Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Средневековья и Возрождения




Ключевые понятия:

Этапы средневековой философии, теоцентризм, патристика, схоластика, проблема веры и разума в философии Августина и Фомы Аквинского, теодицея, доказательства бытия бога, основные идеи средневековой философии, номинализм, реализм, основные идеи философии эпохи Возрождения, гуманизм, антропоценризм, философия Н. Кузанского.

Средневековая философия хронологически охватывает период с 5 по 15 века. Главное отличие средневекового мышления в том, что оно пронизано проблемами веры. Философия в это время становится «служанкой богословия» (Ф. Аквинский). Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания, монастыри стали очагами культуры и науки. Основными проблемами философии в это время были следующие:

· Сотворен ли мир Богом или он существует вечно?

· Постижимы ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир?

· Каково место человека в мире и какова его роль в истории?

· Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?

· Что есть общее, единичное и отдельное (особенное) в свете учения о тринитарности (триединстве)?

· Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?

· Каково соотношение веры и разума?

Уже в постановке этих вопросов видна тенденция средневековой философии к сакрализации (сближению с церковным писанием) и морализации (сближению с этикой).

Выделяют два основных этапа средневековой философии:

1) Патристика (1-6 вв.) – учение отцов церкви.

Вершина патристики – Августин Блаженный (354-430).

2) Схоластика (расцвет 11-15 вв.).

Вершина схоластики – Фома Аквинский (1225-1274).

На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии на основе идей Платона. Девиз данного этапа: «Вера не нуждается в доказательствах. Вера – высшая истина». Квинт Тертуллиан заявлял: «Верую, потому что абсурдно».

На этапе схоластики осуществляется систематизация и рационализация христианской философии под влиянием философии Аристотеля.

 

Проблема веры и разума в философии Августина

Августин Блаженный (354-430 гг. н.э.).

Основные сочинения: «Исповедь», «О граде Божьем». Августин был убежден, что многие люди живут, не понимая себя. Каждый человек представляет для себя проблему, которую необходимо решить. Бог сотворил мир из ничто, поэтому на всех вещах лежит печать ничтожества. Бог сотворил и время, находясь вне времени. Человек же неразрывно связан со временем, для него настоящее распадается на 3 составляющие:

1) настоящее прошлого,

2) настоящее настоящего,

3) настоящее будущего.

Настоящее прошлого – это память, настоящее настоящего – это созерцание, настоящее будущего – наши упования и надежды. Время существует в уме человека, который вспоминает, созерцает, ожидает. Истину о Боге не может познать разум, но только вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Вера и разум взаимно дополняют друг друга. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь», – девиз философии Августина.

Тезис о первенстве веры над разумом предполагал, что вера в Бога – исходный момент человеческого познания. Августин пытался философски обосновать первенство веры над разумом: «Все человеческое познание имеет 2 источника:

1) опыт, чувственный контакт с вещами, его границей являются рамки явления, переступить которые невозможно;

2) другой источник заключен в приобретении знаний от других людей, это опосредованное познание и есть вера.

Обосновывая теодицею (защиту совершенства творения), Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе. Бог создал природу доброй, но ее отравила злая воля. Зло есть недостаток добра. Оно возникает там, где ничего не делается хорошо. Зло – это отвращение от высших целей. Две основные причины зла - это гордыня и вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без Бога. Вожделенность – из страстей, направленных на преходящие вещи. Вообще, зло не нарушает гармонии мира, но даже необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Зло происходит от человека, имеет земной характер. Добро же происходит от Бога.

Человек есть разумная душа. Человек стремится к Богу, так как в нем он находит любовь, покой и благодать. К Богу человек идет через механизм познания двумя путями:

1) через разум – это уровень теологии и философии;

2) через веру – что проявляется в воле человека.

Воля человека позволяет ему в жизни подражать тому, что он почитает – Христу, поэтому воля и вера, ведущие человека по жизни гораздо выше ума, который оторван от жизни, склонен к ошибкам и недостоверен. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Истина же есть благо, любовь к Богу и миру, и найти его можно только сердцем, то есть верой, которая важнее разума.

Человеческая личность может выбирать между добром и злом. Человек – не просто раб Божий, а привилегированное существо. Он – подобие Бога. Он – личность, персона, а, следовательно, может обладать волей и направлять ее к спасению или отчаянию, добру или злу. В учении Августина впервые было сказано о ценности, уникальности и свободе личности, ее ответственности перед людьми и Богом за свои поступки.

 

Философия Фомы Аквинского, доказательства бытия бога

Фома Аквинский (1225-1274) является основателем томизма – учения, использующего рациональные аргументы для обоснования бытия Бога. Аквинский соединил христианство с учением Аристотеля. Он утверждал, что человека нужно изучать целиком, то есть в единстве души и тела. Тело (труп) – это не человек, также дух (приведение) – не человек. Человек – это существо промежуточное между животным и ангелом. Человек – это личность. Природа – не злое, а доброе начало, так как ее создал Бог. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному, а не только райскому блаженству. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души к познанию истины. Истина одна – это Бог и его учение. К ней можно идти двумя путями:

1) путь веры – короткий, непосредственный путь;

2) путь разума, науки – это длинный путь со многими доказательствами.

Все, что мы познаем в природе, тоже истинно и не противоречит вере. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Смысл жизни – счастье, которое есть познание и созерцание Бога. Добродетели человека – мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь.

Философия Фомы начинается с категории бытия, обозначающей все, что есть, и все, что может быть. Всякое сущее есть единство сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не единичное. У Бога сущность тождественна с существованием. Единичные же вещи просто существуют, но их сущность находится не в них, а в определении. Бытие Бога может быть доказано разумом.

