Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовой механизм и его элементы

Организационно-правовой механизм имплементации норм международного права на национальном уровне представляет собой комплекс тех или иных органов государства, которые принимают участие в осуществлении этих норм, и проведенных ими мероприятий, направленных на выполнение международных обязательств государства.

Для обеспечения выполнения международно-правовых норм Верховная Рада Украины принимает постановления и законы. При этом, как отмечается в ст. 17 Закона Украины «О международных договорах Украины», общий надзор за выполнением международных договоров Украины осуществляет Министерство иностранных дел Украины.

В некоторых случаях, если в связи с подписанием международного договора Украины необходимо внести изменения и дополнения в законодательство Украины, Закон Украины «О международных договорах Украины» предусматривает и такую процедуру: «В случаях, если для выполнения международного договора Украины необходимо принятия закона Украины или постановления Верховной Рады Украины... в установленном порядке подаются предложения о принятии соответствующего акта».

При этом «Украина руководствуется принципом примата права во внешней политике, признавая приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права"

 

Под международным механизмом имплементации понимается система правовых и организационных средств как созданных совместными усилиями государств, так и используемых индивидуально с целью всесторонней, своевременной и полной реализации принятых в соответствии с международным правом обязательств.

Таким образом, международно-правовой механизм имплементации норм международного права можно рассматривать как совокупность двух составных: конвенционного механизма и организационно-правового механизма

В свою очередь конвенционный механизм имплементации, который еще называют договорно-правовым механизмом, в соответствии со своими этапами содержит в себе такие структурные элементы, как правообеспечивающее нормотворчество, толкование, международный контроль и правоприменение. Рассмотрим эти структурные элементы на примерах действующих универсальных актов и конвенций.

1. Правообеспечивающее нормотворчество в современной международной системе осуществляется на основании пунктов 1 (а) ст. 13 Устава ООН, которое действует с целью "содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации".

В свою очередь элемент правообеспечивающего нормотворчества условно разделяют на этапы:

• предшествующего нормотворчества;

• конкретизации;

• закрепление нормами международного права необходимых (или возможных) мероприятий внутригосударственного правотворчества;

• установление границ правового регулирования;

• определение компетентных органов государства, на которые возлагаются права и обязанности в связи с реализацией договорных норм. Рассмотрим эти этапы подробнее.

Предшествующее нормотворчество. Этот этап наглядно видно на примере формирования механизма международно-правового регулирования сотрудничества государств в борьбе с незаконным производством и распространением наркотиков. Скажем, в начале XX ст. резко возросло понимание опасности злоупотребления наркотиками, потребности в согласованных действиях государств против нелегальной торговли наркотиками и распространения их нелегальным путем.

Соответствующим мероприятием такого порядка стало принятие Гаагской конвенции по опиуму 1912 г. Ее подписали США, Гондурас, Китай, Голландия. Однако сама конвенция не приобрела силу, а разработанные положения не смогли эффективно воспрепятствовать распространению опиума из Азии в США и европейские страны. Но главным достижением Гаагской конвенции по опиуму было провозглашение принципов, которые нашли дальнейшее развитие в более поздних международных договорах, направленных на борьбу с распространением наркотиков (принцип международного сотрудничества в борьбе с наркотиками, принцип одинакового географического представительства и т.п.).

Конкретизация. Это закономерный и очень важный этап международно-правового нормотворчества. Продолжая рассмотрение примера международного противодействия распространению наркотиков, обратите внимание на то, что в рамках Лиги Наций и после создания ООН были приняты международно-правовые нормы, которые существенным образом конкретизировали мероприятия международного контроля за такими основными направлениями.

Закрепление нормами международного права необходимых мероприятий внутригосударственного правотворчества. Комиссия по наркотическим веществам ООН в процессе своей работы на протяжении 10 лет (1948—1958 гг.) приняла меры для кодификации и дальнейшего развития международно-правовых принципов и норм в сфере контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами. Но только с марта 1961 г. на конференции полномочных представителей государств удалось принять Единую конвенцию о наркотических веществах. Эта конвенция содержит ряд норм, которые касаются системы внутригосударственного контроля. Например, соответственно ст. 4 Единой конвенцией государства, которые присоединились к ней, обязуются принять такие правовые и административные мероприятия, которые могут быть необходимыми для эффективного осуществления конкретных положений этой конвенции. Среди них: контроль и надзор за изготовлением и распределением наркотиков; расчет потребности в наркотических средствах и статистика; мероприятия борьбы с незаконным оборотом наркотиков; предоставление сведений международным органам и т.п.

