Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественно-государственная политика в сфере культуры и досуга




 

Один из самых главных вопросов культурологии – формирование в человеке с детства высоких культурно-досуговых потребностей и обеспечение условий их удовлетворения на основе инициативы и самоорганизации. Отсюда, многогранность задач в общественно-государственной культурно-досуговой политике зарубежных стран:

· определение соответствующих приоритетов или нужд в смысле создания возможностей рационального досуга для различных возрастных или социальных групп;

· обследование реального процесса удовлетворения этих потребностей, основываясь на социологических анализах, в организации досуга раз­ных групп населения для муниципальных правительств, доброволь­ных агенств, школ и других социальных институтов.

· создание научно-обоснованных моделей культурно-досуговых возможностей для разных групп населения и обеспечение материаль­ной и организационно-методической базы их удовлетворения;

· достижение рационального понимания проблем досуга и его важности для общественной жизни, физического, морального и социального благополучия через образовательно-воспитательную систему детей, юношества и других возрастных групп;

· рассмотрение работы и отдыха как составляющих общие качест­ва жизни и обеспечения основных человеческих потребностей в соответствии с новым пониманием досуга и его значимости в современном социуме;

· совершенствование и корректирование национальной программы формирования у подрастающего поколения умений и навыков самоорганизации своего досуга.

Эти проблемы носят общий планетарный характер, т.к. именно из-за профессиональной некомпетентности, критически низкого уровня культуры и образования, духовной ущербности случаются взрывы и аварии, развязываются войны и конфликты, социальная и расовая дискриминация, нищета и бедность, поэтому столь актуальной становятся сегодня идеи мировой культуры и толерантности, новой планетарной этики.

В США, Великобритании и других англоязычных странах в пос­ледние десятилетия утвердила себя динамичная и достаточно эффек­тивная общественно-государственная система реализации воспита­тельного потенциала досуга разных групп населения. В ее струк­туру входят:

- меры государственной защиты национальных ценностей куль­туры, сохранение и развитие традиционной народной культуры;

- содействие государства в создании и функционировании ин­фраструктуры культурно-досуговой деятельности всех форм собственности;

- налоговые льготы предприятиям, организациям, обществам и другим социальным институтам, вкладывающим свои средства в ор­ганизацию досуга населения;

- достаточно прогрессивная, хотя и со значительными сложностями и противоречиями программа нравственно-эстетического воспитания детей, подростков, молодежи; а также оригинальные и со­циально-значимые формы организации досуга пожилых людей.

В настоящее время развитию культурно-досуговой деятельности в США, Великобритании, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии способствуют государственная политика в сфере досуга и активность ряда научных и общественно-просветительных организаций, опираю­щихся на выводы и рекомендации сложившихся в последние десятиле­тия научных школ исследователей досуга (Д. Келли, Д. Берд, Д. Нейлингер, Д. Уайскопф, Б. Дривер, Р. Рапопорт, С. Гордон, Р. Краус), оп­ределяющих досуг как рекреативно-развивающуюся деятельность. В научной литературе, со­циологии и статистике англоязычных стран введено также понятие «досуговое время», т.е. свободное время, используемое для отдыха, развлечений, непрерывного самообразования и духовного наполнения личности (в 60-80-е годы было поддержано российскими учеными В.А. Ядовым, Б.А. Грушиным, Э.В. Соколовым, И.В. Бестужевым-Ладой, В.Д. Патрушевым, Р.А. Евтеевой и др.).

Примечательно, что этот категориальный аппарат стал основой государственных документов, на­шел отражение в юридической практике и, что особенно важно, в учебных пособиях для средней и высшей школ. Используя влечение людей к семейному досугу, инфраструктура культурно-досуговой деятельности в определенной мере фокусируется на том, чтобы работающие супруги в выходные и праздничные дни могли провести свое свободное время с детьми. К примеру, в Нью-Йорке 2-4-х часовые семейные экскурсии организуются на 86-ом этаже /на высоте 320 метров/ 102-х этажного небоскреба «Эммайр стэйт билдинг», Рокфеллер-центре, театральном кварта­ле «Бродвей-тайме сквер», Эллис-Айленде у статуи Свободы, Линкольн-центре, Колумбийском университете, музее изобразительных искусств «Метрополитен» и т.д.

Семья может проплыть на теплоходе вокруг Манхеттена, проле­теть на вертолете над центром Нью-Йорка, отдохнуть в сотнях город­ских парках. Однако, культ здоровья и спорта в первую очередь зовет американца и его семью на стадион. Только на стадионах «Мадисон Сквер Гарден», «Шеа», «Янки», в национальном теннисном центре и теннисном клубе «Бест-Сайд» за субботу и воскресенье бывает до 1,5-2-х млн. человек. Так, в США сегодня реализуется формула «Кто неделю интенсивно работал, должен в уикенд столь же интенсивно отдохнуть».

В XXI веке ожидается быстрое увеличение так называемых работников сферы знаний или специалистов по информации, которые готовят программы, ленты, материалы передачи инфор­мации и т.д. для обучения, тренировки и других деловых целей. Кроме того, будет возрастать потребность в системных дизайнерах и ин­женерах, большая возможность иметь работу в таких областях, как ко­смос, солнечная энергия, экология.

С 90-х годов наиболее очевидно увеличение свободного времени для одного человека – от 36 до 45-ти часов в неделю. Среднее число часов для всех взрослых жителей городов выросло примерно на 11% с 34,3 до 38,5 часов в неделю. Следует отметить, что увеличение времени досуга не явилось результатом резкого сокращения рабочей недели, которая относительно стабильна со времен Второй Мировой войны. Общее увеличение досуга произошло в основном за счет таких причин, как увеличение числа праздничных дней, оплаченных отпусков, более раннего добровольного ухода на пенсию по возрасту и другим причинам.

С 1981 по 1993 гг. в США принято 44 национальных обществен­но-государственных культурных программ, с помощью которых предусматривающих:

- значительное развитие инфраструктуры досуга детей, пенси­онеров и инвалидов;

- наполнение деятельности учебных заведений, парков, музе­ев, театров, концертных и других учреждений культуры педагогиче­ски целесообразными формами культурно-досуговой деятельности;

- использование гостиничных комплексов, стадионов, теннис­ных кортов, площадок для игры в гольф, пляжей, оздоровительных центров, казино, дансингов и других развлекательно-игровых учреждений для обеспечения рационального досуга разных групп населения;

- привлечение ученых и известных практиков к научно-обосно­ванному отбору содержания и формы подготовки специалистов общес­твенного и семейного досуга.