Пять доказательств бытия Бога:

1. Все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, продолжать этот ряд до бесконечности. Следовательно, существует перводвигатель, и им является Бог.

2. Все, что существует, имеет причину вне себя. Первопричиной всего существующего является Бог.

3. Всякое случайное явление зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо в другом необходимом, либо в себе самом. Первая необходимость – Бог.

4. Существуют различные степени качеств – красоты, истины, блага, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства. Этим эталоном, всесовершенным существом является Бог.

5. Телеологическое: все в природе направлено к некой цели, имеет смысл и полезность. Следовательно, должно существовать разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели. Этим разумным существом является Бог.

Основные идеи средневековой философии:

· Принцип абсолютной личности, то есть Бога.

· Теоцентризм – принцип, согласно которому, источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

· Монотеизм – Бог един и уникален.

· Креационизм – это учение о сотворении мира Богом из ничего.

· Провиденциализм – понимание истории как осуществления, заранее предусмотренного Богом, плана спасения человечества.

· Средневековый антропоцентризм – человек не просто микрокосм, а повелитель всего, созданного для него. Человек обладает не двумя, а тремя измерениями: тело, душа, духовность (причастность к Богу посредством веры). Суть человека – вера, надежда, любовь.

· Номинализм и реализм в истолковании природы общих понятий (универсалий). Номинализм – это учение, утверждающее, что общее – это только имя, слово, реально существует только единичное. Реализм утверждает, что общее существует реально (онтологически), а единичное - это то или иное проявление общего.

· Тенденция к назидательности и учительству, схоластический характер средневековой философии (школьной философии).

Основные идеи философии эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает период с 14 по 16 века. Возрождение связано с новым расцветом античной культуры, науки и философии. Философское творчество разворачивается в форме «осовременивающего воспоминания».

Основные идеи философии данной эпохи:

· Антропоцентризм: основное внимание направлено не на Бога, а на человека.

· Гуманизм: стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о смысле и цели своего бытия.

· Постулирование творческой сущности человека. «Человек – творец самого себя» (Пико делла Мирандола). Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе. Он сам по себе деятелен. Он творит в основном рукотворно, ремесленно.

· Антропоморфизм, то есть все существующее понимается в проекции на человека при акценте на его телесной сущности.

· Идея доминирования эстетического понимания мира над моральными и научными представлениями.

· Антисхоластическая направленность, которая проявилась в стремлении развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особое значение имела Реформация – движение в пользу религиозных реформ (Ян Гус, Мартин Лютер, Томас Мюнцер и др.).

· Натурфилософское понимание мира, сочетающее в себе материализм и диалектику. Это означало естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства, противостоящего книжному знанию схоластики (Николай Кузанский).

· Пантеизм – учение, согласно которому Бог растворен в природе и присутствует в ней, как необходимость, целесообразность, закон (Д. Бруно).

Яркими представителями философии эпохи Возрождения являются Мишель Монтень («Опыты»), Никколо Макиавелли («Государь»), Томас Мор («Утопия»), Томмазо Кампанелла («Город Солнца»), Франческо Петрарка, Роджер Бэкон, Николай Кузанский.

Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ, богослов и ученый эпохи Возрождения. Основные сочинения: «Об ученом незнании», «О неином».

Ученое незнание не есть отказ от познания мира и Бога, оно связано со сложностью и противоречивостью самого процесса познания. Единственным способом постижения Бога является апофатическое, или отрицательное богословие. Ни одно определение Бога не может исчерпать бесконечности и величия божественной природы. Бог – абсолютный максимум (абсолют): он – все, в нем – все, потому что он – «высший предел».

«Бог – неиное», принцип бытия и познания. «Неиное» есть наиболее полное выражение «отрицательного» определения Бога: Он не есть «ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое, ни «ничто». Бог есть «все во всем» и в то же время ничто из всего. Он есть причина и сущность всего сущего, содержит мир в себе. Переход от Бога к миру есть процесс «развертывания» из Бога всего того, что содержится в нем в «свернутом виде». Подобно тому, как линия есть развертывание точки, время – развертывание мгновения («теперь»), движение – развертывание покоя, так и весь мир есть развертывание собственной сущности, «свернутой» в Боге, раскрытие или развитие заключенной в Боге возможности бытия.

Материя, ум и природа, будучи проявлением божественной сущности, не исчерпывают ее и не тождественны ей. Поскольку творение есть бытие Бога, то оно – вечность. Земля не есть центр мира, ибо Бог – центр всего в мире. Мир прекрасен и «даже тленность всего земного не есть действительное доказательство недостатка благородства». Красота мира проявляется в универсальной связи всего сущего, выявляет внутреннюю стройность творения. Гармония мира находит свое выражение в человеке – величайшем из божественных творений, в существе, которому суждено познать Бога и созданный им мир.

Человек – микрокосм, малый мир. Он «стягивает» в себе всю Вселенную. «Человек есть бог, но не абсолютным образом, ибо он – человек, он содержит в себе Вселенную человечески ограниченным образом».

Постижение истины есть процесс движения от ощущений к воображению, рассудку и разуму. Познание начинается с ощущений. Воображение – посредствующая ступень между ощущениями и рассудком. Рассудок (ratio) осмысливает ощущения, но не может идти выше и дальше знания конечного мира вещей. Разум (интеллект) – высшая способность человека, он способен к интуитивному постижению мира. Философия разума – высшее знание сущности вещей и явлений, познание бесконечности. Математизация знания – путь приближения к истине. Н.Кузанский приблизился к учению о бесконечно «малых», к открытию интегрального исчисления.

Философия Возрождения подготовила переход не только к философии Нового времени, но и к техногенной цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.