КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты экономической политики
Политика как обмен - сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Методология и субъекты экономической политики Методология ЭП реализуются посредством следующих концепций: 1. Методологический индивидуализм -люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. «Рациональные политики» поддерживают прежде всего те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. 2. Концепция «экономического человека» (homo economicus) - человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений): Государственные: - государство, власть которого должна использоваться для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны; направления их экономической активности на достижение определенных единых целей. Государственное регулирование экономики образует некоторую иерархическую систему. На высшем государственном уровне происходит размежевание функций между законодательной и исполнительной ветвями власти. В парламенте обсуждают и одобряют (отклоняют) принципиальные направления экономической политики. Отвечает же за ее проведение в жизнь исполнительная власть – правительство. Оно в свою очередь передает права (и задания) по реализации политики институциональным органам. Характер разделения функций зависит от организационно-политического типа самого государства. Последнее, как известно, может быть федерацией или централизованным государством. При федеративном устройстве принято различать три уровня субъективирования экономической политики: федеральный, региональный и местный. - общественно-правовые институты, которым передаются определенные функции управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Самостоятельными субъектами (в отличие от частных фирм) они не являются и в то же время не входят составной частью в государственный управленческий аппарат. Например, в ФРГ к числу таких институтов относятся региональные управления по страхованию, система местных больничных касс; в Швейцарии – агентство по поддержке общественного транспорта и организации, ведающие противопожарной безопасностью. Подобные институциональные организации занимают промежуточное положение между государством и частным сектором. Они созданы в связи с тем, что частный сектор экономики обычно настроен против прямой и чрезмерно активной регулирующей роли государства. Данная форма – компромиссный организационный вариант; в практике государственного регулирования экономики он играет относительно скромную роль. В России подобных институтов пока не существует. Возможно, в дальнейшем, на более высоком этапе рыночного развития, отечественная система использует этот опыт. - надгосударственный институты, функционирование которых связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Негосударственные субъекты экономической политики: - профсоюзы и различного рода союзы предпринимателей; - религиозные и культурные организации; - политические организации, партии; - средства массовой информации; - авторитетные личности, экспертные советы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |