Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социально-культурной деятельности русского зарубежья




 

Во Франции успешно функционировали различные социально-культурные институты, центры поддержки и благотворительные организации русских эмигрантов. Париж в 20-е и 30-е годы ХХ века был более культурной и литературной столицей России, по свидетельству современников, чем «сталинская Москва или многострадальный Петербург». Здесь существовали печатные органы и издательства, русская консерватория и библиотеки, жили выдающиеся философы, культурологи, литераторы, художники, музыканты, артисты, ученые. На всем огромном пространстве свободного мира продолжала активную социально-культурную и научно-образовательную деятельность эмигрантская Россия со своими учебно-воспитательными заведениями, гимназиями, театрами; общественно-политическими, религиозными учреждениями, центрами социальной помощи, досуговыми комплексами, клубами и объединениями. По последним данным, во Франции в те годы проживало около миллиона беженцев.

В 1920 году в Париже был создан «Союз русских литераторов и журналистов». Его председателем избирается Иван Алексеевич Бунин. Он не просто писатель, а один из лидеров Белого движения.

В 1921 -1922 в Париже существовало литературно-художественный кружок «Гатарапак», созданный группой молодых эмигрантов. Члены кружка собирались еженедельно на Монпарнасе, в кафе «Хамелеон». На собраниях обсуждались проблемы искусства, на вечера приглашались европейские литераторы и художники. Членами кружка организовались вечера поэзии, концерты, выставки, средства от которых направлялись на поддержку творческой деятельности малоимущих эмигрантов, оплату жилья и др.

В 20-30 годы ХХ столетия в Париже существовали литературно-художественные объединения «Зеленая лампа», «Кружок казаков-литераторов», «Казачья литературная семья», «Тургеневское общество», которые занимались социально-культурной и воспитательно-просветительной деятельностью. В эти же годы в Париже старшим поколением эмигрантов в содружестве с молодежью организуются «Союз русских студентов», «Общество русских студентов для изучения и упрочения славянской культуры» (ОРСИУСК), «Национальный студенческий союз» и др. «Общество русских студентов …» было организовано в декабре 1922 года. Программа его деятельности заключена в самом названии. Его задача - вести культурно-просветительную работу среди студенчества и других слоев русского населения Парижа в области культуры, науки, литературы. Большое место в работе Общества занимала литературно-художественная тематика. Проводились персональные творческие вечера, работала театральная студия. Широко отмечался студенческий праздник «Татьянин день» и др. Просветительская работа осуществлялась не только в области культуры и литературы, но и в сфере экономики, права, политики.

В ноябре 1924 года было проведено объединенное собрание русских студенческих организаций в Париже с целью выяснения возможности создания Центрального объединяющего органа, обеспечивающего представительство и защиту русского эмигрантского студенчества во Франции. В рамках социально-культурной деятельности обществом устраивались балы по случаю юбилейных дат клуба, концерты с приглашением известных музыкантов, певцов, актеров. С благотворительной целью организовывались детские литературно-музыкальные вечера в которых неизменно участвовали А.И. Куприн, Саша Черный и др. К сожалению, в июне 1929 года ОРСИУСК прекратил свою деятельность.

Огромную роль в жизни эмиграции I волны играла культурно-просветительная комиссия при Русском Доме в Сент-Женевьев-де-Буа, осуществлявшая сбор материалов по истории культуры российской эмиграции.

С 1925 по 1938 гг. в Париже существовало Общество друзей русской книги. В его работе участвовало свыше 150 человек из Парижа, Оксфорда, Мадрида, Лейпцига, Нью-Йорка, Лондона, Праги, Амстердама и др. Выпускался «Временник общества …», в котором поднимались проблемы создания каталога с описанием тех русских книжных богатств, которые находятся за рубежом в многочисленных частных и государственных книгохранилищах, публикации таких находок, как письмо Дантеса к И.С. Гагарину, пушкинских писем к Н. Гончаровой, сохранившихся в собрании С.Дягилева, после смерти владельца; рисунков известных писателей, описание коллекции русской иконографии в Париже. «Вестник» знакомил читателей с сокровищами архива, княгини З. Волконской (автографы Пушкина, Боратынского, Александра I, Жуковского).

