Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование рейтинговой системы учета успеваемости учащихся

Часть III

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

 

Выше перечислялись недостатки существующей системы контроля знаний учащихся и методов обработки и анализа результатов контроля. К бесспорно негативным следует отнести и то обстоятельство, что в традиционной школьной системе контроля и учета оценки знаний и умений учащихся является все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя. Это лишает учащегося инициативы, самостоятельности и состязательности в учебе, не способствует его активной и ритмичной учебной работе, не создает положительной внутренней мотивации обучения.

Гипотезой данной части нашего исследования можно считать утверждение, что многие из перечисленных недостатков удается устранить посредством использования учителем рейтинговой системы учета успеваемости учащихся.

Рейтинг (от английского “rating”) – это оценка, ранг, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин «индивидуальный, кумулятивный индекс». Рейтинговые шкалы широко используются в спорте (шахматы, теннис). Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах; в странах Африки, в которых сохранились системы обучения бывших метрополий, а также в некоторых вузах нашей страны. В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале (например, 20-бальной или 100-бальной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.). Другими словами, в вузе рейтинг устанавливается по совокупности дисциплин и по итоговым показателям. Подобный подход применяется и в некоторых школах, однако, он не может стать инструментом управления ходом обучения в руках учителя-предметника. По этой причине мной изучался вопрос построения и применимости рейтинговой системы для учета текущей успеваемости по отдельной дисциплине. Описания подобных систем в доступных литературных источниках обнаружить не удалось и по этой причине ее разработка и апробация велись самостоятельно.

К исходным положениям организации рейтинговой системы учета текущей успеваемости учащихся необходимо отнести следующие:

1. Итоговая успешность обучения определяется суммой баллов текущей успеваемости. Количественной мерой итоговой успешности является доля (процент) набранных баллов по отношению к максимально возможному их количеству. С этим относительным показателем можно связать некоторую оценочную балльную шкалу.

2. Для обеспечения сопоставимости результатов максимальная сумма баллов должна быть одинаковой у всех учащихся. Это означает, что все виды контроля должны проводиться фронтально.

3. По текущей сумме баллов устанавливается рейтинг учащегося – его место по отношению к другим ученикам. Рейтинг устанавливается не реже одного раза в неделю и обязательно доводится до учащихся.

4. Учащимся предоставляется возможность исправлять не устраивающие их оценки текущей работы или получать дополнительные индивидуальные задания для повышения своих показателей.. Сроки представления заданий оговариваются учителем.

5. Для повышения объективности суммарного текущего показателя необходимо обеспечить большую накопляемость оценок. Это означает, что учащийся должен получать 1 – 2 оценки каждый урок.

Практическая реализация перечисленных положений приводит к необходимости накопления и обработки больших массивов данных по текущей успеваемости. Провести их без использования компьютерной техники, безусловно, не представляется возможным. С другой стороны, данная задача не требует какого-то специализированного программного обеспечения – ее решение вполне возможно средствами стандартного офисного пакета. Система документов, позволяющая вести учет и необходимую обработку данных о текущей успеваемости, была разработана в среде Microsoft Excel. На рис.2.3. представлен пример основного документа. Документ представляет собой электронную таблицу, которая включает все необходимые правила (формулы) обработки данных. Учителю необходимо только заносить информацию и использовать стандартную функцию Excel, позволяющую упорядочивать массив данных нужным образом. При использовании таблицы учитель вводит следующую информацию:

· список учащихся (один раз в начале учебного года);

· даты проведения контрольных мероприятий, относя их к номеру учебной недели;

· названия контрольных заданий и максимальное количество баллов, которое может быть набрано за него учащимся (вес задания);

· текущие оценки учащихся;

· баллы за выполнение индивидуальных заданий.

