Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.6. Отечественная философия 5 страница





 

В учении Э.Гуссерля (1859-1932) познание трактуется как умозрительное, интуитивное, "непосредственное созерцание" содержащихся в нашем сознании феноменов. Согласно неотомизму основой познания является "божественное откровение", посредством которого Бог делает доступными для человека "высшие истины". Все эти теории (воспоминания, непосредственного созерцания, божественного откровения) объявляют подлинным предметом знания идеи, духовные сущности, а не чувственно воспринимаемый, реальный, окружающий человека мир, который идеалисты считают лишь "внешней оболочкой" идей; поэтому и знание о мире расценивается как несовершенное, неистинное.

 

Материализм, в противоположность идеализму, утверждает существование материи, то есть реальности, лежащей за пределами сознания и независимой от него. В процессе познания эта объективная реальность отражается в сознании человека и, таким образом, у него формируются знания о ней. Поэтому материалистическую теорию познания называют теорией отражения.

 

Метафизический материализм рассматривал субъект и объект познания как две природные системы, одна из которых пассивно воспринимает воздействие второй. Субъект познания при этом – одиночка, гносеологичекий "Робинзон". Сознание каждого индивида подобно чистой доске, на которой воздействия внешних объектов оставляют следы. Следы, накапливаясь в течение жизни, образуют знания данного индивида. Источник знаний – ощущения, вызванные воздействием объекта на органы чувств субъекта. Из этих ощущений формируются чувственные образы. В результате мысленной обработки этих образов создаются абстракции, с помощью которых люди выделяют общие и существенные признаки объектов и строят на них логические выводы.

 

Диалектический материализм вносит в эти представления о познании существенные изменения:

 

1. Субъект познания (человек) всегда выступает как член общества, то есть не просто как природное, но как социальное существо. Познание – социальный процесс. Поэтому познавательная деятельность человека никогда не начинается с нуля. Человек с момента рождения включен в социальную среду, в культуру, которая формирует его сознание. Это значит, что вся его познавательная деятельность протекает в формах, заданных обществом. Из культуры он получает ЯЗЫК и др. знаковые системы, с их помощью кодируя, сохраняя, обрабатывая и распространяя полученную им при отражении действительности информацию.

 

 

Усваивая культуру, он тем самым приобретает знания, добытые другими людьми, и использует их как основу для своей самостоятельной познавательной деятельности. Индивидуальный процесс познания всегда опирается на предварительные знания. Человек опирается на накопленный в культуре опыт и пользуется выработанными обществом средствами познания (приборами и инструментами, приемами и методами). Человеческое познание – социально-исторический процесс, в котором люди действуют сообща, передавая друг другу знания и накапливая их в социальной памяти.



 

2. Диалектический материализм сочетает принцип отражения с принципом деятельности. Отражение действительности в процессе познания не может быть сведено к физическому воздействию объекта на органы чувств человека и пассивному восприятию этого воздействия.

 

 

Человек отражает в сознании внешние объекты не как зеркало. Его отражение имеет деятельный активный характер, оно регулируется и направляется его потребностями и желаниями, эмоциями и интересами, социокультурными установками и ценностными ориентациями. Отражая действительность, человек не просто создает в сознании ее "мысленную копию", а разнообразными способами перерабатывает информацию, поступающую из внешнего мира: отвлекается от одного, выделяет что-то другое, оценивает, обобщает, систематизирует, фантазирует... Все это ведет к тому, что знания приобретают сложную внутреннюю структуру, они могут отрываться от действительности, включать в себя элементы вымысла и заблуждения. Создается сложный мир субъективных образов, который с развитием человечества становится все богаче и разнообразнее. Этот мир наряду с внешним материальным миром тоже становится предметом человеческого познания.

 

Таким образом, наши знания включают в себя не только представления о том, что есть в действительности, но и предвидение того, что будет, и предположения о том, что может быть, и проектирование того, что мы желаем осуществить.

