Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Психология личности




ЦЕЛЬ: Изучить понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Раскрыть соотношение биологического и социального в структуре личности. Исследовать активность человека как средства удовлетворения потребностей.

ВОПРОСЫ:

 

2.1. Структура личности. Факторы становления и развития личности.

2.2. Психика человека.

2.3. Потребности человека, понятие о мотивации, оптимум мотивации.

2.4. Структура направленности личности.

 

2.1. В настоящее время в психологической литературе существует большое количество определений личности.

Для иллюстрации можно привести определения понятия “личность”, содержащиеся в трудах некоторых психологов.

“ Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты” (И.С. Кон).

“ Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций” (Б.Г. Ананьев).

“Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности” (А.В. Петровский).

“Личность - человек как носитель сознания” (К.К. Платонов).

Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной сфере в процессе совместной деятельности и общения.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Б.Г. Ананьевым было выделено 4 уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности (многие отечественные психологи не выделяют этот компонент), личность и индивидуальность.

Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Индивид обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность. Понятие “индивид” может употребляться не только для констатации общих свойств психики, но и для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций, для выделения единичного представителя какой-либо социальной группы. В этом случае конкретные качества и различия людей не фиксируются, отмечается лишь тот факт, что они являются “единицами” (Б.Д. Парыгин). Далее он включается в систему общественных отношений и процессов, в результате приобретает социальное качество – личность. Оно не является врожденным. Это происходит потому, что человек включается в систему общественных связей, выступая в качестве субъекта. В свою очередь развитие этих 3-х уровней характеризует неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Понятие “индивидуальность” указывает на неповторимость, единичность признаков и их сочетания у отдельного человека. Индивидуальность - это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека.

С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев выделяли три уровня в структуре личности:

1. Направленность личности.

2. Знания, умения, навыки.

3. Индивидуально-типологические особенности.

Наиболее общепризнанной является структура личности, предложенная К.К. Платоновым:

1. Направленность. Объединяет социально обусловленные черты личности: мировоззрение личности, индивидуальную картину мира, кругозор, отношения, влечения, желания, интересы, склонности, убеждения.

2. Социальный опыт. Включает знания, умения, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

3. Психологические формы отражения. Охватывают индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни, воспитания и образования, но в некоторой степени детерминируются биологическими свойствами человека.

4. Биологически обусловленные свойства личности. Объединяют индивидуальные свойства личности, психофизиологические особенности, обусловленные высшей нервной деятельностью (темперамент, половые, возрастные, индивидуальные психические процессы личности – память, эмоции, ощущения, восприятие, мышление, воля).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.