В 1921 г. во Франции был создан Комитет помощи русским писателям и ученым, основателем которого был Н.В.Чайковский. Комитет создавался с целью развития связей с учеными и учебными заведениями, организации материальной и моральной поддержки, оказания помощи поступающим в высшие учебные заведения. Уделялось много внимания организации вечеров, посвященных памяти писателей – классиков, Дням русской культуры, проводимым с другими союзами. В литературно-музыкальном вечере памяти Л.Н. Толстого участвовали А.И. Куприн, А.Н. Толстой и др. Чествование памяти А.С. Пушкина по случаю 125-летия со дня его рождения проводилось совместно с Союзом русских писателей и журналистов, народным университетом. Комитет совместно с другими союзами организовал День русской культуры в Сорбонне, посвященный памяти Пушкина. Был устроен литературный бал. Скетчи прозвучали в исполнении авторов – И.Бунина, А.Куприна, Н.Тэффи, Саши Черного, И.Сургучева и др.

В 30-х годах в Париже существовала единственная в своем роде литературно-художественная группа «Через», объединившая живущих во Франции русских художников и литераторов «авангардистской ориентации». Задачами группы было установление и развитие контактов с творческой элитой в СССР, сотрудничество с мастерами французского авангарда. Формами существования «Через» стали открытые собрания, вечера, художественные выставки др.

В богатой истории г. Ниццы каждый народ Европы найдет для себя страницу истории. Она была вторым по значению центром русских во Франции. С 1859 года и по настоящее время сохранился в Ницце на улице Лоншан Русский православный храм. Роскошный иконостас псковско-новгородского стиля выполнен из морского дуба. Сюда за моральной помощью, за обретением веры в будущее приходили русские писатели, художники, музыканты, политики и ученые. На холме Шато сохранилось старое кладбище, на котором похоронен А.И.Герцен по своему завещанию. В 30-е годы в Ницце было организовано русскими эмигрантами множество благотворительных заведений и центров. На вилле князя Апраксина был создан приют для слепых и глухонемых, на улице Лоншан-благотворительная столовая, приют «Убежище им. Императора Александра II». На окраине Ниццы расположилось единственное в мире зарубежное православное кладбище русских эмигрантов, которые содержит на свои средства православная церковь. Здесь похоронены русские дворяне, военные моряки, потомки царских фамилий (Волконские, Голицыны, Ростовские, Романовы, Оболенские, Е. Долгорукая, Урусова и др.). В Ницце открыт знаменитый на весь мир музей Марка Шагала. В нем 17 самых известных его громадных, во всю стену, картин, множество акварелей, написанных маслом набросков и портретов, его гуаши, литографии, скульптуры. Музей стал своеобразным клубом интернациональной творческой молодежи. За счет музея Ницца получает с 1973 года миллионы, часть средств идет на благотворительные цели. Шагал умер всемирно известным «русским художником», почти неизвестным у себя на родине, воспевавшим всю свою жизнь «стародавнюю Россию».

В 1930 году в Ницце был организован литературно-художественный кружок «Четверг», который устраивал многочисленные вечера – воспоминания, музыкальные собрания, вечера памяти А.Блока, Л.Андреева и др. Любительские объединения в Ницце были представлены «Литературно-музыкально-художественным кружком». Они занимались организацией Дней русской культуры, постановкой спектаклей, культурно-просветительной деятельностью.

Не менее интенсивной была социально-культурная и благотворительная деятельность русского Зарубежья в Германии и США. Социально-культурная жизнь русской эмиграции в Германии так же, как и во Франции, поражает многообразием форм, традиций творческой жизнедеятельности людей, ставших изгнанниками Родины. В сентябре 1920 года в Берлине был организован «Союз русских журналистов и литераторов в Германии» под председательством И.В. Гессена.