 

 

3. Согласно диалектическому материализму основой познания является практика:

 

а) познавательная деятельность рождается в ходе практической деятельности людей, она возникает как средство достижения практических целей. Средство, оборачиваясь в цель, превращает познание в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

 

Познание постоянно опирается на практику: потребность практики является движущей силой познания, стимулом, побуждающим людей к нему;

 

б) развитие практики определяет пути и возможности развития человеческих знаний. В практике создаются условия и средства познания;

 

в) практика выступает как способ проверки и обоснования знаний, как критерий истины.

 

 

С точки зрения диалектического материализма познавательное соотношение субъекта и объекта складывается исторически и обладает сложной структурой. В этой структуре важнейшую роль играет активная деятельность субъекта, под которым понимается человек как социальное существо. Субъект может быть индивидуальным и коллективным (КБ, НИИ, общество в целом).

 

Объекты познания не даны в готовом виде, человек сам вычленяет в окружающем мире отдельные объекты в соответствии с общественно выработанными способами своей деятельности, своего видения и понимания действительности. Для этого человек использует язык, знания, средства познания, уже имеющиеся в культуре.

 

 

Общественно-историческая практика служит основой, на которой человек выделяет из окружающего мира объекты познания и вступает с ними во взаимодействие. Но для того, чтобы субъект мог взаимодействовать с объектом, нужны определенные материальные условия (лупа, батискаф, луноход). Совокупность материальных условий, в которых осуществляется познание, составляет базис познания. В самом общем случае базисом познания является земной, макроскопический мир. К нему принадлежит и сам человек, что существенно сказывается на всех человеческих знаниях (живя в микромире, мы бы с трудом могли познавать космос).

 

Знания человека, как земного существа, геоцентричны. Лишь в результате долгого развития науки мы постепенно преодолеваем влияние геоцентризма на всю картину природы, которая рисуется нам с нашей земной точки зрения (естественно-научный и повседневный геоцентризм). Ныне в связи с выходом человека в космос, созданием электронных микроскопов и т.п. базис человеческого познания расширился. Однако как бы ни увеличивался базис познания, он всегда ограничен и его воздействие на наши знания не может быть сброшено со счетов. Материальные объекты становятся доступными для человеческого познания, когда базис познания обеспечивает возможность практического взаимодействия с ними. Но принципиально недоступных для познания материальных объектов не существует, так как все они принадлежат к тому же самому материальному миру, что и человек (с его постоянно расширяющимся базисом познания).

 

Непознанное – не есть непознаваемое!

 

Предположение, что существует какой-то материальный объект, который принципиально не может вступить в контакт с базисом человеческого познания, по сути, означает, что какой-то объект никак не проявляет своего присутствия в мире, что равносильно несуществованию.

 

Следовательно, принципиально непознаваемое = несуществующее.

 

Точка зрения, согласно которой познать мир полностью или даже частично невозможно, получила название агностицизма. Например, Кант полагал, что вне нашего сознания существует нечто такое, что порождает у нас ощущения. Этот источник ощущений он называет "вещью в себе". Наши ощущения ничего не говорят нам об этих "вещах в себе", они отражают лишь "вещи для нас", то есть в том виде, в каком они нам представляются. Вопреки мнению агностиков, диалектический материализм не признает существования в окружающем нас мире принципиально непознаваемых объектов. Агностицизм – гипертрофированная форма скептицизма, ведь скептицизм, признавая принципиальную познаваемость мира, выражает сомнения в достоверности знания (Зенон).

 

Как познавательный прием скептицизм полезен, он выступает в форме сомнения, что является шагом к истине, необходимым компонентом развивающейся науки. Только вера не терпит сомнения.

 

2. Интуиция и искусственный интеллект

 

Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

 

Платон: созерцание идей, то есть непосредственное знание в виде внезапного озарения, предполагающего длительную подготовку ума.

