Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Государственные внебюджетные фонды




Государственные внебюджетные фонды — это государствен­ные фонды денежных средств, образуемые вне федерально­го бюджета, управляемые органами государственной вла­сти РФ и предназначенные для расходов:

• на социальное обеспечение по возрасту;

• социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в слу­чае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

• охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепле­ние доходных источников и, как правило, строго целевое исполь­зование средств.

В состав государственных социальных внебюджетных фон­дов РФ в настоящее время входят:

• Пенсионный фонд РФ;

• Фонд социального страхования РФ;

• Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования.

Перечисленные социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Они организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных социаль­ных выплат. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определя­ются соответствующими федеральными законами в соответствии с БК РФ. Средства государственных внебюджетных фондов на­ходятся в федеральной собственности, не входят в состав бюдже­тов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов вхо­дят бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов по пред­ставлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Рас­смотрению и утверждению подлежат:

• прогнозируемые в очередном финансовом году и плановом периоде доходы с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ;

• расходы в очередном финансовом году и плановом периоде;

• предельный объем дефицита бюджета государственного вне­бюджетного фонда и источники его финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде.

Основным доходным источником внебюджетных фондов являются страховые взносы ра­ботодателей и работников:

• в ПФР — на обязательное пенсионное страхование;

• ФСС — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

• ФФОМС и ТФОМС — на обязательное медицинское стра­хование.

Наряду с введенными страховыми взносами сохранились взно­сы на обязательное социальное страхование от несчастных случа­ев и профзаболеваний.

Объект обложения — выплаты и иные вознаграждения по тру­довым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые пла­тельщиками страховых взносов в пользу физических лиц, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исклю­чительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным догово­рам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Для организаций и индивидуальных пред­принимателей, производящих выплаты физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физиче­ского лица ограничена лимитом в сумме 415 тыс. руб. и подлежит ежегодной индексации начиная с 2011 г. С сумм, превышающих данный лимит нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Размер предельного годового за­работка будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы.

 

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

ПФР начал действовать с 1 января 1992 г. Это самый круп­ный из государственных внебюджетных социальных фондов, бюджет ПФР — второй по величине после федерального. Ос­новными задачами ПФР как самостоятельного финансово-кре­дитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством Доходы бюджета ПФР складываются из поступлений стра­ховых взносов (до 1 января 2010 г. — сумм ЕСН); средств феде­рального бюджета, передаваемых в ПФР в соответствии с зако­нодательством РФ; доходов от размещения временно свободных средств; доходов от временного размещения сумм страховых взно­сов на накопительную часть трудовой пенсии; сумм недоимки, пе­ней и финансовых санкций; добровольных взносов юридических и физических лиц.

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потери кормильца); пен­сий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионе­рам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; постра­давшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

В соответствии с Программой пенсионной реформы РФ с 1 ян­варя 2002 г. начала действовать смешанная система пенсионно­го обеспечения: установлены пенсии по государственному пен­сионному обеспечению, трудовые пенсии и негосударственные пенсии. На территории РФ введено обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, эко­номических и организационных мер, направленных на компен­сацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обяза­тельного страхового обеспечения. Страховщиком по обязательно­му пенсионному страхованию является ПФР. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед за­страхованными лицами.

Трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (диф­ференцированная часть, зависит от результатов труда конкрет­ного человека) и накопительной (формируется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Граждане сами могут выбрать, кому доверить накопительную часть — частным управляющим компаниям или государственной компании. Однако система не­коммерческих негосударственных пенсионных фондов и управ­ляющих компаний у населения большой популярностью пока не пользуется. По данным ПФР 85% пенсионных накоплений по умолчанию вложено в государственную управляющую компанию. На конец 2008 г. общая сумма средств пенсионных нако­плений, переданных из ПФР, превысила 354 млрд руб. и лишь 2,8% было доверено в управление частными компаниями. Однако пока пенсионные накопления дохода не приносят, убытки в ре­зультате инвестирования этих средств в 2008 г. составили 4 млрд 647 млн руб.1

Каждая из трех составных частей пенсии исчисляется и индек­сируется по-разному, что затрудняет понимание пенсионных из­менений для граждан, поэтому с 2010 г. в рамках реформирования пенсионной системы проводится объединение базовой и страхо­вой части пенсии и введение фиксированного страхового взноса в ПФР в размере 26%.

Граждане могут увеличить будущую пенсию вступив в Про­грамму государственного софинансирования. Если гражданин в накопительную часть своей будущей пенсии перечислит от 2 тыс. до 12 тыс. руб. в год, то государство внесет на его счет в ПФР та­кую же сумму. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 г. Она рассчитана на 10 лет с момента перечисления гражданином первого взноса.

Еще одной формой социальной поддержки государством на­селения является выплата материнского капитала. Материнский (семейный) капитал — это мера государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 г. появился второй ребенок. Сертификат на получение материнского капита­ла выдает территориальный орган ПФР. Материнский капитал ежегодно индексируется государством. Средства материнского капитала можно использовать на покупку или строительство жи­лья, на образование детей, на увеличение будущей пенсии мамы. Распорядиться средствами материнского (семейного) капита­ла можно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка. С 1 января 2009 г. средства или часть средств материнского капитала могут быть досрочно на­правлены на погашение кредита, взятого на улучшение жилищ­ных условий. Это можно сделать независимо от возраста второго ребенка.