Наряду с государством в осуществлении этих программ прини­мают участие промышленные и строительные корпорации, банки, объ­единения фермеров, религиозные общины, ассоциации ученых, учите­лей, врачей, деятелей искусств; культурно-просветительные и спо­ртивные общества, благотворительные организации, частные лица. Система разработки и реализации общественно-государственных программ содействия в организации рационального досуга различных групп населения успешно внедряется в Великобритании, Канаде, Ав­стралии, Новой Зеландии.

Соединение усилий государства и общественных организаций позволило создать центр культуры имени Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, «Диснейленд» во Флориде и Калифорнии; удивляющие техническим и эстетическим совершенством национальные парки, ботанические са­ды, пляжи, библиотеки, музеи и другие центры культуры и отдыха, культурно-спортивные и оздоровительные, зрелищно-игро­вые комплексы. В Великобритании, Австралии и Новой Зеландии по примеру Япо­нии в 60-80-х годах XX века разработана и успешно осуществляется общественно-государственная система материального поощрения народного творчества. В школах и культурно-досуговых центрах пропагандируется народное музыкальное творчество, хореографическое, песенное искусство. Фильмы, спектакли, выставки, отражающие оте­чественные культурные традиции, получают существенную дотацию государства к местных органов власти.

В соответствии с национальной программой художественно-эстетического воспитания детей и подростков в школах Англии, Шотландии, Уэльса в течение всего периода обучения проводятся уроки народного искусства, которое в одинаковой степени преподается мальчикам и девочкам. Занятия фольклором и прикладным творчеством проходят дифференцированно. Девочки усваивают фольклорное пение, вязание, национальное куль­турное искусство; мальчики – народные приемы обработки дерева, ка­мня, кожи, кости, железа. Следует отметить, что как государственные, так и частные учебные заведения финансируются государством.

Успех процесса приобщения детей к национально-художественным традициям в значительной мере обеспечивается тем, что каждый учеб­ный час, связанный с овладением тем или иным видом искусства, интегрируется широкой системой внеучебной деятельности. Для усиления популярности данных программ к руководству ее осуществлением в качестве почетного председателя Совета художественно-эстетического воспи­тания привлечена Королева Елизавета II, члены королевской семьи шефствуют над различными их направлениями.

Следует отметить, что программы не исклю­чают знакомства детей с достижениями культуры других народов ми­ра, значительное место, в которой занимает культура России. Весьма отрадно, что школьники Великобритании дос­таточно хорошо знают Пушкина, Чехова, Чайковского, Репина, Станис­лавского, Тарковского, Кабалевского и многих других деятелей русской культуры.

Постоянная забота о сохранении и обогащении фольклорного ис­кусства, народных ритуалов и обрядов составляют важное направление государственной политики стран Западной Европы. Здесь прак­тически в каждой школе или другом учебном заведении есть фольк­лорные коллективы. Видео-кассеты фольклорных концертов реализуются в гораздо больших тиражах, чем аме­риканские эстрадные шлягеры. В англоязычных странах, как и в Японии, Юго-Восточной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Скандинавии, Германии и странах Бенилюкса, органы управления куль­турой несут перед государством и общественными институтами ответственность за недопущение на эстраду, в кино и видеосалоны яв­лений антикультуры. Наиболее ценной в развитых англоязычных странах представля­ется система разработки и реализации общественно-государственных программ организации досуга таких групп населения, которые более других нуждаются в поддержке государства и социальной защите.

Особое внимание заслуживает деятельность Ассоциаций актеров театра, кино и телевидения, национальной Программы организации досуга инвалидов, предусматривающая решение широкого круга проблем – от создания в учреждении культуры специальных подъездов и мест для этой группы населения до подготовки социальных работников, ориентированных на специфику вовлечения инвалидов в культурно-досуговую творческую деятельность. В соответствии с программой в каждом из 50-ти штатов страны создается ориентированная на инвалидов инфраструктура парков, са­дов, пляжей, стадионов, зрелищно-игровых и других центров досуга, которые за счет ассигнований государства и благотворительных ор­ганизаций приспосабливают свою деятельность для удовлетворения запросов различных групп инвалидов.

Специально средства выделяются для обеспечения возмож­ности слепым, слабослышащим и иным категориям инвалидов восприни­мать художественную информацию, общаться, участвовать в художест­венном творчестве. В штате Нью-Джерси специально оборудован дом для инвалидов с телевизором, пианино, сидячим бильярдом в холле, комнатами для спокойных игр (шахматы, шашки и т.д.). Работают все кружки и клубы по интересам (хоровые, художественные, технические, прикладных видов творчества и др.). Стены дома украшены произведениями народного творчества одино­ких инвалидов. Организована мастерская по гончарному делу. Любители-умельцы лепят и обжигают в специальной печи глиняные горшки, вазы для цветов, скульптурные статуэтки и многое дру­гое. Имеется магазин для продажи произведений самодеятельного творчества инвалидов, госпиталь для лечения больных и про­филактики заболеваний, оснащенный компьютерной видео­рентгенсистемой, новейшим тех­ническим оборудованием палат, современными препаратами и лекарствами, содержащимися в специальных холодильниках. В книге отзывов больных - благодарности врачам и сестрам, создающим добрую психо­логическую атмосферу и безупречное лечение.

В настоящее время во многих штатах совершенствуются програм­мы, объединяющие усилия социальных работников, релаксаторов, вра­чей, психологов, деятелей культуры в обеспечении социальной защи­ты интересов инвалидов и вовлечении последних в активную культурно-досуговую деятельность (спортивные и художественные состязания, специальные фестивали и другие комплексные мероприятия..

В соответствии с Федеральной программой социально-культурной поддержки наименее защищенных групп населения в США за счет общефедеральных и муниципальных органов, общественных организаций и благотворительных обществ социальные педагоги, релаксаторы, пре­подаватели музыки и изобразительного искусства организуют досуг многодетных семей, ведут занятия по основам эстетической культу­ры с детьми малоимущих родителей, организуют досуговые кружки сре­ди иммигрантов. В различных штатах в эту программу вносят опре­деленные поправки. К примеру, во Флориде и других регионах Юго-Во­стока ведется специальная работа с кубинцами, в Калифорнии – с мексиканцами, в Нью-Йорке и Филадельфии с иммигрантами из бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы. Однако, везде приоритетными представляются самые разные формы вовлечения населения и, в первую очередь, вновь прибывших в страну, в различные формы со­циально-культурной деятельности, способствующей рекреации и духовному обогащению личности.

