Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Старение автомобилей и их составных частей. Старением называется процесс необратимого изменения его свойств и (или) состояния, обусловленного структурными превраще

Урок 1,2

 

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ АВТОРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

 

Старением называется процесс необратимого изменения его свойств и (или) состояния, обусловленного структурными превраще­ниями, химическими изменениями в материалах, из которых изготов­лены детали, а также постепенным накоплением в элементах конст­рукции автомобиля микро и макро повреждений при эксплуатации.

Процессы старения всегда связаны со временем.

При эксплуатации автомобиля имеют место физическое изна­шивание деталей, потеря усталостной прочности их материала, происхо­дят изменения, связанные с коррозией, потерей жесткости, структурные изменения и химические превращения в металлах, потеря некоторых свойств (например, упругости, пластичности и др.).

В связи с этим необходимо знать законы старения, устанавливающие зависимость повреждений от времени. Например, толщины изношенного слоя, остаточного прогиба при деформации детали, площади или глубины повреж­денного коррозией слоя в зависимости от наработки. Использование этих закономерностей позволяет прогнозировать потерю рабо­тоспособного состояния автомобилем и его составными частями. Старение детали происходит в результате воздействия нескольких разрушительных процессов и является результатом воз­действия большого числа факторов.

Изнашиванием называется процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной де­формации при трении, проявляющийся в постепенном измене­нии размеров и (или) формы тела. Износ является результатом изнашивания и определяется в установленных единицах (толщи­ны слоя, объема, массы).

Процесс изнашивания обычно происходит в три стадии. На ста­дии 1 (рис. 1.1) идет приработка сопряженных поверхностей дета­лей, занимающая небольшой отрезок времени /„• При этом износ h

Рис. 1.1. Зависимость износа h и ско­рости dh/dt изнашивания от времени работы

изменяется нелинейно, скорость изнашивания вы­сокая, но постепенно убывает. Стадия // являет­ся наиболее продолжи­тельной и характеризует­ся стабильностью процес­са. Скорость изнашивания в этом случае небольшая и постоянная. Стадия III— ускоренное изнашивание, характеризующееся резко возрастающей скоростью изнашивания. Причиной этого является изменение условий тре­ния из-за изменения размеров и формы трущихся поверхностей.

 

Деформация детали может быть обратимой (упругой) и необра­тимой, т. е. остаточной. Если возникающие напряжения в материале детали меньше предела его упругости, то будет иметь место главным образом упругая деформация. Однако упру­гая деформация может сопровождаться и остаточной деформаци­ей, например, при повышенных температурах. Остаточная де­формация изменяет размеры и конфигурацию детали, что приводит к снижению долговечности двигателя в целом.

 

Разрушение приводит к полному расчленению детали. Разруше­ния бывают вязкими, хрупкими и усталостными.

Вязкое разрушение происходит от касательных напря­жений вследствие значительной пластической деформации. Плос­кость разрушений расположена под углом к направлению прило­жения нагрузки и совпадает с направлением действия касатель­ных напряжений.

Хрупкое разрушение происходит под действием нормаль­ных напряжений. Ему предшествует незначительная пластическая деформация, и плоскость разрушения оказывается перпендикуляр­ной направлению приложения нагрузки

Усталостное разрушение деталей является результатом многократного приложения нагрузок и происходит при напряжени­ях, значительно меньших, чем в случае однократного нагружения.

Коррозия представляет собой разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с корро­зионной средой.

Эрозия и кавитация возникают при действии на металл потока жидкости, движущейся с большой скоростью. На поверхностях де­талей образуются пятна, полосы, вымоины. Таким повреждениям подвергаются детали си­стемы охлаждения двигателя, крылья кузова, воспринимающие со стороны колес поток воды, песка и мелких камней. Кавитационное повреждение металла происходит тогда, когда нарушается непрерывность потока жидкости и образуются кавитационные пу­зыри. Такому разру­шению часто подвергаются детали системы охлаждения двигате­ля, гильзы цилиндров, посадочные пояски блоков цилиндров под гильзу, патрубки и др.

 

Предельным состоянием автомобиля и его составных частей на­зывается состояние, при котором их дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстанов­ление их невозможно или нецелесообразно. Так, например, необ­ходимость смены масла в картерах агрегатов связана с достижени­ем маслами предельного состояния при изменении их смазываю­щих свойств; выполнение регулировочных работ обусловливается достижением предельных зазоров в сопряжениях; замена или ре­монт детали диктуется износом хотя бы одной ее рабочей поверх­ности до предельного размера.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Надежность автомобилей и их составных частей. Надежность — свойство объекта сохранять во времени в уста­новленных пределах значения всех параметров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.