побеждала свою грусть) б) в предложениях с глаголами эмоционального воздействия и соотносительными с ними причастиями с семантикой эмоционального состояния (типа: удивлять – удивлён, смущать – смущён) в) в предложениях с прилагательным качественно-характеризующего оценочного значения (типа: счастлив, удивителен, замечателен, страшен)
Порядок следования ПЕ в изъяснительно-объектных предложениях обычно постпозиция придаточного. Однако препозиция придаточного компонента возможна по требованиям актуального членения или в эмоционально-окрашенном тексте. (ПРИМЕР: Что́ тебе нужно было знать, я скажу после).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |