Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение. Для описания поведения взаимодействующих на рынке людей, принадлежащих либо к группе покупателей, либо к группе продавцов

Для описания поведения взаимодействующих на рынке людей, принадлежащих либо к группе покупателей, либо к группе продавцов, экономисты используют термины «спрос» и «предложение». Спрос отражает интересы и поведение покупателей, предложение характеризует интересы и поведение продавцов. Спрос и предложение – это те силы, которые приводят в движение рыночную экономику.

2.1. Спрос. Закон спроса.

Начнем изучение рынков с поведения покупателей и выясним, что определяет величину спроса на любой товар (услугу).

Под величиной спроса понимается то количество товара или услуги (в натуральном измерении), которое потребители желают и могут купить в течение определенного периода времени (дня, месяца, года) при данной цене товара или услуги.

Обозначим величину спроса Qd и рассмотрим факторы, которые могут оказывать влияние на величину спроса на определенный товар (услугу). К ним следует отнести, прежде всего, цену данного товара. Кроме того, на величину спроса на конкретный товар могут оказывать влияние цены на другие товары (которые либо заменяют, либо дополняют данный товар в потреблении), доход потребителя, вкусы, мода и т.д.

Если обозначить цену товара через Р, цену на другие товары через Рдр , доход потребителя через М, то можно описать зависимость величины спроса Qd от перечисленных факторов как некоторую функцию многих переменных:

Qd = f (Р, Рдр, M, Вкусы, Мода, Ожидания потребителей …). (1)

Предположим, что значения всех переменных, кроме цены товара, не меняются в рассматриваемом временном периоде, т.е. являются постоянными (constant). Тогда выражение (1) описывает зависимость величины спроса только от цены товара, и эта зависимость может быть представлена в виде функции одной переменной:

Qd = f (Р) или Qd = Q(Р) (2)

Данная функция может быть задана аналитически (в виде формулы), таблично и графически.

На большинстве товарных рынков связь между ценой и величиной спроса складывается так, что более высокой цене соответствует меньшее число покупок. Это подтверждается личным опытом любого человека, совершающего покупки.

Эту закономерность экономисты возвели в ранг закона спроса и иногда называют даже первым законом экономики. Согласно закону спроса зависимость между ценой товара и величиной спроса обратная, т.е. с ростом цены величина спроса уменьшается и наоборот.

Можно выделить три различные причины, обусловливающие закон спроса. [1, стр. 27]:

1) Эффект нового покупателя (ценовой барьер).

2) Эффект замещения.

3) Эффект дохода.

Что же такое спрос? Чем он отличается от величины спроса?

Спрос – это вид зависимости величины спроса от значений всех факторов, которые на нее влияют. Если выражаться языком математики, спрос – вид функции (1) или (2), а величина спроса это значение функции при определенных значениях переменных.

Очевидно, что проводить анализ функции нескольких переменных (2) непросто, поэтому можно обратиться к более простой функции (2), которая описывает зависимость величины спроса только от цены.

На рисунке 1 изображена кривая спроса Qd на некоторый товар. Эта кривая

Рис. 1 Рис. 2

описывает вид зависимости (функцию) величины спроса на этот товар только от цены: при цене р1 величина спроса равна Q1, при цене равной p2, величина спроса равняется Q2.

Как было отмечено выше, кривая спроса Qd соответствует определенным (фиксированным) значениям тех переменных, которые обозначены в выражении (1) курсивом. Все эти переменные (кроме цены товара Р) называются неценовыми детерминантами спроса.

Изменение значения какой – либо детерминанты спроса может увеличить или уменьшить спрос на данный товар. Например, рост доходов потребителей может увеличить спрос на данный товар. Это означает, что кривая спроса Qd (см. рис.2) сместится вправо, вверх и займет положение, соответствующее кривой спроса Qd1.

С другой стороны, если мода на данный товар проходит, то спрос на него может уменьшиться. Это означает, что кривая спроса Qd сместится влево вниз и займет положение, соответствующее кривой спроса Qd2.

После того как мы ввели понятие «спрос», можно привести классификацию товаров, которая отражает реакцию спроса на тот или иной товар на изменение той или иной неценовой детерминанты спроса на данный товар.

По характеру изменения спроса на некоторый товар на изменения цены другого товара выделяют следующие виды товаров:

§ Взаимозаменяемые товары. Два товара называются взаимозаменяемыми, если с увеличением цены одного товара спрос на другой товар возрастает, например, свитер и теплая рубашка, билет в кино и видеокассета.

§ Взаимодополняемые товары. Два товара, для которых увеличение цены на один из них приводит к снижению спроса на другой, называются взаимодополняемыми товарами, например, компьютер и программное обеспечение, бензин и автомобиль.

По характеру изменения спроса на некоторый товар на изменение величины дохода покупателей выделяют две группы товаров:

§ Нормальные товары. Товар, спрос на который растет с ростом доходов потребителей, называется нормальным.

§ Товары низкого качества. Товар, спрос на который уменьшается с ростом доходов потребителей, называется товаром низкого качества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рынки могут принимать самые разные формы | Предложение. Закон предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.