Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтология как учение о бытии




Ключевые понятия:

Бытие, сущее, формы бытия, небытие, жизнь, смерть, смысл жизни, субстанция, материя, формы материализма, строение материи, атрибуты материи, движение, покой, классификация форм движения материи, пространство, время, социальное пространство.

Категория бытия, ее смысл, специфика, основные формы. Проблема небытия

Первый, кто философски сформулировал проблему бытия, был Парменид, который в своей философской поэме «О природе» писал: «Быть или вовсе не быть – вот в чем разрешение вопроса!» В 20 в. эту проблему в качестве основной проблемы философии поставил Мартин Хайдеггер, а испанский философ Ортега-и-Гассет рассматривал проблему бытия как проблему жизни, считая проблему жизни главным философским вопросом.

Понятие бытия фиксирует все то, что существует - независимо от того, каково это существующее (или сущее) по своей природе: материальное или духовное. Категория бытия обозначает не каждое конкретное сущее и даже не всю их сумму, а их всеобщее свойство – быть в наличии, присутствовать, существовать.

Таким образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование вообще, это и материальная, и духовная реальность. Различают 4 формы бытия:

1) бытие природы;

2) бытие общества;

3) бытие человека;

4) бытие духовного.

Духовным, то есть идеальным основанием всего сущего могут быть:

1. Бог, как единое и несотворенное бытие, создающее весь остальной мир.

2. Числа (Пифагор и его последователи).

3. Идеи (Платон и его последователи).

4. Форма (Аристотель).

5. Монады как бесконечно малые духовные сущности (Дж. Бруно, Г.Лейбниц, Н.Лосский).

6. Мировой дух (Мировой разум) в философии Гегеля.

Вместе с тем, человек осознал и то, что в мире наряду с фактом присутствия вещей есть и эффект отсутствия. В реальной действительности нет в готовом виде предметов, которые ему хотелось бы иметь, а уже существующие вещи рано или поздно уходят в «никуда». Категория небытия и обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать. Любая вещь сначала отсутствует в реальности, как бы таясь в небытии, затем она приходит в действительность и существует в ней в течение определенного времени, и, наконец, снова уходит в небытие. Как писал Чанышев в трактате «О небытии»: «Все возникает на время, а погибает навечно». По его мнению, существование небытия можно доказать многими способами:

1. Доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, то есть того, чего уже или еще нет.

2. Доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте.

3. Доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть.

Иногда небытие трактуется как инобытие, то есть бытие в другом мире.

Проблема жизни, смерти и бессмертия. Пути решения проблемы смысла жизни

Естественнонаучные определения жизни и смерти

Жизнь – одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Ее характеризует обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, росту, приспособляемость. Жизнь – это способ существования белковых тел и нуклеиновых молекул.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, его гибель. Различают 2 этапа смерти:

1. клиническая;

2. биологическая (истинная) – это полное и необратимое прекращение жизненных функций организма.

Проблема жизни и смерти – классическая проблема философии. Центральное звено в этой проблеме – человек. Смысл этих понятий человек осознает на грани жизни и смерти, то есть в пограничных ситуациях. Осознание себя как смертного существа и переосмысление в связи с этим смысла жизни, раскрытие внутренних возможностей человека, часто неизвестных ему самому, открывается в экстренных ситуациях.

Жизнь несводима к ее биологической стороне как способу существования белковых тел и нуклеиновых кислот. Мыслящая жизнь есть величайший творческий эксперимент и тайна бытия, это самопереживание и самораскрытие. Жизнь есть квинтэссенция, источник всех наших возможностей, это лучшее, что у нас есть, «она существует без права передачи» (Х. Ортега-и-Гассет). Жизнь как высшая ценность есть своего рода эквивалент других высших ценностей – свободы, любви, чести, красоты. «Жизнь – все, что у нас есть, она – все наше бытие» (Монтень). «Жизнь человека есть стремление к благу» (Л.Толстой). Кроме того, жизнь есть постоянное усилие. Смерть есть конец жизни, есть отрицание ее как высшей ценности. В то же время «смерть – не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий» (Монтень). Проблема жизни и смерти – вечный спор между стремлением человека к нравственно-достойной жизни и бренностью его физической сущности. Близость смерти открывает в жизни непредвиденные глубины, делает чувство жизни более обостренным. Не зря древние мудрецы (стоики) наставляли: «Memento mori», что означает – «помни о смерти», то есть живи так, как если бы это мгновение было последним.