Ввод и обновление данных осуществляется не реже одного раза в неделю. Ввод удобнее производить при упорядочении учащихся по фамилиям в алфавитном порядке (рис.2.4.). После этого учитель производит переупорядочение массива в порядке убывания суммарного текущего показателя (текущего процента успеваемости). Пример такой переупорядоченной таблицы приведен на рис.2.3. Порядковые номера в левом столбце при переупорядочении остаются неизменными, в результате чего устанавливается текущий рейтинг учащихся. Одновременно с этим по заложенной оценочной шкале в соответствии с процентом успеваемости автоматически вычисляется и выставляется пятибалльная отметка – она приведена справа от фамилии ученика. Эту отметку следует рассматривать в качестве итоговой на данный момент (дату заполнения). Таблица заполняется по мере проведения занятий, общее максимальное и фактически набранное количество баллов определяются нарастающим итогом. Подобная таблица делается на каждую четверть, причем, начиная со второй четверти в ней указывается также сумма баллов, набранная учеником за предыдущие четверти.

Перед использованием данной схемы учета текущей успеваемости необходимо довести до учащихся следующие положения:

1) для домашних заданий устанавливается конечный срок сдачи (обычно неделя), в течении которого задание будет оцениваться из максимального количества баллов;

2) в случае, если ученик не сдает задание во время, ему не выставляется никакой отметки (отметки «неудовлетворительно» в традиционном понимании не существует); при этом он имеет возможность до конца четверти это задание сдать, однако, максимально возможная оценка будет снижаться (например, на 1 балл за каждую неделю просрочки);

3) учащийся, не сдавший задание своевременно по уважительной причине, имеет возможность его сдать в оговоренные сроки без снижения максимальной отметки;

4) учащийся по желанию или рекомендации учителя может выполнить дополнительные индивидуальные задания;

5) итоговой четвертной (полугодовой, годовой) отметкой у учащегося будет та, которая сформируется в таблице к концу данного периода обучения (с учетом предыдущих четвертей); другими словами, отметка, приводимая в таблице, имеет смысл итоговой на момент заполнения таблицы.

Помимо таблицы возможно представление информации в графической форме, например, в виде диаграммы, как это показано на рис.2.3. (Диаграмма).

Описываемая схема учета текущей успеваемости включает также автоматическое построение по данным из основного массива таблицы и графиков индивидуальной успеваемости за неделю, что позволяет отслеживать ритмичность работы учащегося. Пример таких графиков приведен на рис.2.3. (Обработка). Из них, в частности, можно отследить динамику хода обучения как отдельных учащихся, так и групп успешности обучения («пятерочников», «четверочников», «троечников»). Анализ показывает, что учащиеся класса включились в работу приблизительно в одно время – на 2-ой неделе обучения. Далее видно, что хорошо успевающие ученики работали ритмично в течении всей четверти, практически, не снижая показателей, а к концу четверти даже повысили их. Средне успевающие ученики удерживали уровень успеваемости на одном уровне, но к концу четверти снизили несколько показатели. «Троечники» понижали свои показатели, т.е. не смогли в полной мере выполнить учебный план, не воспользовались возможностью выполнения дополнительных заданий, что свидетельствует о нежелании или неспособности добиться более высоких результатов. Видно также, что на 4–5ой недели все учащиеся снизили показатели, что было обусловлено сложностью учебного материала (изучалась тема «Электромагнитные колебания») или общей перегрузкой учащихся. Таким образом, анализ «кривых ритмичности» позволяет получить весьма полезную для учителя и родителей ученика информацию.

Описанная рейтинговая система учета текущей успеваемости использовалась и совершенствовалась нами в работе с учащимися 10-х и 11-х классов начиная с 1995-96 уч. года. Опыт ее применения выявил следующие положительные моменты:

1. Заметно повышается ответственность учащихся за результаты учебы, учебная работа приобретает ритмичный, систематический характер.

2. В любой момент времени учащиеся, их родители и учителя имеют исчерпывающую картину текущего состояния успеваемости, видят конечную перспективу; при необходимости можно точно указать тематику и объем заданий, которые должны быть выполнены для ликвидации пробелов или повышения показателей.