Установление границ правового регулирования. В ст. 5 Единой конвенции о наркотических веществах 1961 г. закреплена норма о международном контроле за незаконным распространением наркотиков. Эта функция закреплена за двумя международными органами: Комиссией по наркотическим веществам ООН (ЕКОСОР) и Международным комитетом по контролю над наркотиками (МККН). Согласно ст. 18 Единой конвенции стороны обязаны предоставлять Генеральному секретарю ООН ежегодные доклады о применении Единой конвенции и тексты всех законов, правил, которые принимают в государстве, а также и другую информацию.

Определение компетентных органов государства, на которые возлагаются права и обязанности в связи с реализацией договорных норм. В контексте Единой конвенции 1961 г. на национальном уровне государства — члены конвенции с учетом своих конституционных, правовых и административных систем принимают внутригосударственные меры для координации профилактических и репрессивных действий против незаконного оборота наркотиков. С этой целью они могут назначить соответствующий орган, который будет отвечать за такую координацию (п. 9 ст. 35 Единой конвенции). Такой компетентный орган обязан присматривать за работой полиции, таможни и других национальных органов, которые занимаются борьбой с правонарушениями в сфере оборота наркотиков.

2. Толкование — это следующий структурный элемент конвенционного механизма имплементации норм международного права.

На толкование норм международного права, которые регулируют те или иные международные отношения, полностью распространяются общие принципы и правила толкования, закрепленные в статьях 31-33 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

Например, в Соглашении между Российской Федерацией и Украиной об урегулировании вопросов правопреемства относительно внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР от 9 декабря 1994 г. отмечается: «Для целей настоящего Соглашения внешний государственный долг и активы бывшего Союза ССР понимаются таким чином, как они определены в Договоре о правопреемстве относительно внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года».

3. Международный контроль. Среди средств содействия имплементации норм международного права все более заметную роль играет международный контроль. Это «контроль настоящего состояния в сфере реализации обязательств» путем «установления соответствия фактического поведения государств правовым распоряжениям».

Фактически международный контроль как структурный элемент конвенционного механизма имплементации охватывает такие элементы:

• обеспечение проверки соответствия деятельности государств принятым международным обязательствам;

• установление возможных нарушений государством взятых на себя международных обязательств;

• содействие оптимальной реализации норм международного права.

Международный контроль осуществляется на практике двумя методами: сбором и оценкой информации.

Сбор информации состоит из фактического (то есть с использованием всех законных средств) получения сведений о реализации международно-правовых норм.

Оценка информации содержит в себе сопоставление реальной деятельности государства с требованиями международно-правовых норм.

Международный контроль, как отмечают некоторые юристы, — это «большее, чем техническая проверка выполнения сторонами своих обязательств. Ныне международный контроль является одним из основных средств обеспечения соблюдения договоров.

4. Правоприменение. Как известно, правоприменительная деятельность является необходимой тогда, когда возникают отклонения от нормального процесса имплементации норм международного права, если есть потребность в специальных исследованиях той или иной ситуации, связанной с нарушениями сторонами договора, их международных обязательств и т.п..

Правоприменение как структурный элемент механизма имплементации норм международного права представляет собой основанную на нормах международного права деятельность субъектов международного права (индивидуальную или коллективную) относительно обеспечения реализации норм в конкретных ситуациях.

Полномочия на такие международные исследования возлагаются, например, в соответствии с Уставом ООН на Совет Безопасности. Касательно этого в ст. 34 Устава ООН сказано: «Совет Безопасности уполномачивается исследовать любое недоразумение или любую ситуацию, которая может привести к международным распрям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого недоразумения или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». В дальнейшем, развивая полномочия, закрепленные в ст. 35 Устава ООН, Совет Безопасности 22 февраля 1993 г. основал Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, содеянные на территории бывшей Югославии.

Теперь обратимся к рассмотрению организационно-правового механизма имплементации, которая некоторыми авторами еще именуется как институционный механизм имплементации норм международного права.

Его можно рассматривать: а) в широком (обобщенном) понимании; б) в отраслевом толковании.

В обобщенном понимании организационно-правовые формы реализации норм международного права упоминаются в Декларации о принципах международного права, которые касаются дружеских отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (от 24 октября 1970 г.). Рассматривая принцип мирного решения споров, Генеральная Ассамблея вменяет в обязанность государства применять их как можно быстрее «путем переговоров, обследование, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или другим мирным средствам на свой выбор. При этом единым ограничением в выборе таких «мирных средств» является их соответствие «обстоятельствам и характеру спора».

Отраслевой организационно-правовой механизм имплементации норм международного права. Новое качество международных отношений на современном этапе развития международной системы, которая происходит путем утверждения примата международного права, объективно стимулирует повышение роли институционных механизмов. В конце 80-х гг. вопросами борьбы с незаконным оборотом наркотиков занимались в системе ООН множество органов учреждений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Национальный механизм и его составные | IV. Types of grammatical transformations
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.