В соответствии с принципами государственной политики в сфере культуры и досуга в США, Австралии, Новой Зеландии сложилась система налогового поощрения вложений в социально-культурную дея­тельность. Производственные объединения этих стран, вкладывающие средства в организацию досуга трудящихся и членов их семей, полу­чают налоговые привилегии в таких размерах, которые делают эти ассоциации не только социально-значимыми, но и материально выгод­ными. В этих условиях производственные фирмы оплачивают туристи­ческие, спортивные и художественно-зрелищные абонементы рабочих и членов их семей; выделяют средства на расходы по непрерывному образованию, эстетическому просвещению и любительскому творчест­ву. В США и Канаде производственные и торговые фирмы поощряются налоговыми привилегиями, когда они финансируют развитие национа­льных парков и центров детского досуга. В Великобритании предпри­ятия оплачивают систему празднично-ритуальных торжеств, развитие фольклорного творчества, семейные туристические поездки. Аналогичная система сегодня получает свое развитие и в других странах Западной Европы.

Общественно-государственная политика в сфере досуга – это результат социально-экономических успехов высокоразвитых стран современного Запада, но, в значительной мере – это следствие активного влияния науки на формирование политического курса страны. Примером реализации прогрессивных принципов общественно-государственной политики может служить «Национальная программа организации досуга молодежи», разработанная в США в конце 90-х годов совместными усилиями Конгресса, Правительства и десятков научных учреждений и общественных организаций. Программа имеет принципиальное значение, т.к. интегрирует в себе самые широкие достижения страны вобласти экономики, политики, культуры и воспитания. Остановимся на ней более подробно.

В представленных Конгрессу США рекомендациях ука­зывается на необходимость ориентирования не на коммерческие, дорогие и сложные формы досуга, «пожирающие пространство и разрушающие красоту», а на виды молодежной досу­говой деятельности, которые не требуют больших затрат. Возможности правительственных служб, профессионалов и коммерсантов в этой области ограничены. Лучшие результаты дает деятельность добровольцев, эн­тузиастов, поэтому общественно-государственная политика в сфере молодежного досуга должна базироваться на логике самодеятельной простоты, самообеспечении и самоуправляемости в досуге.

В национальной программе организации досуга молодежи деталь­но раскрыты механизмы использования для этих целей существующей инфраструктуры досуга. Согласно стандартной классификации отрас­лей, принятой в статистике США, к рекреационной сфере относятся гостиничные предприятия – отели, мотели, трейлерные парки, кем­пинги, спортивные и рекреационные лагеря; специализированные пре­дприятия и учреждения, удовлетворяющие потребности в отдыхе и ра­звлечениях - учреждения культуры (кинотеатры, эстрадные и симфо­нические оркестры, театры, художественные студии); спортивно-зрелищные мероприятия, бесбольные, футбольные, хоккейные и др. спортклубы; предприятия для активных занятий спортом (бассейны, катки, лодочные станции, пляжи и т.д.); развлекательные учрежде­ния (парки, детские площадки, цирки, зоопарки); государственный рекреационный фонд: национальные парки, природные достопримечательности, национальные леса, а также парки и зоны отдыха штатов, округов и муниципалитетов. Достоинство программы – в конкретизации роли и места каждого из приведенных выше социальных институтов в культурно-досуговой деятельности молодежи, ориентирует их на максимальное раскрытие своего воспитательного потенциала в обеспечении конст­руктивного воздействия на подрастающее поколение.

Основное место в производстве услуг для отдыха населения принадлежит частному сектору, но каждое учреждение культуры и досуга в соответствии с законодательством обязано нести опреде­ленные обязательства по отношению к молодежи.

Еще более четко вовлечение всех учреждений досуга в реали­зацию различных просветительно-воспитательных проектов запрограм­мировано в Великобритании. Индустрия досуга занимает исключитель­ное место в экономике Великобритании. 30% доходов граждан страны идут на различные формы досуговой деятельности и товары для досу­га. За последние 20 лет количество занятых в сфере, обслуживаю­щей досуг, возросло на 36%.

Для досуговой индустрии Великобритании характерна высокая концентрация: некоторые особо крупные компании производят большую часть товаров и услуг. Эти корпорации не только создают все новые виды услуг и товаров, но и пытаются влиять на изменение «досугового спроса». Процессы, происходящие в индустрии досуга, носят противоречивый характер. С одной стороны, корпорации, свя­занные с рынком досуга, проявляют большой интерес к различные категориям потребителей и ориентируют производство продукции на удовлетворение самых разных потребностей, отражающих реально существующие социально-демографические, этнические, половые и иные различия. Молодежная сфера является одной из наиболее динамичных секторов досугового рынка Великобритании и США, охватывающая ре­ализацию одежды, грампластинок, телевизионной и звуковоспроизво­дящей аппаратуры, сеть молодежных магазинов, кафе, дискотек и т.п. В США конкуренция за рынки рекреационных услуг вызвала прилив ка­питала в такую прибыльную сферу, как гостиничный бизнес, где по­является все больше новых видов услуг, связанных с ярко выражен­ным сезонным характером деятельности отелей и мотелей. Применя­ется целая система мер по стимулированию спроса в межсезонья: при отелях создаются молодежные клубы здоровья и спортивные комплексы, предлагаются программы проведения уик-эндов и т.п.

С другой стороны, производство и потребление в сфере досуга становится все более массовым, вызывая те тенденции, о которых уже говорилось выше. В последние годы к Великобритании появилась тенденция финансирования банкам и крупнейшими корпорациями не­рентабельных с экономической точки зрения форм культуры и искус­ства на общенациональном уровне, являющихся предметами националь­ного престижа, - оркестров, оперных и драматических коллективов и т.п., которые в противном случае были бы неконкурентноспособ­ным на досуговом рынке.

Потребности молодежи в рекреационных услугах удовлетворяют­ся не только в границах частного сектора хозяйства. На развитие способов и средств отдыха населения направлена деятельность ряда государственных организаций. В ведении государства в США, Вели­кобритании находятся территории для массового отдыха населения, создание отдельных объектов рекреационного назначения, проведе­ние исследовании в области планирования отдыха. В Великобритании государство, с одной стороны, контролирует досуговый рынок через систему лицензий, с другой - осуществляет контроль за обществен­ными местами отдыха и их использованием» В ряде случаев правите­льство частично финансирует некоторые учреждения досуга или не­которые виды досуговой деятельности. Официальные организации суб­сидируют также культурную и рекреационную деятельность на местах – театры, уличные фестивали, передвижные выставки, библиотеки и др. Здесь созданы специальные отделы, ведающие проблемами ор­ганизации досуга.

