Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важность употребления топосов

Топосы

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА УБЕЖДАЮЩЕЙ РЕЧИ

1. Понятие о топосе.

2. Соотношение понятий ценность и топос. Классификация ценностей.

3. Содержательная классификация топосов.

4. Классификация топосов с точки зрения взаимодействия с аудиторией.

5. Принципы отбора топосов.

Психологическая сторона убеждающей речи — наиболее важная часть риторической аргументации. Риторическая аргументация должна быть направлена на человека и ставить целью воздействие не только на его мысли, но и на его чувства и эмоции.

Средства психологического воздействия на аудиторию называются внушением. В современной науке наибольшее внимание внушению уделяется в политической риторике, имеющей дело именно с большими группами. Как бы ни были разнообразны способы повышения эффективности выступлений, предлагаемые в перечисленных исследованиях, почти все они имеют одно общее ограничение. Они рассматривают процесс убеждения прежде всего как процесс сознательный. Принятию мнения должно предшествовать усвоение содержания. Когда речь идет о больших массах народа и о политике, то аргументированное убеждение есть наименее пригодный способ.

В неориторике внушением называется готовое мнение, навязываемое с добрыми или дурными намерениями, логически или гипнотически. Таким образом, обращение к чувствам и эмоциям аудитории совершенно закономерный, естественный процесс, игнорирование которого приводит к риторической неудаче.

Причем в отличие от доказательства, которое поддается точному описанию и осмыслению, внушение — явление гораздо более сложное и непредсказуемое, и его эффективность в значительной степени зависит от личности говорящего. Подготовленный слушатель правильно оценивает степень и средства воздействия и сознательно отбирает только то, что соответствует его убеждениям.

Идеи воздействующей речи реализуются прежде всего через топосы (общие места). Топос с древних времен считался краеугольным камнем публичной речи. Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелем в «Топике» и «Риторике», где они трактовались как один из важнейших элементов риторической аргументации и обозначали мысли, которые помогают оратору объединиться с аудиторией, найти с ней общий язык. В XIX в. "общими местами" стали называть тривиальности, избитые истины. Из такого понимания "общих мест" рождалась и схема изобретения содержания: не от мысли к слову, а от слова к словам.

Каждый предмет имеет свою специфику, не учитывать которую при общении нельзя. При этом нужно учитывать возможности аудитории. Не учитывать этих обстоятельств — значит, производить на аудиторию неблагоприятное впечатление. Все топосы должны соответствовать уровню аудитории. Поиск топосов — это поиск общих тем, точек соприкосновения, позиций, мнений оратора с аудиторией. Для того, чтобы находить положения, с которыми должен быть согласен собеседник, нужно отыскивать те идеи, которые покажутся разумными слушателям.

Отношение к топосам как мыслям, помогающим объединению оратора и аудитории в настоящее время широко распространено. Общее место (топос) — основа аргументации в публичной речи, гласит риторика, так как открытие уместного довода и его построение невозможно без учета общих мест. Когда мы говорим о топосах как источниках открытия аргументов, то мы имеем в виду в первую очередь средства объединения, взаимопонимания оратора и аудитории, т.е. совокупность знаний и представлений, которыми обладают и которые разделяют говорящий и слушающий. Общие места составляют норму понимания и оценки речи.

Посылки аргументации, по отношению которых аудитория дает свое согласие можно разделить на два типа. К первому типу принадлежат факты, истины и предположения, а ко второму типу — ценности и предпочтения. Эти два типа посылок отличаются друг от друга тем, что в первом случае мы имеем дело с согласием всего человечества (универсальной аудиторией), а во втором случае получаем согласие лишь определенной группы слушателей или конкретной аудитории. Посылки первого типа (рациональные аргументы) описывают определенную реальность, то, что существует, а посылки второго типа (топосы) связаны с выбором со стороны человека, с тем, чему человек отдает предпочтение. Следовательно, топосы — это не любые мысли, которые кажутся аудитории правильными, а только те из них, которые основаны на ценностях и предпочтениях, обращаются к нравственным ориентирам, эстетическим идеалам, интеллектуальным интересам и т. п., которые разделяются этой аудиторией. Ценности применяются для влияния на выборы и действия человека. Вместо доводов человек часто пользуется ценностями, чтобы показать, почему им отдается предпочтение одному типу поведения, а не другому.

