Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические основы занятий по физической культуре и спортивной тренировке




Занятия физическими упражнениями и спортивная тренировка с физиологических позиций являются источниками активной адаптации т. е. приспособления человека к интенсивной мышечной деятельности, позволяющей ему развить большие мышечные усилия и выполнять работу большой интенсивности и длительности. Эта адаптация касается, прежде всего, процессов регуляции и координации многих функций организма со стороны нервной системы при выполнении физических упражнений и сопровождается глубокими биохимическими, морфологическими и функциональными перестройками в организме, ведущими к повышению его работоспособности. Изменения, происходящие под влиянием физических упражнений и спортивной тренировки, распространяются на все ткани и органы: кровь, костную систему, сердце, печень, ЦНС и др. В процессе тренировок повышается сопротивляемость клеток и органов к изменениям внутренней среды.

В зависимости от мощности, продолжительности и структуры выполняемых физических упражнений в различных видах спорта возникают специфические физиологические реакции, обуславливающие формирование и совершенствование необходимых двигательных навыков, качеств и повышение функциональных возможностей систем организма. Физиологические основы формирования двигательных навыков заключаются в том, что на первоначальном этапе обучения спортивным движениям в ЦНС образуются нестойкие временные связи между нервными центрами, регулирующими деятельность различных мышц и органов. В дальнейшем эти связи дифференцируются и закрепляются.

Формирование двигательного навыка принято делить на три стадии:

1. Первая стадия характеризуется тем, что при изучении нового упражнения физические движения плохо координированы и в техническом плане малоэффективны. Правда, если новое упражнение выполняет опытный спортсмен, то эта фаза приобретение навыка отсутствует.

2. В основе второй стадии формирования навыка лежит концентрация возбуждения в определенных центрах нервной системы.

3. Третья стадия формирования двигательного навыка – это раскрепощенность движений, высокая степень их координации и стабилизации.

Многократное выполнение упражнений в строго определенном порядке вырабатывает динамический стереотип. Выработка динамического стереотипа требует длительных кропотливых тренировок. Стабильность выполнения двигательных навыков теснейшим образом связана со степенью овладения ими. Как и другие условные рефлексы, двигательные навыки, в начале, недостаточно устойчивые, но в дальнейшем становятся все более и более стойкими. Чем проще навыки по своей структуре, тем они прочнее усваиваются. После прекращения систематических занятий физическими упражнениями и спортом навык ухудшается. Что же касается физиологических изменений в организме при воспитании двигательных качеств, то следует отметить, что под влиянием тренировки, направленной на развитие скоростно-силовых качеств в организме происходят морфологические, биохимические и функциональные изменения, прежде всего в нервной системе и опорно-двигательном аппарате. В результате ЦНС может мобилизовать большее количество мышечных волокон тех групп мышц, которые осуществляют необходимое усилие; увеличивается подвижность, нервных процессов, что обуславливает, с одной стороны, более быстрое включение этих мышц в работу, а с другой – более быстрые переходы от сокращения к расслаблению; повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, что ведет к улучшению координации сокращения и расслабления мышц-антагонистов, длительное время сохраняется их работоспособность.

Физиологические основы развития выносливости заключаются в степени развития дыхательной и ССС. Эти две системы в основном обеспечивают непрерывную доставку кислорода к работающим мышцам, повышая кислородную емкость крови. Если кислорода недостаточно, в мышцах образуется молочная кислота, которая начинает поступать в кровь, изменяя ее физические и химические свойства, что снижает длительность работы мышц. Все остальные качества, такие как, ловкость, гибкость, прыгучесть рассматриваются как вторичные качества, зависящие в основном от комплексного развития таких качеств, как сила, быстрота, выносливость и одновременно от состояния ЦНС. Взаимосвязь силы, быстроты и выносливости определяется общностью некоторых физиологических механизмов, в результате чего даже при направленном развитии какого-либо из двигательных качеств совершенствуются остальные. Следует отметить, что выносливость является базовым для развития всех других качеств и требует к себе наибольшего внимания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.