Анализируя практику обеспечения досуга молодежи, И.А.Новикова [1] убедительно показала, что в европейских странах и США нет единой системы организации, отвечающей за руководство досуговой деятельностью. Эти функции выполняют школы, парки, отделы и дру­гие организации. Нет и единого мнения о том, кому должен принад­лежать приоритет в этой области. Сторонники передачи руководства досугом детей и юношества школе говорит о многих ее преимущест­вах в этой области, от наличия штата учителей, достаточно квали­фицированных, чтобы осуществлять как образовательную, так и досуговую деятельность, об учебном плане школы, который включает различные виды деятельности /занятия спортом, музыкой, пением, драматическим искусством/, являющиеся частью досуговых программ, о местоположении школы, ее близости к детям, позволяющий при неко­торых изменениях окружающего ландшафта использовать прилегающую территорию под площадки для организованных досуговых программ.

Противники школьного руководства досугом указывают на то, что досуговая программа должна охватывать все блоки общества, лю­дей всех возрастов, школа же привыкла иметь дело с детьми, под­ростками, юношеством: школьные учителя, являясь хорошими специа­листами, не всегда могут быть хорошими организаторам досуга, они вносят элементы классной работы, что не подходит для руководства досуговой деятельностью; в школах досуговая деятельность включа­ется в раздел физического воспитания, поэтому в школе преобладают спортивные программы, руководство же досуговыми программами тре­бует использования всех имеющихся возможностей.

Природные условия США, Великобритании, Австралии обусловили исключительную роль парков как ведущих центров досуга. Особый ста­тус парков в системе рекреации и духовной жизни обусловил и их особую роль как организационно-методических центров культурно-досуговой деятельности. Обладая большими территориями, которые мо­гут быть использованы для проведения досуговых программ /игровые площадки, плавательные бассейны, территории для организации ла­герей и т.д./ парки, тем не менее, по разному реализуют свои по­тенциальные возможности. Одни /особенно в Калифорнии/ органически сочетают активную рекреацию с включением людей в интенсивный про­цесс духовного творчества, другие /Пенсильвания, районы больших озер/ ограничиваются лишь организацией развлечений.

Сейчас в западных странах наметились тенденции к совместному использованию возможностей школы и парка. Так, по инициативе Нэнси Рейган в США с конца 70-х начала 80-х годов укрепилась политика объединения усилий муниципальных органов, общественных организации парков, школы, частных лиц по внедрению научных основ орга­низации детского и юношеского досуга.

В соответствии с программой, созданной по поручению американской Палаты представителей, группа ученых разработала перечень приоритетных форм досуга, которые в наибольшей мере отвечают тре­бованиям творческого развития личности в условиях свободного времени. К этим приоритетным формам досуга специалисты культурологии отнесли:

Чтение. Оно включает оценку литературы и впечатление от нее. Эта деятельность в значительной степени связана с библиотекой. Помимо чтения и обслуживания литературы, при библиотеках органи­зуются совместные чтения, дискуссии о прочитанном, читательские конференции.

Музыка, искусство. Этот вид деятельности ставит своей целью эстетическое воспитание, обучение пониманию музыки, живописи, архитектуры и т.д. Конкретное выражение это находит в создании му­зыкальных кружков, хоров, оркестров, специальных кружков и клу­бов по искусству.

Творческие ремесла. Этот вид деятельности включает в себя работу, связанную с внутренним украшением дома, работу с деревом, глиной, картоном, радиолюбительство, умение работать с различны­ми инструментам, электрическими приборами, химическими препара­тами. Все это имеет целью стимулировать изобретательскую мысль школьника.

Танцы /народные и современные/. Цель обучения - развитие у ребенка, подростка ритмики, пластики движения.

Драматическое искусство. Этот вид досуговой деятельности включает организацию драматических кружков, постановку любитель­ских спектаклей, концертов, шоу и т.д.

Игры, спорт. Широко распространенный вид досуга среда школь­ников. Он включает популярные игры, как бадминтон, баскетбол, травяной хоккей, ручной мяч, гольф, бейсбол, плавание, фехтова­ние и др.

Досуг на природе. Это – занятие садоводством, летние лагеря, пейте походы, изучение леса, организация выставок цветов и т.д.

Путешествия и исследование неизвестных мест. Особенно распространенный вид деятельности в каникулы и на уик-энд. Цель – изучение географии местности, ее истории, экономики, нравов, обычаев и т.п.

Общение как форма проведения досуга. Здесь имеются ввиду вечера, встречи, беседы, игры для школьников старших классов.

Министерство массовой культуры США по возможности координируют усилия организаций, которые участвуют в осуществлении культурно-досуговых программ. Для одних из них досуг является единственным и основным занятием, для других - побочным. Некоторые обслуживают определенную территорию, как, например, штат в США, графство в Англии, провинцию в Канаде, другие – только своих членов. Есть организации, которые занимаются только одним видом досуга, есть культурно-досуговые объединения и ассоциации, которые пытаются охватить широкий диапазон отдыха, развлечений и интеллектуально насыщенного досуга.

Пытаясь выявить степень разработанности вопроса и общест­венное мнение, сложившееся вокруг проблемы молодежного досуга, мы осуществили контент анализ научных изданий и периодической печати США, Канады и Великобритании за 1937-1992 годы. В общей сложности источниками получения информации стало 18 монографий; 12 сборников материалов научных конференций; 44 публикации по итогам научных исследований различных университетов; 38 статей периодической печати.

В 94 из 112 анализируемых материалов отмечались бесспорные успехи в осуществлении общественно-государственной политики в сфере молодежного досуга, констатировался определенный прогресс в развитии инфраструктуры культурно-досуговой деятельности молодых, отдельные достижения в разработке некоторых аспектов молодежной досуговой субкультуры.

В 72 публикациях отмечается, что в США и в Великобритании, и в Канаде отсутствует единый комплексный подход в определении приоритетных направлений исследований молодежных проблем; нет ясности - что изучено относительно полно, а какие проблемы потаятся в стороне от активной деятельности ученых.

В 59 работах констатируется, что до сих пор никто всерьез не пытается выработать единые методологические принципы научного анализа в результате чего существует недоговоренность между социологами, психологами, юристами, демографами в междисциплинарном изучении явлений и процессов, происходящих в молодежной среде. Исследования, проводимые по «нестыкованным» программам и методикам не позволяют выйти на сравнительный анализ явлений и процессов в молодежной среде, в итоге чего отсутствуют научно обоснованные прогнозы на ближайшую перспективу и начало XXI века.

В 38 научных трудах указывается, что проводимые исследования часто имеют слабую теоретическую и эмпирическую базы, низкий уровень организации и недостаточно глубокую интерпретацию полученных результатов. В 37 опубликованных материалах обращено внимание на то, что во многих исследованиях отсутствует связь с практикой решения конкретных проблем.