Все общественные мероприятия Союза преследовали как благотворительную, так и культурно-просветительную цель.

В марте 1920 года в Берлине был образован «Комитет помощи русским литераторам и ученым» как отделение «Американского фонда помощи нуждающимся русским литераторам и ученым». Денежные средства, в основном, поступали из США, а также собирались с помощью пожертвований, благотворительных вечеров, концертов и пр.

21 ноября 1921 года в Берлине был основан Русский Дом искусств. Были учреждены три секции – литературная, изобразительных искусств и музыкальная; избран Совет из 11 человек – А. Белый, Д. Гартман, А.Н. Толстой, И. Пуни, А. Ремизов и др. Это событие нашло отклик в России. В газетах писалось, что «…целью Дома искусств является установление связи и общения между собой русских литераторов, музыкантов и артистов, проживающихся за границей, установление взаимосвязей с заграничными деятелями художественного слова. Члены Дома искусств ощущали глубокое единство с писателями России. На новый 1922 год Домом искусств была устроена елка с приглашением гостей.

В мае 1922 года в Берлине было основано содружество писателей, художников и музыкантов, «Веретено» ставившее своей целью проповедовать творческое начало жизни и утверждать веру в созидательные силы русского искусства. К сожалению, из-за внутренних распрей оно просуществовало недолго. В том же году в Берлине был создан «Клуб писателей». В инициативную группу Клуба вошли видные деятели русской культуры: А.Белый, Б.Зайцев, В.Ходасевич, Ю.Айхенвальд, Н.Бердяев, С.Франк, Ф. Степун и др. Вечера клуба были посвящены проблемам современного искусства. На одном из заседаний с докладом выступил режиссер А.Таиров. Клуб просуществовал всего полтора года.

Не менее интенсивной было жизнедеятельность первой волны русской эмиграции в Америке, которая стала прибежищем выходцев из России еще до 1917 года. В 1921 года в Сан-Франциско на квартире у бывшей бестужевки, поэтессы Е.П.Грот был организован «Литературно-художественный кружок». Через некоторое время был создан Драматический кружок с участием нескольких профессиональных актеров, эмигрировавших в 1920-х годах в Калифорнию. Для «узкого круга» лиц проводились «Домашние пятницы». Члены кружков видели свою цель в том, чтобы в «роковых условиях» эмигрантской доли сохранить живой интерес к творчеству, сберечь культурные ценности и традиции. Например, литературный вечер под названием «Внуки о дедах» был составлен из семейных воспоминаний живших тогда в Калифорнии потомков и родственников Тютчева, Боратынского, Лермонтова, Карамзина, Даля и др.

Ежегодно отмечался День русской культуры. В 1926 году в Сан-Франциско было организовано «Общество помощи детям русской эмиграции», которое стало проводить в первое воскресенье Пасхи благотворительные мероприятия, названные Днем русского ребенка. С 1934 года к этому Дню был приурочен выпуск одноименного ежегодника, все средства продажи которого шли на поддержку обездоленных русских детей, разбросанных по всему миру.

Эмигранты ставили перед собой следующие цели: приобщения детей к русской культуре и тем самым – оставленной Родине; «оживление чувства внутренного единения и братства. День русского ребенка последний раз был проведен в Сан-Франциско в 1974 году.

С полном правом можно признать центрами социально-культурной деятельности русской эмиграции первой волны Чехословакию и Югославию. Национальный фактор занимал доминирующее место в социально-культурной сфере, частной благотворительности русской эмиграции первой волны в городах Чехословакии, Югославии, Болгарии. 3 марта 1922 года в Праге был организован Инициативный деловой комитет для обсуждения и выяснения вопроса об устройстве общежития для русских писателей и журналистов. Этот комитет стал ядром образованного в апреле 1922 года «Комитета по улучшению быта». Комитет субсидировался правительством Чехословацкой республики. Помощью Комитета пользовалась почти вся эмиграция. Чешскую субсидию получали М.И.Цветаева, С. Маковский, Вас. И.Немирович-Данченко, А.Изгоев и др. Субсидия выдавалась на правах беспроцентной ссуды, которую обязывались возвратить после того, «как в России установится возможность нормальной работы», т.е. после падения советской власти. В фонде Комитета сохранилось около 240 анкет «просителей».

