Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центр звеном в сист упр кач-вом является планирование качества

Система) Управление качеством продукции (услуг) на предприятии

Под управлением качеством продукции (услуг) понимают постоян­ный, планомерный, (и) целенаправленный процесс воздействия на всех

1)уровнях (организации производства) (раб место, участок, цех, и

2)стадиях (НИОКР, производства, сбыт и управления) на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции (оказание услуг) оптимального качества (и полноценное ее использо­вание. ст регулирования кач)

 

Как и любая система упр-я управление качеством (состоит из) имеет

1)объекты и

2)субъекты (органы) управления,

а также определенный 3)механизм упр-я.

В качестве объектов упр качеством выступают 1) стадии-процессы жизненного цикла изделия (разработка-НИОКР, снабжение, производство, сбыт, послепродажный сервис, утилизация); 2) отдельные (конкретные) показатели и х-ки кач-ва; 3) факторы и условия влияющие на их уровень, а также 4)процессы способствующие (формирования) качеству на разных стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления.

В качестве субъектов управления качеством выступают различные органы управления (спец службы) и отдельные лица, реализующие функции управления качеством.

Систему управления кач-вом на предприятии можно представить в виде различных подсистем (блоков): например

· Подсистема (блок) прогнозир и планирования (показателей) кач-ва продукции

· Под организации (работ по обеспечению) выпуска качественной продукции

· Подсист контроля качества

· Подсит стимулирования качества

· Подсистема учета и анализа качества.

 

Для основных цехов планируют….

 

До недавнего времени при решении проблем качества пред­приятия ориентировались на технический уровень качества про­дукции без учета потребностей рынка.

Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке между­народных стандартов по системам качества.

Система качества, регламентированная международным стан­дартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие эле­менты системы, как маркетинг, материально-техническое обес­печение, сбыт, обслуживание.

Системный подход к управлению качеством продукции пред­полагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управле­ния предприятием.

(На предприятии) Система управления качеством продукции представляет собой (включает) совокупность 1)управленческих органов и объектов управления (бизнес-процессов), 2)мероприятий, 3)методов и средств, направленных на установление (оценку), обеспечение и поддержание высокого уровня качества продук­ции.

Система управления качеством продукции включает следую­щие функции.

1.Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

3.Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

4.Функции управления по научно-техническим, производ­ственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредствен­но система качества, включающая обеспечение, улучшение и уп­равление качеством продукции.

(Т.Е. в рамках управления качеством необходимо: …Политику сфор, предусмотреть создание органов, ты (рабочие инструкции для отдельных работников, разработать меры по стимулированию выпуска кач продукции….координир с-му пр кач-вом, разработать регламен) цели-задачи, с-ма мер - органы

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение или завоевание новых рынков сбыта;

достижение технического уровня продукции, превышающе­го уровень ведущих фирм;

ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;

освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

улучшение важнейших показателей качества продукции;

снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

увеличение сроков гарантии на продукцию;

развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продук­ции, который обозначается как петля качества, включает 11 эта­пов (рис. 12.1).

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь из­готовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспе­чивающей решение задачи управления качеством продукции.

Таким образом, обеспечение качества продукции - это сово­купность планируемых и систематически проводимых меропри­ятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», чтобы продукция удовлетворяла требо­ваниям к качеству.

 

Рис. 12.1. Управление качеством продукции

В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успеш­но развиваться, внедряя системное управление качеством продук­ции. В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий - одна из характерных черт развития мирового рынка.

Всеобщее (тотальное) управление качеством (TQC), осуществ­ляемое фирмами Западной Европы, США и Японии, предпола­гает три обязательных условия.

Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Качество должно постоянно возрастать, ибо качество - это постоянно меняющаяся цель.

Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80-90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежно­сти. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением сро­ка создания новых изделий.

Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

Современное развитие системы управления качеством полу­чило в результате перехода от тотального управления качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM).

Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - еще и управление целями и самими требованиями. В TQM также включается и обеспече­ние качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.

Система TQM является комплексной системой, ориентирован­ной на постоянное улучшение качества, минимизацию производ­ственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Приме­нительно к качеству действует целевая установка - стремление к «О дефектов», к «О непроизводительных затрат», к поставкам точ­но в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов не­возможно, однако необходимо постоянно к этому стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин - «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

В системе TQM используются методы управления качеством, адекватные целям. Одними из ключевых особенностей системы являются использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

Особое место в мировой практике управления качеством про­дукции занимают кружки качества как форма привлечения ра­ботников предприятия к осознанному участию в процессе повы­шения качества продукции, имиджа фирмы и собственного бла­гополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным фактором повышения качества и конкурентос­пособности продукции, что в значительной мере способствова­ло выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке то­варов. С конца 70-х гг. движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (Венгрия, США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия и др.). Их широкому распространению способствовала активная пропаганда, много­численные публикации, устройство конференций и семинаров.

Кружок качества - это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделе­ния, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в тече­ние часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и сами претворяют их в жизнь или с помощью специалистов.

Основными целями кружков качества являются:

содействие вкладу в рост и развитие компании;

создание атмосферы, в которой проявляется уважение к каж­дому члену трудового коллектива;

активизация использования человеческого фактора.

В последние годы в развитых странах усилилось влияние об­щества на предприятия, а предприятия стали все больше учиты­вать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продук­ции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманис­тической составляющей качества. Усиливается внимание руко­водителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ГОСТ уходит на погост | Сертификация продукции предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.