 

Декарт: истина открывается разуму путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания.

 

Кант: первичное и непосредственное (без посредства понятий) познание.

 

Оксфордский словарь: внезапное понимание, insite чего-то без сознательного рассуждения или изучения.

 

СЭС (Советский энциклопедический словарь): постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, получение результата путем, промежуточные этапы которого не осознаются (скачок).

 

Все определения подчеркивают 3 момента интуиции:

 

1) момент непосредственности в отличие от опосредственного логического мышления;

 

2) субъективная убежденность, безоговорочная несомненность, очевидность правильности результата;

 

3) этап предварительного накопления знаний. (Менделеев: "Ну какой я гений. Трудился, трудился, всю жизнь трудился. Искал, ну и нашел". Эйнштейн: "Я думаю и думаю месяцами и годами и 99 раз заключение неверно. В сотый раз я прав". Ньютон: "Исследуемый предмет я постоянно носил в уме, обращая его разными сторонами, пока не удавалось, наконец, найти ту нить, которая приводила меня к ясному представлению").

 

В основе интуиции лежат связи между наглядными образами и понятиями, которые формируются у людей, начиная с детства, в течение всей жизни. Эти связи часто остаются неосознанными, но от них зависят пути движения мысли человека при решении тех или иных задач. Даже самое абстрактное научное понятие в процессе усвоения его человеком окружается своеобразным ореолом сопутствующих наглядных образов (электромагнитное поле, атом). Удачная комбинация образов, сопровождающих понятие, способна содействовать его эффективному использованию (понятие -> образ в ореоле -> образ в другом ореоле -> новое понятие).

 

Тайна интуиции кроется в различиях в мышлении у полушарий головного мозга:

 

– левое: последовательное, обобщенное, понятийное, логичное;

 

– правое: чувственно образное, эпизодическое, динамичное. Скачкообразные переходы от образов к понятиям (и обратно) совершаются на уровне подсознания, автоматически. Эти скачки отличаются как от чувственных ассоциаций, так и от логических рассуждений.

 

Ассоциации связаны с наглядными образами, логические рассуждения – с абстрактными понятиями, а интуиция – "прыжок", где мысль как бы выходит в 3-е измерение и благодаря этому оказывается способной преодолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию. Подобный "прыжок" позволяет с помощью интуиции получать такие результаты, которые нельзя достичь другими путями. Скачкообразная переброска информации из правого полушария в левое (и обратно) происходит как переход от наглядных образов, отражающих какие-либо явления, к абстрактным понятиям, характеризующим их сущность (и наоборот).

 

Формы интуиции:

 

1. Концептуальная (лат. concept – "понятие") формирует новые понятия на основе уже имевшихся ранее наглядных образов (0 -> П) О-образ, П-понятие. Так возникают понятия, не выводимые логически из других понятий, поэтому и кажется, что эти понятия "непосредственно усмотрены". Этим объяснится также скачкообразный характер процесса интуиции.

 

2. Эйдетическая (греч. eidos – "образ") строит новые наглядные образы на основе имевшихся ранее понятий (П -> О) (бензольное кольцо Кекуле – понятие о молекуле – образ сцепившихся обезьян – образ бензола – понятие о структуре молекулы).

 

Могут быть и другие формы интуиции, не связанные с переходом информации из полушария в полушарие, это формы "прогноза" в отличие от выше перечисленных форм "озарения". Интуиция подобна умозаключению, только неосознанному. Таким образом, логическое мышление и интуиция – 2 вида умозаключений по степени осознанности.

Возможность интуитивного "угадывания" истины зависит от уже имеющегося объема информации. Он подготавливается на предшествующих стадиях познания с помощью других различных познавательных действий.

Поэтому рождение новых идей – не отдельно взятая интуиция, а все разнообразие средств познавательной деятельности человека.