Выделяют три концепции смерти:

1. Философско-рационалистическая

Ее представителями являются Платон и Эпикур. Платон рассматривал смерть как освобождение души от телесных оков, ибо душа вечна, а тело конечно. Его учение нацеливает людей на заботу о душе и обосновывает необходимость добродетельного образа мысли и действия. Эпикур говорил, что человек никогда не встречается со смертью: когда есть человек – нет смерти, когда есть смерть – нет человека. Эпикур рассматривает жизнь и смерть как две параллельные плоскости, которые никогда не пересекаются между собой, пытается снять противоречие между их осмыслением.

2. Религиозно-христианская

Согласно данной концепции, смерть – это величайшая бессмыслица, неотделимое препятствие, стоящее на пути человеческих стремлений. Провозглашается возможность преодоления смерти, которая остается в руках Бога, человеку остается только надеяться на его милость. Бессмертие христиан можно заслужить праведностью собственной жизни.

3. Пантеистическая

Исходя из данной концепции, индивидуальная смертность компенсируется бессмертием рода. Человек бессмертен через свои дела, идеи и ценности, которые продолжают жить в последующих поколениях.

Все значение проблемы смерти состоит в том, чтобы решить проблемы, связанные с жизнью, понять, в чем смысл жизни. Как прожить свою жизнь так, чтобы не было чувства неудовлетворенности, ощущения ее ненужности.

Виктор Франкл, американский философ и психолог, выделяет 3 пути решения проблемы смысла жизни:

1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы);

2) с помощью того, что мы берем от жизни (в смысле переживания ценностей);

3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в силах изменить.

Соответственно он выделяет 3 группы ценностей:

1) ценности творчества;

2) ценности переживания;

3) ценности отношения.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, при этом ценность и смысл приобретает труд человека как вклад в жизнь общества, а не просто занятие. Из числа ценностей переживания выделяется любовь, обладающая богатым ценностным потенциалом. Любовь спасает и обязывает. Обязывает жить и украшать собой жизнь других людей. Антуан де Сент-Экзюпери писал, что мы все несем ответственность за тех, кого мы «приручили».

Современная наука об органической материи. Философское определение материи

Выделяя сферы бытия, мы неявно полагаем, что они образуют определенную целостность, единство. Идея такого единства приводит к представлению о некоторой общей основе существующего – субстанции.

Субстанция – философская категория, обозначающая внутреннее единство многообразия конкретных вещей. Учение, объясняющее единство мира, исходя из одной субстанции, получило название «философский монизм». Различают материалистический монизм (Фалес, Фейербах) и идеалистический монизм (Платон, Гегель). Согласно дуализму, мир образован двумя сосуществующими субстанциями – материальной и идеальной.

Структурность, движение, пространство и время – это атрибутивные характеристики материи. Мир, в котором мы живем и частью которого являемся, – это материальный мир. В домарксистком материализме субстанция материи понималась как некоторая праматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Вплоть до конца 19 в. материя рассматривалась как сумма чисто физических свойств: неделимости, непроницаемости, постоянства массы (Д. Толанд). Открытия в физике изменили прежнюю картину мира и понимание материи.

В 1895 г. немецкий физик Рентген открыл рентгеновские лучи.

В 1896г. Беккерель открыл радиоактивность солей урана.

В 1902 г. Резерфорд и Содди доказали, что радиоактивность – результат спонтанного распада атомов.

В 1897 г. английский физик Томсон открыл электрон.

В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, согласно которой при скоростях, близких к скорости света, меняются и масса, и пространственно-временная характеристика материальных объектов.