3. Решается проблема «отработки» учащимися пропущенных (по любой причине) занятий – в этом заинтересован сам ученик.

4. Повышается психологический комфорт учащихся за счет отсутствия неудовлетворительных отметок, нежестких сроков отчетности, прозрачности и единообразия подходов к оценке их деятельности.

5. Рейтинг вносит элемент здоровой состязательности в учебную работу, существенно повышает стремление учащихся к приобретению знаний, порождает дополнительную положительную мотивацию обучения.

6. Появляется возможность для каждого задания использовать оценку в соответствии с его весовой значимостью; например, по-разному может быть расценена небольшая проверочная работа текущего контроля и итоговая проверочная работа, чего в традиционной системе оценивания не делается.

Вместе с тем, необходимо отметить, что применение рейтинговой системы учета текущей успеваемости в школе сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, требуется время, чтобы учащиеся и родители привыкли к переходу к оценке по сумме баллов вместо принятого в школе усреднения. Во-вторых, трудно прививается сознание того, что любые пропущенные занятия нужно «отрабатывать» – в школе этого не принято, особенно в отношении так называемых пропусков «по уважительной причине». В-третьих, при переносе текущих оценок в классный журнал приходится приводить их к принятой в школе 5-балльной шкале, что искажает картину и вызывает непонимание учащихся, их родителей, проверяющих. В-четвертых, требование равного числа оценок приводит к необходимости следить за тем, чтобы и за устные ответы количество оценок было у всех одинаковым.

Безусловно, перечисленные трудности не носят принципиального характера и могут быть преодолены; по сравнению с явными преимуществами, которые дает использование описанной системы их можно считать незначительными.

Помимо собственных впечатлений от применения данной системы представляло интерес выяснить мнение о ней учащихся. С этой целью после того, как система применялась в течение всего учебного года, было проведено анкетирование учеников. Ниже приведены содержание анкеты и результаты опроса 56 учащихся 11-х классов выпуска 1996–97 уч.года.

 

  Рейтинговая Традиционная Затрудняюсь ответить
Какая система учета успеваемости в целом Вам нравится больше? 64,3% 26,8% 8,9%
Какая система учета успеваемости в большей степени стимулирует Ваши учебные занятия? 78,6% 10,7% 10,7%
Какая система дает более объективную оценку уровня Ваших знаний? 96,4% 3,6%
Какая из систем для Вас психологически более комфортна? 76,8% 14,3% 8,9%
Какая система учета успеваемости должна быть основной в школе? 53,6% 17,9% 28,6%

Из результатов анкетирования видно, что большинство учащихся предпочли рейтинговую систему учета успеваемости традиционной, считают ее более объективной и психологически более комфортной.

Таким образом, наш опыт свидетельствует о справедливости высказанного изначально предположения о целесообразности применения рейтинговой системы учета текущей успеваемости учащихся и существования целого ряда преимуществ такой системы по сравнению с традиционной. Важным представляется и то обстоятельство, что данная система не связана с конкретной учебной дисциплиной и, следовательно, может применяться при обучении любым предметам (если выполнены перечисленные выше условия организации контроля).

Заключение

Проведенное нами изучение возможности использования метода поэлементного анализа, а также рейтинговой системы учета текущей успеваемости учащихся, бесспорно, оправдало первоначальные предположения и надежды на положительный эффект. Безусловно, применение методов создает некоторую дополнительную нагрузку для учителя, однако, она с лихвой окупается появлением сознательного отношения к учебе у учащихся и получением объективных данных для управления ходом учебного процесса у учителя. При этом каких-либо специальных знаний от учителя не требуется. Владеть компьютером достаточно на уровне пользователя, знающего как открыть нужный документ и ввести в него данные. Наш опыт позволяет заключить, что описанные методы являются хорошим примером применения компьютерных технологий в работе учителя.

 

На Содержание

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использование поэлементного анализа | Non-verbal
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.