 

В юриспруденции требуется знать не только букву (количество доказательств), но и дух (внутреннее убеждение) закона. Опытные следователи, бросив беглый взгляд на человека, могут более-менее точно определить его виновность, затрудняясь логически аргументированно ответить, почему они сделали такой вывод.

 

Искусственный интеллект – новая технология работы с информацией, включающая в себя способы обращения с базами данных, процедуры ее переработки и вспомогательные средства для контактирования пользователя с компьютером. Это кибернетическая система, моделирующая интеллектуальную деятельность человека. Современные проблемы искусственного интеллекта:

 

1) разработка языка картинок (иконический язык);

 

2) создание алгоритмов самообучения и совершенствования экспертных систем.

 

Обладая формальной логикой, компьютеры не владеют интуицией, поэтому главная задача: формализация механизмов интуиции, то есть работы правого полушария мозга, ведь механизм интуиции – взаимодействие полушарий, двух "языков" мозга.

 

3. Схема человеческого интеллекта

 

Рассмотрим человеческий интеллект в свете результатов, полученных в ходе разработки проблемы искусственного интеллекта, то есть как систему, включающую в себя блоки приема, переработки и хранения информации (это, конечно, схема, так как мозг человека на блоки неделим).

 

1) прием информации у человека совершается в процессе непосредственного чувственного отражения действительности – в ощущениях и восприятиях. Это – блок познавательного процесса – ПЕРЦЕПЦИЯ;

 

2) переработка информации человеком происходит, главным образом, в процессе МЫШЛЕНИЯ, то есть в процессе решения интеллектуальных задач (как считает современная психология). Наряду с абстрактным логическим мышлением говорят о мышлении образном, которое состоит в оперировании представлениями и интуитивном, которое заключается в сцеплении образов и понятий и их взаимопереходах;

 

3) хранение информации осуществляется в памяти человека. Основные процессы, происходящие в этом блоке – запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Различают кратковременную (оперативную) и долговременную память. Хранящаяся в памяти информация не мертва, она претерпевает со временем некоторые преобразования (забывается, перемешивается, то есть меняется структурно и т.п.). Поэтому информацию закрепляют в знаковых системах.

 

Тема: 2.8. Проблема истины

 

1. Проблема истины в философии

2. Практика как критерий истины

3. Чувственное и рациональное

 

 

1. Проблема истины в философии

 

В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разных видов оценки является оценка знания с точки зрения истинности или ложности. Отправной точкой гносеологии был и остается вопрос: "Что такое истина?". Слово "истина" может употребляться не только для оценки знания, но и для характеристики вещей и явлений: истинная дружба, красота, гений. Здесь "истинное" – значит "настоящее, подлинное".

 

Но в гносеологическом смысле истинными могут быть не вещи и явления, а лишь знания о них. Гносеологическое понятие истины характеризует отношение знания к некоторому предмету познания, к фрагменту реальности. Знание истинно, если оно соответствует своему предмету.

 

Истина – знание, соответствующее своему предмету.

 

Истина – соответствие знаний действительности, неискаженное отражение каких-либо объектов в нашем уме, противоположность лжи, верность, подлинность.

 

Правда – истинность на деле, справедливость.

 

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправдивых представлений в истину.

 

Дезинформация – передача объективно ложного знания как истинного.

 

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений и понятий объекту, ложное знание, принимаемое за истинное.

 

Людям свойственно заблуждаться и ошибаться. В их знаниях всегда имеется некоторый элемент субъективности, который обуславливается:

 

– особенностями восприятия действительности органами чувств;

 

– свойственными человеку стереотипами;

 

– индивидуальными интересами, симпатиями, настроением.

 

Люди часто склонны принимать желаемое за действительное; эмоции, влечения, побуждения могут ослепить человека настолько, что он утрачивает способность объективно судить о вещах.