Используя методику программированного наблюдения и анализ документов, отражающих содержание и формы культурно-досуговых центров в Нью-Йорке, Филадельфии и Вашингтоне, можно видеть, что наряду с заслуживающими самой высокой опенки образцами эффективной организации досуга, в значительной части парков или иных центров свободного времяпрепровождения молодежи его сводят лишь к органи­зации развлекательных мероприятий, в других - в сферу досуга не­адекватно переносятся методы и формы управления учебной деятель­ностью, явно неприемлемые в условиях свободного времени. Формы культурно-досуговой деятельности, которые наиболее соответствуют природе отношений, складывающихся в сфере молодежного досуга, по мнению специалистов и членов попечительских советов 14 парков и о центров эстетического просвещения и зрелищно-игрового досуга этих городов внедряются крайне медленно. Общий уровень культуры организации свободного времени подрастающих поколений вступил в определенное противоречие с требованиями жизни и это явилось сле­дствием утвердившихся в коммерческих структурах вульгарно-потре­бительских взглядов на сущность, природу и специфику молодежного досуга, существенного отставания педагогики и смежных наук, вхо­дящих в теорию человекознания, от требований современного разви­того общества, а главное отсутствия единой научно обоснованной общественно-государственной программы, ориентированной не на ре­шение отдельных аспектов жизни подрастающих поколений, не на ка­кую-то часть или группу молодых людей, к которым спонсоры прояв­ляют благосклонность, а обеспечения досуга всей молодежи страны, Такая программа призвана отразить роль к место государства к об­щества в решении кардинальных проблем использования свободного времени как фактора духовного развитая личности и существенного резерва обогащения культуры.

С целью преодоления сложившегося противоречия и определения приоритетных ориентиров общественно-государственной культурной политики в сфере молодежного досуга ученые Пристонского и Калифорнийского университетов в 1991 году выступили с инициативой ра­зработки «Федеральной преграды культурной политики в сфере моло­дежного досуга», которая включала бы в себя:

- эстетический всеобуч детей, учащейся молодежи и их родителей;

- пропаганду к внедрение непреходящих ценностей мировой и американской культуры, возрождение и обогащение лучших традиций культурно-досугового творчества народов, составляющих ныне американское общество;

- развитие интереса к различным формам прикладного творчест­ва, формирование умений и навыков внедрения прикладного искусства в досуг и быт молодежи;

- защиту социальных прав молодежи в сфере досуга и культурно-досугового творчества, обеспечение широкой доступности достижений национальной и мировой культуры всем слоям детей, подростков, юно­шей и девушек;

- изучение и использование конструктивных сторон опыта Евро­пы, Ближнего и Дальнего Востока и других регионов мира в организа­ции досуга молодежи;

- создание материально-технической базы культурно-досуговой деятельности, отвечающей требованиям к возможностям начала ХXI века;

- подготовку кадров организаторов досуга, владеющих современ­ными методиками педагогики сотворчества и способных принять на се­бя роль духовных лидеров в реализации федеральных и региональных культурно-досуговых программ.

В методологии восприятия молодежи как субъекта определенной субкультуры, ученые Пристонского и Калифорнийского университетов соединили три аспекта:

1/ антропологический, включающий в себя попытки исследовать молодежь методами классического психоанализа, применить к ней те­оретические построения социал-дарвинизма;

2/ культурологический, в основе которого лежит постулат теории поколений;

3/ интеграционный подход, заключающийся в синтезе разных со­четаний двух других.

Однако следует отметить, что различные теоретические концеп­ции и многочисленные исследования последних двух десятилетий не дали пока целостного междисциплинарного знания о молодежи как мно­гочисленной социально-демографической группе общества, о противоречивых механизмах ее социализации, хотя отдельные социально-педагогические проекты заслуживают пристального внимания. Примером, в частности, может быть одобренная и рекомендованная всем разви­тым странам программа ЮНЕСКО – «Молодежь в изменяющемся мире», которая не в полной мере, но значительно активнее, чем в других странах реализуется в США, Канаде и Великобритании. Значительный интерес представляет опыт выработки молодежной политики в конк­ретно-исторических ситуациях англоязычных стран. Примером чему могут служить «Программа преодоления рассовых предрассудков в досуге молодежи Калифорнии» или принятая в Великобритании прог­рамма «Досуг как сфера борьбы с наркоманией среди молодежи». Бе­зусловного внимания заслуживает и опыт успешного функционирования служб социальной помощи и центров молодежной информации, фи­нансирование которых осуществляется в соответствии с принятой в США в 1982 году «Государственной программой совершенствования социальной информации».

Проблемы молодежи - тема не новая для международного сооб­щества. Забота о молодежи провозглашена одной из важных задач ООН с самого начала ее деятельности. Начиная с 1946 года ЮНЕСКО включилась в осуществление культурной политики и нескольких программ, касающихся молодежи. С принятием в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи иде­алов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи находятся в центре внимания всей деятельности этой организации. Под эгидой ЮНЭСКО с 1985 года ор­ганизованы Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «круглый стол» на тему «Молодежь, образование, труд». К изучению молодежных про­блем и их разрешению активно подключилась Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Детский фонд ООН. При этом ведущую роль в финансировании и осуществлении всех этих программ приняли, на себя США.

Констатируя эти факты, приходится, вместе с тем, отметить, что молодежная политика как законченная четкая система, призван­ная детально регламентировать взаимоотношения общества и молодо­го поколения во всем сложнейшем многообразии социальных отношении в англоязычных странах начала формироваться лишь с 60-х годов XX века, и процесс этот еще далеко не завершен.

Значительные сдвиги в молодежной политике в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии произошли со второй половины 70-х годов, когда новые технологии, связанные с научно-техническим прогрессом, остро поставили проблемы образования, профессиональной подготовил и трудоустройства молодого поколе­ния, а государственные институты, политические и общественные организации, учитывая опыт «молодежного бунта» 60-х годов, ста­ли обращать повышенное внимание на социально-экономическое по­ложение, политическую и нравственную зрелость молодежи. В насто­ящее время в индустриально развитых странах молодежная культур­ная, в том числе и культурно-досуговая политика рассматривается как составная часть стратегии всего остального развития.. При этом речь идет не столько о расходах на конкретные молодежные программы, сколько об инвестициях в молодое поколение в целом, что дает в конечном итоге эффект в развитии как производствен­ной, так и духовной сферы. Стратегическое измерение молодежной политики связывается с осознанием и пониманием того, что будущее любого общества зависит от уровня культурной среды, от полноценного воспитания и образования молодежи, от эффективности организации ее труда и досуга.