Если оратор решил убедить слушателей, он должен сначала изучить их точку зрения и посмотреть, что его с ними объединяет, какие идеи воспринимаются или оцениваются ими одинаково. Это общее и будет топосом, который необходимо обозначить и предъявить аудитории. Чем более конфликтная аудитория, чем более спорный вопрос, тем важнее поиск и предъявление топосов. В типичных ситуациях эти общие ценности будут практически одними и теми же или близкими для больших групп людей, поскольку обусловлены отношением общества в целом к тем или иным явлениям.

Взаимопонимание начинается с внешних проявлений риторического общения. Основное требование обращений к аудитории — уважительное отношение, доброжелательный тон, стремление к сотрудничеству. Необходимо иметь и демонстрировать интерес к собравшимся людям, интерес искренний. Это один из лучших способов произвести хорошее впечатление. Чем более очевидно для слушателей хорошее отношение оратора к ним, тем более вероятно принятие его идей. Резкие выражения в речи оратора присутствовать не должны, использовать только те средства общения, которые приведут к сотрудничеству, а не к конфронтации.

Соотношение понятий "ценность" и "топос". Классификация ценностей

Ценности — понятие философское, аксиологическое. Ценности — это объекты, явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного.

Топосы — это средство формирования отношений между людьми при помощи речи, категория риторическая. Топосы строятся на основании ценностей, имеющихся у аудитории, отбираются в соответствии с темой и задачей речи. Поэтому при описании топосов вполне естественной кажется мысль опереться в их классификации на имеющиеся в аксиологии классификации ценностей. Что же является ценностью для человека?

1. Универсальные ценности. На их основе создаются топосы, общие для людей многих стран. В этом смысле иногда используется термин "общечеловеческие ценности". Не все ценности временны и ситуативны. Очень консервативны религиозные ценности, которые остаются неизменными веками. Не утратили своего значения до сих пор эстетические идеалы античности. Основные научные отраслевые категории в настоящее время едины для ученых всего мира, независимо от места проживания. Топосы, созданные на основе этих ценностей, затрагивают вопросы неприкосновенности жизни человека, экономического благосостояния, достоинства и защищенности граждан, истины и справедливости, интеллекта и т. д. Обращаться к этим ценностям можно в любой, даже совершенно не знакомой аудитории. Но, эффект воздействия таких топосов может оказаться весьма невысоким, т. к. такие глобальные проблемы не всегда находят живой отклик в душе конкретного человека. Топосы, построенные с использованием универсальных ценностей, обычно употребляются вместе с топосами более низких уровней, это повышает эффективность их воздействия.

2. Государственные ценности. На их основе создаются топосы, объединяющие людей как представителей определенной культурной общности. Это вопросы религии; национальные честь и достоинство; обычаи, традиции, нормы поведения; ценности, заложенные в человеке культурной общностью нации (история народа, национальные искусство и наука и т. д.). Каждый народ обычно имеет систему государственных ценностей, то, что кажется значимым большинству представителей данной страны. Идеология государства призвана разрабатывать и укреплять эту систему.

3. Групповые ценности (ценности этноса). Топосы, используемые в более мелких, чем вся нация, группах населения: партийные, региональные, профессиональные, возрастные и т. д. Это самая перспективная для оратора категория топосов, поскольку именно эти ценности, как правило, формируют политические и общественные взгляды людей, характеризуют их как представителей или сторонников тех или иных партий и движений. Шаблоны не становятся топосами. Этос – то, что можно объединить словом «мы» (студенты, петербуржцы…)

4. Индивидуальные ценности. Топосы, предназначенные для конкретного человека или нескольких людей, с которыми говорящий лично знаком и поэтому знает об их вкусах, пристрастиях, настроениях. Могут быть выделены эмоциональные и конечные ценности. Под эмоциональными ценностями понимаются пристрастия и увлечения, под конечными ценностями — те цели, которые человек хотел бы достичь в жизни. Трудно составлять.

«Что является благом для человека?»

Аристотель перечисляет то, что, по его мнению, является благом для человека: справедливость, мужество, великодушие, красота, здоровье, богатство, дружба, слава.

Содержательная классификация топосов.

Итак, если нам нужно отыскать наиболее п.одходящий для этой аудитории топос любого уровня, мы должны апеллировать к благу этих людей, а для этого постараться ответить себе на такие вопросы:

– Что считает полезным, выгодным эта аудитория? - прагматический топос

– Что считает интересным, каких убеждений и взглядов придерживается эта аудитория? - интеллектуальный топос

– Что считает приятным эта аудитория? - эмоциональный топос

– Что считает нравственным эта аудитория? - морально-этический топос

– Что считает прекрасным эта аудитория? - эстетический топос

Интерес, а тем более польза и удовольствие определяются с позиции аудитории. Это не всегда совпадает с объективно оцениваемым наличием пользы или удовольствия.

