Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древней Индии




Кому из философов принадлежит высказывание: «Философия есть вопрошание»?

Какой из перечисленных ниже методов рассматривает все явления мира в развитии?

Какие из перечисленных типов мировоззрения следует рассматривать в качестве предпосылок философии?

Благодаря кому синонимом философии на долгое время был термин «метафизика»?

Какие из перечисленных ниже функций выполняет философия?

II Тесты

I. Вопросы для самопроверки

ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ

1) Какие существуют исторические типы мировоззрения? Укажите их особенности в таблице:

 

Тип мировоззрения Особенности
   

 

2) Заполните таблицу по:

 

Раздел философии Что изучает?
   

 

3) В чем суть основного вопроса философии?

 

4) Соотнесите следующие понятия и имена по принципу, указанному в таблице: атомы, сознание человека, мировой дух, человеческие ощущения, Бог, природа, материя; Кант, Платон, Беркли, Маркс, Демокрит, Фейербах, Гегель.

 

Философское направление Первооснова мира Представители
     

 

5) В чем заключается практическая значимость философии? Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?

 

1. Из ниже приведенных выделите признаки, соответствующие характеру философских проблем:

а) обыденность,

б) предельность,

в) всеобщность,

г) разрешимость,

д) вечность.

2. Завершите определение: «Религия есть такое мироощущение и миропонимание, в основе которого лежит _________________».

а) мировоззренческая,

б) идеологическая,

в) теоретическая,

г) прикладная.

а) Пифагор,

б) Аристотель,

в) Андроник Родосский,

г) Сократ.

а) художественные,

б) мифологические,

в) религиозные,

г) научные.

6. Впишите ключевое слово: «________________это раздел философии, изучающий процесс познания».

7. Найдите соответствие между:

Раздел философии: Основная категория

а) онтология, 1. человек,

б) гносеология, 2. ценности,

в) аксиология, 3. истина,

г) философская антропология. 4. бытие.

8. Завершите определение: «Философское учение, считающее материальную, духовную субстанции равноправными началами, называется _____________».

а) герменевтика,

б) софистика,

в) диалектика,

г) эклектика.

а) Хайдеггер,

б) Платон,

в) Бэкон,

г) Декарт.

 

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1998.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

3. Пахомкина М.Ф., Дегтев В.И. Философия: ее история и основные проблемы XX века. Ч. I. Хабаровск, 1995.

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1997.

5. Философия. / Под ред. В.П. Кохановского, Ростов-на-Дону, 1995.

6. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. / Составители:
П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1997.


VIII-VI вв. до н.э. – особый период в развитии человеческого общества: в разных регионах почти одновременно происходит мощный интеллектуальный "взрыв", вызванный кризисом мифологического сознания и потребностью в новом мировоззрении. В Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции разворачивается рефлексия над мифологией, идут интенсивные интеллектуальные поиски, которые приводят к формированию философского миропонимания. Но, в зависимости от конкретного социально-экономического, культурно-политического развития, географического расположения оно принимает специфические формы. В Индии философские размышления долгое время остаются неотъемлемой частью религиозно-мифологических воззрений, выделяясь этико-психологической направленностью. В Китае они сливаются с обыденно-нравственным сознанием – житейской практикой. В Греции же, отделяясь от мифологии и сближаясь с научным знанием, - приобретают теоретический характер, демонстрируя все больше вариант рационалистического объяснения мира. Если в Индии и Китае философская мысль возникает из демифологизации, т.е. как бы изнутри мифа, с широким использованием тех же представлений, то в Древней Греции миф предстает перед судом разума – Логоса, нарастающей необходимости объяснять явления из них самих. Философские рассуждения органически соединяются с научными, а первыми философами выступают естествоиспытатели, философия принимает форму натурфилософии. Основные понятия: Атман, Брахман, буддизм, Веды, джайнизм, карма, мокша, нирвана, рефлексия, сансара, Упанишады, чарвака

 

Философия Древней Индии – неотъемлемая составляющая мирового историко-философского процесса – возникает 2,5 тыс. лет назад в обществе с четко выраженной социально-экономической структурой земледелия, ремеслом, торговлей, богатым духом миром, что нашло отражение в Ведах (санскрит – «знание»). Они представляли собрание гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных обрядов. Философской частью Вед являются Упанишады – размышления авторов разных эпох над проблемами бытия и мироздания. Здесь встречаются и первые сомнения мудрецов во всемогуществе богов и даже в их существовании. Ищущий ум «прорывается» сквозь внешнюю обрядность догматически-мифологических ритуалов и устремляется вглубь духа и материи, стремясь отыскать единую высшую реальность, конечную причину, которая связывает воедино изменчивое эмпирическое многообразие и образует единую основу.

Такой причиной и первоосновой бытия признается Брахман – объективное духовное начало, оно лежит за всеми формами и явлениями, включая и богов. Брахман неразрывно связан с Атманом – душой человека, являя собой универсальное, активное жизненное начало, воплощение Брахмана в душе человека. Как субъективное начало Атман противостоит объективной реальности – Брахману, но, в конечном и совпадает с ним. Должное почитание и постижение их тождества составляют одну из основных заповедей индуизма.