Обобщение опыта англоязычных стран позволяет говорить, что в них реализуются две основные стратегии молодежной политики. Для одной /ее обычно называют неоконсервативной/ - характерна государственная помощь наименее социально защищенным категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования этих средств. Такой вид помощи наиболее типичен для США. Здесь Феде­ральное правительство, общественные организации или частные фон­ды отдельных штатов проводят разного рода мероприятия, акции, позволяющие весьма эффективно помогать «неблагополучным» подрос­ткам, детям из малообеспеченных семей. В Великобритании и Авст­ралии молодежная политика исходит из признания ответственности государства за успешную интеграцию в общественные отношения всей молодежи, и предусматривает переход от помощи отдельным ее кате­гориям к долгосрочным социальным программам, доступным всем желающим.

В англоязычных странах под молодежной политикой подразуме­вается деятельность специальных правительственных учреждений, муниципальных органов, занимающихся делами молодежи, министерств и комитетов по делам молодежи, государственных комиссий. Иногда под термином «молодежная политика» имеется в виду политика свободного времени для детей и подростков /например, строительство центров досуга, спортивных комплексов и т.п./. Однако, такие ограниченные взгляды подвергаются аргументированной критике со стороны ученых и практиков, занимающихся вопросами воспитания, образования и трудоустройства молодого поколения.

Когда мы говорим о молодежной политике в сфере досуга, мы имеем в виду в первую очередь отношение общества, различных его социальных групп к молодежи, как большой специфической демогра­фической группе населения, которая призвана принять и продол­жить лучшие традиции отцов. Сфера этих отношений и определяет социальный статус молодежи, а вместе с ним ее экономическое, правовое положение, определенный уровень и образ жизни.

Современная молодежная политика ведущих англоязычных стран - это деятельность государств, штатов, графств, муниципалитетов, общественных, организаций и частных фондов по оптимизации процессов социального развития молодежи, направленная на обеспече­ние эффективной и относительно планомерной интеграции молодого поколения в существующие экономические, политические и социаль­но-культурные отношения. Будучи направлена на обеспечение взаи­моотношений подрастающих поколений и общества, молодежная поли­тика представляет собой систему мер по поддержанию определенного социального статуса молодежи, удовлетворение ее интересов, зап­росов и потребностей в сферах образования, труда, культуры, до­суга, предпринимательской деятельности и социальной защиты. Гла­вная цель такой политики - создание экономических условий и пра­вовых гарантий для гуманизации образа жизни молодого поколения, его социализации, как в интересах отдельной личности, так и об­щества в целом.

Основными задачами молодежной политики в сфере досуга являются: разработка и принятие законодательных актов, государст­ве иных и региональных программ, стимулирующих создание предпо­сылок свободного развития молодежи; финансирование программ и мероприятий, направленных на создание этих условий; координация деятельности государственных учреждений и общественных ор­ганизаций и частных фондов в решении молодежных культурно-досуговых проблем; поощрение /включая финансирование/ деятельности государственных и негосударственных организаций, направленной на выравнивание стартовых возможностей различных категорий моло­дежи в реализации рекреативного и духовного потенциала свободно­го времени.

В качестве основных принципов молодежной политики в англо­язычных странах выступают:

-.дифференциация культурно-досуговых программ в. зависимости от возрастных периодов формирования личности, ее социально-психологического, гражданского и экономического становления;

- преемственность связей между представленными в обществе поколениями;

- согласование интересов различных групп и слоев населения в отношении социального статуса молодежи.

Сегодня характерно то, что молодежь сама все активнее заявляет о своих правах, пристрастиях, проблемах. И не только внутри своей культуры, но легко находя общий язык со сверстниками всей планеты. Это закрепляется в новых международных культурных традициях, творческих контактах, социально-культурных акциях.

Среди форм интернациональных связей молодежи мира стали ассоциации и клубы ЮНЕСКО. Молодые представители многих стран собираются на молодежные форумы, конгрессы, спортивные и компьютерные игры, фестивали и конкурсы, акции протеста или содействия чему-то, создают Фонды и Комитеты. Можно сказать, что молодежь закладывает основы новой планетарной Культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Цели и задачи политики в области культуры и досуга.

2. Характеристика национальных программ.

3. Роль общественных организаций в «киберпространстве»

4. Дифференциация культурно-досуговых программ в зависимости от возрастных периодов формирования личности.

5. Основные задачи молодежной политики в сфере досуга.

 

Литература

1. Дуликов Д.З. Социальные аспекты КДД за рубежом. М., 1999.

2. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1998.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М., 1998.

4. Панорама культурной жизни зарубежных стран. Информационный сборник. М., 2000-2002.

 

1.2. Современные социокультурные процессы в странах Западной Европы

ХХ век называют атомным, но вторая его половина характерна гуманитарными поисками и открытиями в области человековедческой науки, разработкой социальных, педагогических, культурных, релаксаторских технологий; религиозно-духовными исканиями и интеграционными процессами в области культуры, информации. Создана уникальная коммуникативная система всемирной связи – Интернет. Возникают международные структуры, играющие важную роль в формировании новой планетарной этики: ЮНЕСКО (при ООН), Комитет по культурным связям (при Европейском Союзе), Международный союз работников культуры, туризма, спорта, Всемирный информационный Центр, Всемирная ассоциация работников досуга

За последние двадцать лет во всех странах департаменты по культуре реорганизованы в самостоятельные Министерства культуры, курирующие туризм, спорт, досуг, народное творчество, искусство. Действует солидная база подготовки социальных педагогов, социальных аниматоров, менеджеров досуга и туризма, парковых рекреаторов. В англоязычных странах открыты более 50 академий досуга, которые координируют научную и практическую деятельность профессиональных работников и добровольцев-любителей, выполняющих многие виды культурно-досуговых услуг: от отрывания входных билетов до работы рекламными агентами, гидами, экскурсоводами, что позволяет учреждениям культуры экономить до 75% средств и использовать их на развитие. «Опора на интеллигенцию» - первая строка в Уставах большинства Домов культуры, музеев, библиотек.

Совместными усилиями государства и общественности созданы престижные Центры культуры: Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, Гетти в Лос-Анжелесе, Жоржа Помпиду в Париже, Сервантеса в Мадриде, Друнене в Амстердаме и др. Они имеют не только внутреннее, но и мировое социально-культурное значение, т.к. являются эталоном организации свободного времени всех социальных групп располагают широкомасштабным культурно-просветительным потенциалом.