С 2002 по 2009 г. вместо отчислений в ПФР соответствующие перечисления производились в федеральный бюджет. Переход с 1 января 2010 г. на новую систему формирования доходов ПФР и использование в 2011—2014 гг. пониженных тарифов страхо­вых взносов приведут к снижению поступлений в бюджет ПФР. В 2010 г. выпадающие доходы бюджета ПФР компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Совершенствование пенсионного обеспечения российских гра­ждан в 2010 г. предусматривает проведение валоризации. Вало­ризация — это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. Она коснется всех нынешних пенсионеров, а также росси­ян, работавших в любой период времени до 2002 г., по мере выхо­да их на пенсию. Трудовой стаж этих граждан по определенным формулам преобразуется в пенсионный капитал, с учетом кото­рого исчисляется размер пенсии. Валоризация предусматривает единовременное повышение на 10% страховой части пенсии тем, кто имел трудовой стаж в 1991—2001 гг. Дополнительно по 1% будет добавляться за каждый год советского трудового стажа (до 1991 г.). Предполагается, что у разных возрастных групп пен­сионеров пенсии увеличатся на суммы от 700 до 1700 руб.

На ПФР, начиная с 2010 г., возложена обязанность по контро­лю за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на пенсионное и бесплатное медицинское обеспечение.

 

Фонд социального страхования РФ (ФСС)

Обязательное социальное страхование — часть государствен­ной системы социальной защиты населения, спецификой которой является материальное обеспечение граждан, не участвующих в трудовом процессе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систе­му создаваемых государством правовых, экономических и орга­низационных мер, направленных на компенсацию или минимиза­цию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессио­нального заболевания, инвалидности, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступ­ления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному стра­хованию.

Действие обязательного социального страхование распростра­няется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя ра­ботой, и другие категории граждан, но только в случае, если за­конодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых по ступают на финансирование конкретных видов обязательного со­циального страхования.

Обязательное социальное страхование осуществляют стра­ховщики, создаваемые Правительством РФ, которое управляет системой обязательного социального страхования. Средства обя­зательного социального страхования являются федеральной го­сударственной собственностью, не входят в состав бюджетов со­ответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются федераль­ными законами в Государственной Думе РФ после внесения их на рассмотрение Правительством РФ.

Организация социального страхования предусматривает ис­пользование следующих понятий и терминов.

 

Страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование.

Тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, уста­новленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основани­ям (доходам) застрахованных лиц.

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, вле­кущее изменение материального и (или) социального по­ложения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязатель­ное социальное страхование.

Страховой случай — событие, представляющие собой реа­лизацию социального страхового риска, с наступлением ко­торого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательно­му социальному страхованию.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установ­ленных федеральными законами, — также и посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установ­ленных федеральными законами о конкретных видах обяза­тельного социального страхования.

Страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Средства обязательного социального страхования — денеж­ные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязатель­ного социального страхования.

Основной задачей ФСС является выплата страхового обеспе­чения по следующим видам социальных страховых рисков:

• необходимость получения медицинской помощи;

• временная нетрудоспособность;

• трудовое увечье и профессиональное заболевание;

• материнство;

• инвалидность;

• наступление старости;

• потеря кормильца;

• признание безработным;

• смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Субъектами обязательного социального страхования являют­ся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федераль­ными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случа­ях — выплачивать страховое возмещение, органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работаю­щие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечиваю­щие себя работой, или иные категории граждан, у которых отно­шения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обя­зательного социального страхования являются:

• страховые взносы;

• дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ;

• штрафные санкции и пеня;

• денежные средства, возмещаемые страховщикам в результа­те регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

• доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

• иные поступления, не противоречащие законодательст­ву РФ.

ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уп­латы (перечисления) страховых взносов и правильностью выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социаль­ному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Механизм формирования и использования преобладающей части средств ФСС позволяет свыше 70% средств оставлять в рас­поряжении плательщиков. Основную долю в расходах ФСС со­ставляет выплата различных видов пособий.

С 2010 г. изменились порядок расчета и величина пособий по обязательному социальному страхованию. Максимальный размер дневного пособия по временной нетрудоспособности оп­ределяется ежегодно расчетным путем: делением предельной базы для начисления страховых взносов на 365. Исходя из мак­симального размера дневного пособия и положенного работнику процента пособия в зависимости от стажа (стаж до 5 лет — 50%; стаж 5—8 лет — 80%; стаж более 8 лет — 100%) определяется посо­бие по временной нетрудоспособности. Пособие по беременности и родам составляет 100% максимального размера. Размер месячно­го пособия по уходу за ребенком до полутора лет определяется пу­тем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Максималь­ный размер не может превышать суммы, исчисленной делением предельной базы для начисления страховых взносов на 12 меся­цев и умноженной на 40% (в 2010 г. это 415 тыс. руб.: 12 мес. х х 40% = 13 833,33 руб.).

Таковы основные положения и методики формирования и рас­ходования средств ФСС.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.