В 1924-1933 гг. В Праге был основан литературный кружок «Далиборка». Свое название получил от кафе в Праге, в котором первоначально собирался. Позднее собрания проходили в другом пражском кафе-«Опера». Своей целью кружок ставил создание в Праге русского литературно-художественного очага, где было бы возможным общение между русскими эмигрантами, устройство выставок и концертов, публичных литературных вечеров. В 1933 г. он прекратил свое существование в связи со смертью своего бессменного руководителя – прозаика и литературного критика, автора нескольких книг П.А. Кожевникова и переездом многих членов «Далиборки» в другие страны.

Заметным событием в Праге стала организация «Общества Достоевского» при Русском народном университете осенью 1925 года. Главными направлениями его деятельности была научно-просветительская работа и привлечение к изучению творчества Достоевского молодых научных сил. В апреле 1921 года в Праге был создан «Союз русских писателей и журналистов в Чехословакии», который просуществовал до 1941 г. В состав правления Союза в разное время входили такие выдающиеся деятели науки и культуры, как П.Сорокин, С.Маковский, М. Слоним, С.Завадский, К. Зайцев, П. Струве, С.Эфрон, Вас. И.Немирович-Данченко и др. Союз вел работу по организации литературно-театральных вечеров, способствовавших развитию полноценного общения и отдыха в среде русских эмигрантов.

Югославия так же стала одной из стран, принявшей тысячи русских беженцев. Здесь функционировали русские учебные заведения, выходили газеты и журналы, велась активная социально-культурная деятельность.

В октябре 1925 г. в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (название Югославии до 1929 г.) был образован Союз русский писателей и журналистов. В информационном письме союза сообщалось, что он берет на себя инициативу создания центра по «объединению русских культурных сил». Организация устраивала литературные конкурсы, вечера, издавала книги русских писателей-эмигрантов. В его фонде сохранились красочные афиши позволяющие судить о многогранной культурно-просветительной деятельности. Союз стал инициатором Первого съезда русских зарубежных писателей и журналистов в Белграде в сентябре 1928 года.

В 1923 году в Праге был торжественно открыт Русский институт под председательством известного философа, профессора П.И. Новгородцева. Научный институт был организован согласно традициям русского академического самоуправления. Во главе его стоял Совет, в обязанности которого входило избрание всех должностных лиц Института, утверждение плана работ и расходования средств. Институт проводил циклы лекцией по русской литературе, философии, праву и истории искусств. Семинары проводились по истории русской народной орнаментики в связи с древностями скифов; истории византийского костюма и церемониалов и др. Институтом был выполнен обзор исторических русско-чешских отношений (А.В. Фроловский), изданы книги, монографии, сборники научных трудов. Основным направлением исследований ученых-филологов в Праге стало изучение наследия русских поэтов и писателей XIX века. Институт существовал до 1937 г.

С 1923 по 1939 годы (с 1933 – Русский свободный университет) существовал в Праге Русский народный университет, который представлял собой чешско-русское просветительное учреждение. Совет преподавателей возглавлял профессор М.М. Новиков, бывший ректор Московского университета. В ВУЗе было пять отделений историко-филологическое, естественных и прикладных наук по изучению Чехословакии, русского и иностранных языков, общественных наук. В университете устраивались литературные вечера и концерты русских и чешских артистов в ознаменование исторических, культурных и научных событий. Часто вечера устраивались совместно с Русским музыкальным обществом, Союзом русских писателей и журналистов, Пражской группой Московского художественного театра и др. Университет издавал «Научные труды», «Записки научно- исследовательского объединения» и др.