 

Агностицизм выпячивает эту субъективную сторону познания, подвергая сомнению саму возможность постижения истины человеком. Однако если бы в человеческих знаниях не было истины, люди попросту не смогли бы ориентироваться в окружающем мире. Людям удается жить, действовать и добиваться успеха в делах именно потому, что их знания в общем и целом соответствуют действительности, дают правильное, истинное представление о ней.

 

1. Истина объективна – то есть содержание истинного знания зависит не от субъекта, не от его желаний и убеждений, а от самой действительности. Истина остается истиной, как бы мы к ней не относились. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле. Наши ощущения, представления, понятия, поскольку они возникли благодаря воздействию материальных предметов на наши органы чувств, не являются лишь плодом фантазии, они имеют в своем содержании такие стороны, моменты, которые отражают реальные предметы, явления материального мира. Но поскольку наши мысли представляют собой "предметы, пересаженные в человеческую голову и преобразованные в ней", эти мысли содержат в себе также элементы субъективного, привнесенного самим сознанием человека.

 

Таким образом, наши ощущения, представления, понятия – субъективные образы объективных предметов материального мира. Эти образы нельзя назвать ни абсолютно тождественными копиями предметов, которые они отражают, ни абсолютно отличающимися от них идеальными образованиями. Мы можем по-разному выражать содержание данной объективной истины, находить для нее различные формы и формулировки. Однако само содержание мы не выбираем, как только субъект пытается это сделать – истина перестает быть истиной.

 

Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, всего человеческого общества, вытекает ее конкретность. Дело в том, что соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определенных условиях.

 

 

2. Конкретность истины – зависимость знания от условий, места и времени, от связей и взаимодействий, среди которых существуют и развиваются познаваемые явления. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины означает, что истинность определяется не только соответствием реальности, но и конкретными условиями, при которых она соотносится с этой реальностью. Эти условия создаются ситуацией, в которой происходит познание, задачами и вопросами, которые решает субъект в процессе познания.

 

Вырвав какое-то истинное высказывание из его смысловых связей, из контекста, мы можем упустить из виду эти условия, тогда содержание высказывания может стать неопределенным и толковаться самым произвольным образом (цитата, вырванная из контекста, искажает смысл). В повседневности люди зачастую не осознают все условия, из которых они исходят, когда признают какие-то знания истинными или ложными, такие условия как бы подразумеваются. А в науке все условия приходится выяснять и строго фиксировать, чтобы точно и однозначно определять истинность утверждений. Если все условия не учитываются, то отношение знания и действительности может оказаться настолько неясным, что невозможно будет решить вопрос об истинности этого отношения.

 

Возникает вопрос: дает ли объективная истина полные, исчерпывающие знания о предмете или же только неполное, приблизительное знание о нем? Отвечает на этот вопрос принцип единства относительной и абсолютной истины.

 

3. Абсолютная истина – это такая объективная истина, которая содержит в себе полное, всестороннее и окончательное знание сущности предметов и явлений материального мира. Абсолютная истина поэтому никогда не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Познавая предметы, явления, закономерности объективного мира, человек не может постичь абсолютную истину сразу, целиком, окончательно, а овладевает ею постепенно. Движение к абсолютной истине совершается через бесчисленное множество относительных истин.

 

4. Относительная истина – такие понятия, положения, теории, которые в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются; они составляют момент, сторону, ступень на пути к овладению абсолютной истиной.

 

Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере совершенствования и развития практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. На любой ступени развития мысль человека не в состоянии охватить все многообразие сторон вечно развивающейся действительности, а способна отразить мир лишь частично, относительно, в границах, обусловленных развитием науки и общественной практики. Это, однако, не значит, что абсолютная истина представляет собой какой-то заведомо недосягаемый идеал, к которому человек может только стремиться, но никогда его не достигнет.