Культурный центр Гетти открыт в 1997 году. В строительство вложено – 1 миллиард долларов, площадь – 44 га, расположен на красивейшем горном массиве Санта-Моника, возвышаясь над Лос-Анжелесом, хотя это - аристократическая часть города, и учреждение считается элитарным, а его сотрудники прилагают максимум усилий, чтобы оно было доступно для всех социальных групп. Девиз – «Гетти – центр всегда Ваш». Мотивы расширить круг своих посетителей могут быть разными, от меркантильных до возвышенных, но результаты убеждают:

- во многих провинциях открыты филиалы (Центры исполнительских видов искусств, народные филармонии, танц-холлы, семейные клубы, дискотеки, театральные любительские студии, кантри-клубы);

- проводятся бесплатные представления, выставки, встречи со знаменитостями;

- организуются фестивали, конкурсы, биеннале и др. формы демонстрации народного творчества.

Стратегия Центра основывается: на изучении зрительских интересов, разнообразии пробных, «пилотных» программ, которые носят образовательный, культурно-просветительный, пропагандистский характер; на маркетинговых кампаниях, способных заинтересовать, привлечь посетителя. Масса справочников, путеводителей, способствующих доступности, открытости, необходимой информации по потреблению культурных ценностей.

В структуру центра входят музеи, художественные галереи (пять двухэтажных павильонов), Центральный сад, беседки, фонтаны, трамвайная дорога до вершины горы, танцевальные залы, кафе, бары, гостиница. Центр тесно взаимодействует со школами, молодежными движениями, религиозными организациями.

Культурный Центр Сервантеса в Мадриде открыт в 1999 году как штаб по пропаганде испанской культуры в своей стране и за ее пределами. В разных уголках планеты действуют около 50 его филиалов (в т.ч. в Москве в 2001 году). Девиз Центра: «Культура неделима», и подтверждается это манифестацией искусства через активные формы работы с посетителями, иностранными туристами; вот одна из программ:

- Мемориальная выставка испанских живописцев – Веласкеса, Гойи, Пикассо (Пабло Пикассо – гордость нации создал 38000 произведений, прожив 91 год, в т.ч. 1185 картин, 7089 рисунков, 1128 скульптур, более 3200 изделий из керамики, 18000 гравюр, 7000 литографий, 11 гобеленов) и др.

- Экспозиция, посвященная выдающемуся композитору Мануэлю де Фалья (1876-1946). На ее основе проходят в течение года лекции – диалоги известных музыкантов, художников, композиторов, журналистов; выступления М. Кабалье, К. Каррераса, Х.Иглесиаса, Рафаэля, танцовщиков фламенко; камерных коллективов.

- Тематические выставки экспонаты эпохи «Дягилевских сезонов» в Европе, «Русская культура и ее деятели», «Дебюсси», «Равель» и т.п.

Открытие после 2-летнего ремонта Парижского Центра Ж. Помпиду было ознаменовано выставкой мирового изобразительного искусства под общим названием «Праздничный день». Отсюда - тональность экспозиций. Зрителям не только рассказывают и показывают, их веселят, вовлекают в игру, аттракцион, их «пугают», с ними шутят, вступают в диалог. Огромный социально-культурный комплекс включает: бесплатную библиотеку, лекторий, выставочные, концертные, кинозалы, национальный музей современного искусства, театральные подмостки, художественные студии для детей и взрослых. Французы подсчитали: человечество говорит на 5651 языке и диалекте, поэтому культура – действенный язык народной дипломатии.

Интеграция и взаимодействие национальных культур рождают такие формы, как: Международные Дни искусств (День Театра – 27 марта, День Танца – 25 апреля, День Музыки – 2 октября, День Кино – 27 августа); традиционные фестивали и конкурсы: Венский оперный, Авиньонский театральный, эстрадной песни «Евровидение» и «Сан-Ремо», кинофестивали – Каннский, Берлинский, Московский, Венецианский. Создан уникальный эстрадно-симфонический оркестр «Филармония наций», пропагандирующий лучшую музыку всех времен и народов (Бах, Бетховен, Гайдн, Лист, Дворжак, Шопен, Чайковский, Шостакович, Гершвин, Бернстайн, Вебер).

Знаком времени стали такие международные проекты, как «Десятилетие всемирной культуры» (1988-1998), «Десятилетие культур народов Крайнего Севера (2000-2010), 2000 год – Всемирный год Культуры», «Звезды мира – детям», «Молодежь планеты за культуру мира», «Всемирные молодежные компьютерные игры» и т.п. Культурная миграция породила особую породу туристов-фанатов, которые едут, чтобы увидеть своих кумиров в таких известных шоу, как вручение Национальных премий («Оскар», «Глобус», «Гремми» – США, «Буккер» – Британия), шоу «Стена» - Германия, «Золотой клоун» – Монте-Карло, карнавалы Латинской Америки, «Октоберфест» - Бавария, фестиваль Тюльпанов – Голландия, а также гастрольные турне звезд кино, театра, эстрады, цирка, чемпионаты по всем видам спорта и т.п. Возникло такое направление, как «культурный туризм».

Диапазон досуговых услуг стремительно расширяется, трансформируясь в такие понятия, как «развивающийся досуг», «интеллектуальный досуг», «образовательный досуг», «спортивный досуг», «туристический досуг», «электронный», «виртуальный» и даже «космический досуг»; «досуговая терапия», «гуманитарная культура», альтруистская волонтерская, благотворительная, социально-культурная деятельность.

Знаменитый Дворец Фестивалей в Каннах не только привлекает тысячи поклонников на свой престижный кинофестиваль; в его стенах проводится разнообразные социально-культурные программы, фестивали народного творчества и национальной культуры, как отечественной, так и зарубежной. Особое место в режиме его работы составляет популяризация культурного наследия России.

Парижский театр Мольера - это не только Храм театрального искусства, особенно привлекающий поклонников классического репертуара, но и культурно-просветительский Центр открытого типа, сочетающий в себе разнообразные формы клубной и массовой работы по пропаганде высокого искусства. Одна из традиционных программ каждого года – «Дом поэзии». Весь год посвящается выдающемуся поэту, какой бы национальности он ни был. Так, 1999 год посвящался 200-летию А.С.Пушкина и включал:

- встречи с переводчиками пушкинского творчества;

- спектакли о нем и по его произведениям;

- вечера романса;

- «Кинопушкиниана» - фестиваль киноэкранизаций всех студий мира;

- оперные постановки;

- поэтический вечер Аллы Демидовой;

- театр одного актера Сергея Юрского;

- «Пушкинская осень», серия литературно-музыкальных вечеров с участием исполнителей из России.