Благожелательное отношение к русской эмиграции в Югославии позволило в 1928 году открыть Русский научный институт в Белграде одновременно с первым заседанием IV Съезда Союза русских академических организаций за границей (16 сентября 1928 г.). С 1933 года институт помещался в Русском доме им. императора Николая II. При институте была организована Культурная комиссия, в задачу которой входило содействие русской науке и искусству. Русский научный институт устраивал торжественные публичные собрания, посвященные деятелям науки и культуры (Б.Н. Чичерин, А.С. Грибоедов, С.М. Соловьев, Ф.М. Достоевский, А.Н. Пыпин, Д.И. Менделеев).

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что уровень знаний о социально-культурной деятельности русской эмиграции первой волны, представленный в данной работе, достаточно обширен, изучены ряд монографий, исследования различных авторов по культуре Русского Зарубежья. Следует отметить, многообразие форм, направлений, индивидуального и коллективного творчества в социально-культурной сфере русской эмиграции.

Следует особо отметить многообразие форм и своеобразие религиозно-благотворительной деятельности русской эмиграции первой волны.

К более молодым представителям духовной культуры эмиграции можно отнести регента русской православной церкви Николая Петровича Афонского. В 1925 году он оказался в эмиграции в Париже исполняющим должность псаломщика в кафедральном соборе Св.Александра Невского. Создал Парижский Митрополичий хор, которым руководил в течение 22 лет. Под его управлением хор не только пел службы в соборе, но и вел просветительную работу: давал очень много концертов русской духовной и народной музыки, выступал как в залах, так и в различных храмах. В 1928 году, через три года после создания, Митрополичий хор занял первое место на объединенном концерте европейских хоров в Антверпене. В 1934 году по приглашению Ф.И. Шаляпина хор осуществил записи двух пластинок русской церковной музыки с участием великого певца: «Верую» А.Архангельского, «Сугубая ектения» А. Гречанинова и др. В 1936-1938 гг. хор дал ряд концертов в США, Канаде, Германии, Бельгии и Голандии. Все выступления пользовались большим успехом, отдельные песнопения из этих циклов были записаны на пластинки. По оценкам историков культуры эмиграции, Н.П.Афонский стал первым регентом, создавшим за пределами России хоры высокого уровня, которые привлекли интерес широких кругов зарубежных слушателей к православному пению.

Особое место в социально-культурной и общественно-благотворительной деятельности русской эмиграции занимала Елизавета Юрьева КузьминаКараваева – знаменитая Мать Мария (1891-1945). В 1917 году она была городским головой Анапы. В 1919 году вместе со своим вторым мужем, писателем, казачьим деятелем Д.Скобцовым-Кондратьевым, эмигрировала из России через Константинополь в Белград. В 1923 году она переезжает в Париж и посвящает свою жизнь служению идеалам русской эмиграции. С 1930 года она исполняет обязанности разъездного секретаря Русского студенческого христианского движения, ведет миссионерскую и просветительную деятельность среди русских эмигрантов в разных городах Франции (Тулуза, Лион, Страсбург и др.). В 1932 г. Елизавета Юрьевна принимает постриг, становится монахиней Марией. Свое монашеское призвание она видит в помощи людям, в деятельной любви к ближнему. В середине 30-х годов Мать Мария основала в Париже первый центр социальной помощи – Братство «Православное дело», выбрав своеобразный путь, сочетающий иночество и материнство. Она организовала приют для одиноких женщин, ставший затем домом для престарелых, Бюро труда, Бесплатную столовую для неимущих и безработных, для которой сама доставала продукты и готовила, санатории для туберкулезных больных. На улице Лурмель в Париже Мать Мария оборудовала церковь Покрова Пресвятой Богородицы, сама выполнила роспись стен и стекол, вышила гладью панно-историю царя Давида.

Мать Мария была настоящей русской подвижницей, редчайшим по душевным свойствам человеком. К монашеству она пришла, познав страдания русских людей на чужбине. Ее помощь многих спасла. Жизнь Марии была истинной школой аскетизма, выживания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.