В Упанишадах рассматриваются и другие проблемы, такие как: структура мира и управляющие им законы, источники и виды знания, происхождение социальных различий, формируется ряд концепций, которые позже станут достоянием почти всех философских учений и религий Индии. Таково учение о переселении душ в соответствии с совершаемыми в предыдущих воплощениях деяниями (сансара). Оно осуществляется по законам кармы, т.е. воздаяния за прошлые действия. Освобождение от цепи перевоплощений (мокша) может принести только познание Брахмана. Те же, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, могут рассчитывать только на новое рождение на более высоком уровне по законам кармы.

На первое место, как видим, выходят нравственные установки и требования, обращение к внутреннему миру человека. Высшей целью жизни объявляется единение с Брахманом.

Древнеиндийская философия уже в своих истоках была представлена множеством школ и направлений. В ней можно выделить два лагеря: ортодоксальный, так он называется потому, что допускает высшую реальность, как «душу», внутреннюю сущность вещей и, следовательно, признает авторитет Вед; неортодоксальный – джайнизм, буддизм, чарвака и др. Они отрицают авторитет Вед и составляют главную оппозицию ведическому брахманизму.

Джайнизм появился в VI в. до н.э. Критикуя брахманизм за ритуализм и отвлеченную умозрительность, он тем не менее сохранил такие его элементы, как вера в перевоплощение душ, учение о карме. В основе же мировоззрения джайнов лежало представление о жизни как о страдании, которое связывалось с законом воздаяния. Но, с их точки зрения, этот закон можно было победить на пути благих дел и строгого соблюдения аскезы (ограничения). Основоположник джайнизма Махавир Вардхаман проповедовал пять истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным благам, будь целомудрен. Большое внимание джайнизм уделял этике, говоря о «трех жемчужинах»: о правильной вере, правильном познании и правильном поведении. Джайны отстаивали принципы непричинения зла живому, отстранения от мирского богатства и верили, что человек с помощью своей духовности может контролировать материальную суть (тело) и управлять ею.

Буддизм зародился в Бенгалии, и его основоположником был принц Сиддхартх Гаутама. Богатый, заботливо оберегаемый от жестокостей внешнего мира, находившегося за стенами царского дворца, он все-таки однажды покинул его и столкнулся с нищетой, болезнями, тяготами жизни, со смертью. Сиддхартх решил найти ответ на вопрос, почему мир таков?

После долгих странствий и размышлений на него снизошло озарение, и открылась истина. Он стал называться Буддой, что означало "просветленный", "пробужденный", и сложилось его учение о смысле человеческой жизни, давшее начало новому мировоззрению, религии и философии.

В отличие от брахманизма, учившего, что страдание есть наказание за грехи прошлых перевоплощений, а избавлением и достижением счастья является благочестие, Будда пришел к другому выводу: страдание – такая же сторона бытия, как и освобождение от него. Всякая жизнь – это страдание, и кем бы ни был человек, он обречен на страдание: в рождении, в болезни, в старости, в смерти. Перед страданием все равны.

Буддизм оказался пессимистичнее брахманизма и даже джайнизма, считая, что страдание не может быть преодолено в сансаре и в ней не может быть счастливой жизни. Единственное средство избавления от страдания – выход из круга перевоплощения и освобождение от угнетающей власти внешнего мира.

Открытие Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Первая из них гласит, что жизнь есть страдание. Вторая – утверждает, что причина страдания скрыта в жажде жизни, в стремлении к наслаждениям. Третья – полагает, что избавление от страдания лежит в уничтожении жажды жизни, угашении страстей. Четвертая истина устанавливает восьмеричный путь избавления от страдания: правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание, правильное сосредоточение и правильный путь жизни.

Эти шаги ведут человека к окончательному освобождению – Нирване, достижение которой и есть спасение от перевоплощения, выход из круга сансары. Нирвана – состояние сверхчеловеческого блаженства и не только человеческого, но и того мира, куда входит человек.

Чарвака – школа, которая также подвергла критике все ведийские авторитеты, обвинив Веды в лживости, многословии и противоречивости. Расхождение с брахманизмом было в главном: чарваки признавали объективность мира и отрицали его сотворение каким-либо духовным началом. Мир, по их мнению, - комбинация четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Из этих же элементов возникает сознание, которое неотделимо от тела и умирает вместе с ним.

Таким образом, существует только реальный мир, реальная жизнь и нет ничего потустороннего, и нет никаких Богов. Человек должен заниматься действительными делами (отсюда второе название – школа локаята – учение, "направленное на этот мир") и искать счастье в земной жизни.

Чарваки-локаятики видели смысл жизни в счастье, а счастье – в достижении наслаждения. И хотя, признавали они, наслаждение всегда связано со страданием, это вовсе не значит, что от него надо отказываться.

Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они постепенно были вытеснены обновленной ортодоксией – индуизмом, такими его школами, как: веданта, миманса, санхья, йога, ньяя, вайшешика.

В целом же переход от мифологии к философии в Индии происходил на основе сильного укоренения в культуре ритуала, отсюда – слабая связь с научной мыслью. Предметом же философских размышлений, по преимуществу, становятся: мир человека, его отношение к безличностно-духовному началу и к другим людям. На первый план выступают этико-психологические проблемы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.