Христианский культурный центр «Источник» в Рабате (Марокко), несмотря на малочисленность христиан (30 000 по стране, 2500 в столице), имеет прекрасную репутацию во всем мире. В направления его работы входят:

- документально-исследовательское;

- историко-архивное;

- библиотечно-информационное (библиотека с фондом в 40000 экз.);

- бесплатные консультации по христианской культуре (научные, юридические, библиографические);

- богословские беседы, лекции, выставки;

- встречи с историками, экспертами по христианскому, арабскому и исламскому праву.

Главным принципом является открытость, плодотворный диалог культур на базе современных научно-гуманитарных знаний, а главным условием - умение услышать каждого в межконфессиональных разногласиях.

В настоящее время зарубежные научные публикации уделяют большое внимание проблемам развития и сохранения национальных культур (культурная идентичность, релевантность и т.д.). В них исследуются история вопроса, варианты решения проблемы в условиях глобализации. Ученые культурологи стран ЕС считают, что культурная идентичность не является чем-то застывшим, стабильным. Она выстраивается на основе двух тенденций в развитии современного социума. С одной стороны - это объединение народов и культур, с другой – сохранение, защита и поддержка самобытности каждой отдельной нации и культуры. Безусловно, что главная задача, стоящая перед европейскими странами заключается в гармонизации отношений между этими направлениями развития.

Суть культурной идентичности французский культуролог Ж. Фарши в книге «Конец культурной идентичности?» сводит к двум понятиям – «гармонии и открытости», которые должны способствовать взаимопроникновению и обогащению европейской культуры в целом. В своем труде Ж. Фарши затрагивает несколько таких тем, как защита авторского права, расширение занятости в индустрии культуры, сохранение самобытности культур ЕС, тенденции развития досуга западноевропейцев. Изучение динамики культуры западные ученые осуществляют с учетом глобализационных процессов, происходящих в современном мире в век информационных технологий.

С проблемой сохранения культурной идентичности связана и проблема развития современного досуга. В настоящий момент, становясь более доступным широким социальным слоям и группам населения, досуг ориентируется на современный «культурный рынок, где интересы потребителя определяют культурное предложение». Тенденция 70-х годов проводить свой досуг в домашних условиях у жителей западной Европы продолжает развиваться. Она обусловлена, прежде всего, сокращением рабочего и увеличением свободного времени. Необходимо учитывать и унификацию культурного потребления, когда в разных странах смотрят одни и те же фильмы, слушают одни и те же музыкальные записи. При общем повышении жизненного уровня в семейном бюджете происходит процесс сокращения расходов на предметы первой необходимости (продукты питания, одежда, оплата жилья) за счет увеличения расходов на поддержание здоровья и культурно-досуговую деятельность. Так, из 170 млрд. франков, потраченных французами в 1994 году на проведение досуга, 75% расходов пришлось на приобретение новой техники, связанной с использованием цифровых технологий.

Самым популярным досуговым времяпровождением во всех западноевропейских странах остается просмотр телепередач. Использование цифровых технологий позволяет увеличить не только количество передающих каналов, но и обеспечить высокое качество изображения. По данным социологических исследований, проведенных ЕС в 1995 году среди западноевропейских стран, Германии стала лидером по числу демонстрировавшихся в течение года телевизионных художественных фильмов как немецкого, так и зарубежного производства. Второе место в рейтинге приоритетных досуговых занятий занимает прослушивание радиопередач как информационных, так и музыкальных (дома, в автомобиле, общественном транспорте и др.).

Использование цифровых технологий дает новые перспективы в сфере проведения досуга. Причем, проведение досуга в домашних условиях вызвана, прежде всего, экономическими причинами. Дорогостоящая аудио и видеоаппаратура, спутниковое и кабельное телевидение требует меньших финансовых затрат, чем проведение досуга вне дома. Характеризуя, динамику ЕС необходимо особо отметить возрастающее влияние американской культурной модели на европейские культуры. Такое воздействие США в сфере культуры вызвано гегемонией этой страны в геополитической, экономической и военной сферах, поэтому решение проблемы сохранения культурной идентичности возможно при объединении усилий политиков, культурологов, юристов, специалистов в области национальных отношений. «Символ культурного империализма» США в наибольшей степени ощущается в сфере кинопроизводства и кинопроката. Европейская киноиндустрия явно уступает американской по объемам выпускаемой кинопродукции, финансовому и техническому обеспечению.

В 1996 году на кинорынках Греции, Бельгии и Португалии доля национальной кинопродукции составила только 8%, на кинорынке Франции – 60%. Закономерно, что в греческих, бельгийских и португальских кинотеатрах идут фильмы американского производства.

Американские компакт-диски, компьютерные программы и игры практически используют все страны ЕС. В Великобритании и Франции в 1995 году было продано только 45% компакт-дисков отечественного производства. Социологи отмечают, что в последние годы в некоторых странах наблюдается рост продаж компакт-дисков отечественного производства благодаря введению специальных квот, защищающих отечественного товаропроизводителя.

Крупнейший французский мыслитель XIX в. граф Сен-Симон, уже тогда чувствовавший перспективу развития взаимоотношения европейских стран, предсказывал, что настанет день, когда все народы Европы ощутят потребность урегулирования имеющихся общих проблем; осознанно отдавая им приоритеты перед национальными интересами, наступит «золотой век» взаимопонимания между народами.

Надежды европейцев на единую Европу с общим рынком товаров и людских ресурсов, направленные на свободное перемещение культурных ценностей продолжают развиваться и в наши дни. 1 ноября 1993 года после подписания двенадцатью государствами Маастрихтского договора был создан Европейский Союз. Через два года в него вошли Австрия, Финляндия и Швеция. Проблемы ЕС носят многоуровневый характер и далеко не исчерпываются только вопросами экономики, хотя, безусловно, от ее успешного развития напрямую зависит состояние образования и культуры в каждой стране. В настоящий момент рассматриваются комплексные программы взаимодействия стран не только на политическом и экономическом, но и на культурном уровне. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры досуга и культурного туризма, причем понимание культурной политики каждой страны через призму «национального» сегодня в основном рассматривается как «неоправданное». В западной Европе фокус все более смещается в сторону регионов и даже городов, как ключевых единиц, имеющих наибольшее культурное значение.

Так, культурная программа ЕС на 2000 г. призвана была способствовать следующим целям:

- взаимное знакомство с культурой и историей европейских народов;

- транснациональное распространению культуры;

- охрана культурного наследия;

- учет экономической и общественной роли культуры;

- признание культуры в качестве фактора экономической и социальной интеграции;

- облегчение доступа к культмероприятия как можно большего числа граждан.

Особое внимание уделяется понятиям «культурной идентичности», «релевантности», а также проблемам сохранения региональных особенностей, развитие которых способствует активизации чувства уверенности и гордости, без которых невозможна самореализация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.