В жизни редко можно встретить какой-нибудь топос в чистом виде. Оценить однозначно имеющийся топос обычно бывает сложно. Однако эти вопросы полезно задавать в тех случаях, когда оратор готовит речь, ищет топосы для будущего выступления.

Поиск топосов — это содержательный отбор аргументов, основывающийся на той системе ценностей, которая принята в данной аудитории.

Последовательность действий оратора.

· определяется задача речи

· ставим вопрос почему

· тезис, топосы

· аргументация

Чем объемнее и сложнее речь, тем больше разделены понятия тезис-топос-аргументы; напротив, чем меньше и проще речь, тем более тезис совмещается с топосом.

Тезис — это мысль для себя, а топос — мысль для аудитории. Существует специальный вид эмоциональных аргументов — психологические аргументы, которые должны воплощать топосы в воздействующей речи. Тезис и доводы — формальные компоненты структуры аргументации, в то время как топос — это идея, ценностное суждение, которое в небольшой речи может совпасть либо с тезисом, либо с психологическим аргументом, а может и ни с чем не совпасть, а остаться в подтексте.

Для построения риторической аргументации сначала определяется ценностная система слушателей, затем отбираются те ценности, которые являются особенно важными в связи с темой речи и ситуацией общения, на их основе создается топос, который в дальнейшем используется в речи. Именно с позиции ценностей данной аудитории оценивается и степень удачности аргументации, поскольку такая оценка никогда не бывает универсальной.

Классификация топосов с точки зрения взаимодействия с аудиторией

1. Подлинный — фальшивый топосы. Подлинный топос — это то, что действительно объединяет людей, это мнения, взгляды, идеалы на самом деле присущие как говорящему, так и собеседнику. Фальшивый топос — это мнение, идеал, который оратор сам не разделяет, но считает нужным высказать как свое убеждение для того, чтобы объединиться с собеседником. Причиной фальшивого топоса может быть лицемерие оратора, но может быть и стремление наладить хорошие отношения с человеком, сделав ему приятное. Особенно часто фальшивые топосы появляются в этикетном общении: люди говорят комплименты друг другу потому, что так принято, из вежливости, а не потому, что на самом деле так думают. Промежуточное положение занимают случаи, когда к фальшивым топосам прибегают представители профессий, требующих постоянного контакта с людьми (чиновники, продавцы, врачи, адвокаты).

2. Положительный — отрицательный топос. Положительный топос встречается гораздо чаще и строится на том общем, что одобряет, принимает и оратор, и аудитория. Отрицательный топос — это то, что мы одинаково отвергаем, что кажется нам неправильным, неприемлемым. Отрицательные топосы самые нестойкие: после того, как мы вместе разрушили то, против чего боролись, мы тут же разойдемся.

3. Понятийный — формальный топос. Понятийный топос относится к убеждениям, взглядам, мыслям, чувствам и т. п. человека. Формальный топос не затрагивает идеи, а строится на принадлежности говорящего и слушающего к одной партии, социальной группе, научному направлению; на наличии общих друзей, знакомых, родственников.

Поиск и использование разного рода топосов — это показатель желания договориться, найти общий язык с партнером, повлиять на его взгляды и убеждения.

Важно отыскивать топосы при решении сложных проблем.

Риторика софистов обращена к толпе и играет на ее инстинктах. Риторика Сократа апеллирует к свободному гражданину, действующему на благо своему государству.

Софистика — риторическая система, построенная на оправдании намеренного обмана аудитории.

Граница между истинной риторикой и софистикой должна быть проложена, во-первых, по линии: искренне верит сам в то, что говорит — намеренно обманывает аудиторию, а во-вторых, по линии этического выбора оратором средств аргументации, независимо от того, доказывает ли он истину или убеждает согласиться со своим мнением. Если это условие соблюдено, то качество речи оценивается по тому, достигнута ли поставленная цель.

Сократовское понятие об истине должно быть положено в основу логической теории доказательства. В то же время учение о благе Аристотеля может быть признано краеугольным камнем риторической теории убеждения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы логических аргументов | Правомерность использования психологических доводов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.