 

Между абсолютной и относительной истинами не существует пропасти, непроходимой грани, абсолютная истина входит в каждую объективную истину своей стороной, частью, также как и относительная. Всякая подлинно научная объективная истина представляет собой в одно и то же время абсолютную истину, так как она в основном правильно отражает определенную сторону объективного мира, и относительную истину, так как она отражает эту сторону объективной действительности неполно, приблизительно.

 

Чем больше растет объем относительно истинного научного знания, тем больше элементов абсолютной истины накапливается в нем. Из суммы относительных истин в их развитии складывается абсолютная истина в предельно широком смысле, то есть абсолютно полный и точный ответ на все вопросы в мире, исчерпывающее знание обо всем, что существует в нем. Однако абсолютная истина в этом смысле есть лишь предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его.

 

Тот, кто понимает единство относительного и абсолютного в человеческих знаниях, одинаково не приемлет метафизической односторонности релятивизма и догматизма.

 

Релятивизм (лат. relativus – "относительный") не признает объективности знаний, преувеличивая их относительность, подрывает уверенность в познавательных способностях мышления и в конечном счете ведет к отрицанию возможности познания мира, к агностицизму.

 

Догматизм считает, что наши знания состоят из "вечных" и неизменных истин, что истина – собрание законченных, неизменных положений, которые остается только заучить и применять во всех случаях жизни.

 

Нельзя абсолютизировать даже такие общие положения, истинность которых доказана и проверена практикой, применяя их к каждому конкретному случаю, формально, без учета особенных условий данного явления. Так как мир находится в состоянии постоянного изменения и развития, то и наши знания о нем не могут быть абстрактными, неизменными, пригодными на все времена и для всех случаев жизни.

 

Познание – непрерывный процесс уточнения старых и раскрытия новых, ранее неизвестных сторон объективного мира. Новое, зарождающееся знание очень часто не укладывается в рамки старых, привычных понятий и представлений. В старые истины нужно непрерывно вносить изменения, уточнения, отражающие новые закономерности, которые несет в себе все новое.

 

 

2. Практика как критерий истины

 

Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.

 

Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непротиворечивость, красота). Хотя и существуют приемы и методы, с помощью которых можно отличить путем анализа внутренней структуры знания истину от заблуждения, но эти критерии имеют лишь вспомогательное значение и недостаточны для оценки объективной истины. Так как истинность знания означает непротиворечивость знания действительности, то для установления истинности необходимо сопоставить, сравнить знание с этой действительностью, оригиналом. Такое сравнение возможно на основе взаимодействия человека с познаваемой действительностью, то есть практической деятельностью.

 

Значит, критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы.

 

Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:

 

1. Существующей в данный момент практики всегда недостаточно для полной и окончательной проверки имеющихся знаний: на любом этапе человеческой истории практика остается ограниченной по своим возможностям:

 

а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые);

 

б) в науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации);

 

в) итоги практической проверки знания обладают некоторой "неопределенностью": практика никогда не может дать полное и окончательное подтверждение или опровержение знаний. Ведь практика не стоит на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня она подтверждает, может быть опровергнуто практикой завтрашнего дня, будущего.

 

 

2. Однако, с другой стороны, критерия практики все же вполне достаточно для установления содержащейся в человеческих знаниях объективной истины. Отмеченные выше обстоятельства ограниченности практики не лишают ее способности выполнять функции критерия истины:

 

а) так или иначе – непосредственно или опосредованно – в конечном счете именно практикой проверяется вся сумма человеческих знаний. Таким образом, практика – всеобщий и универсальный критерий истины;

 

б) с развитием практики базис человеческого познания все более расширяется, открываются пути проверки гипотез, которые не поддавались ранее такой проверке;

 

в) если практика на определенном уровне своего развития уже подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную истину. И даже если эти представления на основе будущего развития практики будут пересмотрены, содержащееся в них зерно истины все равно сохранится.

 

Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний и только практика в своем развитии обеспечивает это установление. Критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний.





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.022 сек.