Таким образом, на рубеже 19-20 вв. физика переживала кризис, суть которого заключалась в лозунге: «Материя исчезла», т.е. исчезли свойства, которые приписывали ей. Для преодоления кризиса, философии нужно было дать новое определение понятию материи, которое бы не противоречило новым данным о ней. Таким определением, данным В.И. Лениным, является следующее:

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях.

Структура материи:

Неорганическая материя:?← физический вакуум ← элементарные частицы ← атомы ← молекулы ← макротела ← планетарные системы ← галактики ← метагалактика ←?

Органическая материя:? ← белковые и нуклеиновые молекулы ← одноклеточные организмы ← многоклеточные организмы ← популяции ← биоценоз ← биосфера ←?

Физический вакуум – это не пустота, а особое состояние материи, в нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с появлением и исчезновением виртуальных частиц (частиц, готовых к рождению, но не рождающихся, возникающих и исчезающих в короткие промежутки времени).

Вселенная – это весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный по форме, которую принимает материя в процессе своего развития.

Галактика – звездная система, к которой принадлежит Солнце, включающая 150 миллиардов звезд.

Метагалактика – часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам наблюдения. Она включает несколько миллионов галактик, возникла примерно 20 миллиардов лет тому назад в результате Большого взрыва и, как следствие, мы наблюдаем нестационарность Вселенной, то есть она расширяется.

Популяция – сообщество особей одного вида, связанных между собой общим генофондом.

Биоценоз – результат взаимодействий множества популяций между собой и окружающей средой.

Биосфера – сфера жизни.

 

Движение и покой. Классификация форм движения материи

Способом существования материи является движение. Движение – это изменение вообще. Движение выступает как взаимодействие и взаимная связь предметов и явлений. Движение невозможно без своей противоположности – покоя (устойчивости). Покой проявляется в факте существования различных структурных образований, объективных законов, которые суть устойчивые повторяющиеся связи. Без покоя, устойчивости не было бы и изменения, так как тогда нечему было бы изменяться. Материальный объект, мыслимый без движения (взаимодействия) – это объект, не имеющий структуры и свойств, то есть объект, лишенный возможности проявлять свое существование.

Принципы классификации форм движения материи:

1) Связь формы движения с определенной формой материи, то есть по материальному носителю.

2) Генетическая связь, то есть происхождение высших форм движения материи из низших форм.

3) Специфические законы.

Исходя из этого, различают 5 основных форм даижения материи:

1. Механическая – движение макротел.

2. Физическая (молекулярно-физическая, ядерно-физическая).

3. Химическая – движение атомов.

4. Биологическая – «движение» белковых и нуклеиновых молекул, т.е. жизнь.

5. Социальная форма движения.

 

Пространство и время как форма бытия материи

Пространство – это форма бытия материи, характеризуемая протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием. Время – это форма бытия материи, характеризующаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояния.

Общие свойства пространства и времени:

1. Объективность.

2. Всеобщность.

3. Абсолютность и относительность.

4. Бесконечность.

Специфические свойства пространства и времени:

 

Пространство Время
1. Обратимость 1. Необратимость
2. Трехмерность 2. Одномерность
3. Изотропность 3. Не является изотропным
4. Прерывность (дискретность) 4. Непрерывность

 

А. Пуанкаре различал пространство геометрическое и пространство представлений. Например: визуальное, тактильное, моторное пространство. Пространство представлений не является однородным, изотропным и трехмерным, оно аморфно. И форму ему сообщают те вещи, которые в нем находятся. Французский социолог П. Бурдье различает понятия физического и социального пространства. Социальное пространство – это структура рядоположенности социальных позиций, это «обитаемое» (или присвоенное) пространство. Например, школьное пространство, городское пространство. Социальное пространство определяется ансамблем подпространств или полей (экономическим полем, интеллектуальным и др.). Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически (например, постоянное место жительства).

Знание современных взглядов на сущность мира (материи, движения, пространства и времени) во многом определяет формирование научной картины мира и научного мировоззрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.