Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические правовые учения в Западной Европе 14 – 16 вв




1. Общая характеристика политической идеологии возрождения

2. учение Макеавеле

3. политические идеи Реформации

4. учение Жана Бадена

5. Политико-правовая идеология утопического социализма

 

Вопрос 1.

В 14-15 веках создаются независимые национальные государства. Только Италия и Германия продолжали быть раздробленными. Политическая система Италии очень напоминала Древнюю Грецию (полисная система). Эти явления имеют буржуазную направленность. Термин Возрождение означает возобновление в политической жизни тех основ античности, которые были присущи тому времени. Комплекс перемен как развитие буржуазных отношений, кризис католицизма, формирование антисхаластического и гуманистического типа мышления. Меняется соотношение понятий государство и личность. Теперь государство для личности, а не как было до этого. Все определяется личными качествами человека, служение общему благу. Все чаще под этим понимается идея республики, соблюдение законов которые согласуются с естеством человека. Происхождение государства путём общественного договора.

 

Вопрос 2.

1469-1527годы
Родился в семье юристов. Писал не только политические трактаты, участвовал в политической деятельности (секретарь совета 10). Создал энциклопедическую по своей сути теорию. Он отразил то, что было реально в Италии.

Против тирана зреет заговор. Когда власть переходит к сыновьям аристократа, аристократия превращается в олигархию.

Разрушив олигархию, люди устанавливали демократию.

Власть народа – самая недолговечная форма правления. Она могла существовать некоторое время, пока не угасло основавшее его поколение и то только потому, что вначале всякий государственный порядок пользуется уважением.

демократия – непрочный порядок, где ни частное ни общественное не пользуется уважением и все наносили друг другу множество обид.

После демократии люди снова приходят к монархии.

Однако они редко возвращаются к тому, из чего вышли, так как у них редко сохраняются силы, чтобы пройти все это еще раз, не погибнув.

Форма правления зависит от соотношения борющихся сил в государстве.

Существует два разнообразных направления: народ стремиться не быть теснимым знатными гражданами, а аристократы стремятся как можно крепче завладеть властью и угнетать народ. В результате в государстве преобладает либо верховная власть, либо свобода или анархия.

Вражда между народом и властью носит вечный характер, поскольку народ хочет жить по законом, знать стремится править и повелевать, поэтому согласие между ними невозможно.

Политический идеал – умеренная республика.

Равновесие основных сопреничающих партий вследствие чего создается подходящие условия для жизни народа.

Монарх, захвативший власть, прежде всего должен создать социальную опору.

В правильном государстве народ не должен быть угнетен, народ составляет большинство и хочет немногого. Правителю не надо рассчитывать на больших людей, так как их ненасытные аппетиты приведут к борьбе с правителем.

Принципат – единовластие и диктатура одного правителя.

Единовластные государства могут быть смешанными, с унаследованными и присоединенными территориями.

Успех объединения государства зависит прежде всего от сходства культур народов.

Нужно учитывать два обстоятельства:

- искоренить род прежнего правителя

- сохранить прежние подати и законы.

Два принципа объединения страны:

1. Принадлежность к одной культуре

2. Достижение полного единовластия путем уничтожения суверенных правителей.

Организация власти:

1) Правление в окружении поставленных правителем слуг

2) Правление в окружении представителей древних родов.

Государства, не знавшие свободы, которые управлялись под властью одного правителя, лучше поддаются управлению. Знавшие же свободу, очень трудны в управлении.

Республика – это лучшая форма правления тогда, когда государство будет едино.

Лучшие правители те, которые приобрели власть личной доблестью.

Государь в случае конфликта между моралью и благом государством должен выбирать преимущественно последнее.

Правитель всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление: по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.

Поскольку нужно создать новые порядки, правитель прежде всего должен рассчитывать на силу.

Диктатор должен насильно объединять феодалов, установить равенство и свободу, насильно.

Человек, желающий быть во всех отношениях чистым и честным неизбежно должен рано или поздно погибнуть среди бесчестного большинства.

Правитель должен видеть действительный порядок вещей, а не воображаемый.

Князь должен быть скорее скуп, нежели щедр, ибо щедрость обращается в тяжесть для народа, скупость обращается в казну.

Правителя должны скорее бояться, нежели любить. Любовь непостоянно, чаще всего оскорбляют тех, кого любят, нежели того, кого боятся, страх – чувство постоянное, любовь уступает место другим влечениям.

Князь должен быть и человеком и зверем: опираться на законы, заимствовать качества льва и лисицы, ибо лев беспомощен против сетей, а лисица против волков. Необходимо быть лисицей, чтобы распознать западню и львом, чтобы устрашать волков.

Расстояние между тем как люди живут и тем как должны жить, так велико, что люди делают хуже, когда хотят сделать лучше.

По тому, кто окружает правителя, можно распознать ум правителя. Прежде всего правителя должны окружать правдолюбцы, и необходимо избегать льстецов.

Идеальный государь – это реформатор, лицедей, который меняет маски, но никогда не отклоняется от одной цели – объединения страны.

Макиавелли показал, что важнейшую роль в государстве играет политика, а в политике важнейшую роль играет соотношение борющихся сил в стране.

 

Вопрос 3.

В 14 – 15 веках термин «реформация» фигурировал у идеологов, которые говорили необходимости совершенствования.

Пик реформации – 16 век в Германии.

Провозглашалась идея свободы от церкви.

Подвергали критике догматы о спасающей роли церкви в государстве.

«По какому праву Папа полагают нам законы? Я говорю, ни Папа, ни епископы не имеют права установить ни единую букву над крестьянином, если не будет на то его согласия».

Был выдвинут протестантский догмат о спасении личной веры. То есть христианин дожжен блюсти только правила священного писания, а не постов церкви. Все остальные церковные законы отрицаются.

Протестантизм – публично доказывающий.

М. Лютер 1483 – 1546 гг жизни. В 1517г выступил с 95 тезисами в Лютенберге, отрицающими основные догматы католической церкви.

Тогда революция зародилась в мозгу простого монаха.

М. Лютер выступает с критикой Папы: «Антихристное правление Папы разрушится…»

Реформаторы отвергали монастыри, духовные законы, учения, которые были признаны церковью.

Основная идея Лютера о двух царствах: духовном и земном. Устанавливает четкие границы между светским и духовным.

Задачи духовного царства: сохранение порядка, носителями являются проповедники. Основное средство пропоевдь, слово.

Светского: гарантии правовой безопасности, поддержание порядка, носители – государство. Основное средство – меч.

Наивысший авторитет – авторитет Бога.

Мир состоит не из настоящих христиан, а из грешников, иначе не нужно было бы ни князей, ни законов.

Важнейшая цель государства – обеспечение христианской жизни.

Так как государство создано силой порока людей, оно должно управляться силой меча, но государство не должно выходить за определенные рамки.

Против навязывания веры.

Земные государства даруют мир, законы, которые идут на благо всех людей, поэтому послушание всех людей обязательно.

Мятеж запрещен христианским богом не только в поступках, но и в мыслях.

Мятеж не рационален, так как вся тяжесть падает на невиновных.

Лютер против радикальных способов и средств протеста.

Идея всеосвещенства базируется на понимании того, что все христиане равны перед Богом и только по профессиональной деятельности один человек отличается от другого.

Игнатий Лаева: «Если церковь осуждает то, что нам кажется делом черным, мы должны немедленно признать это».

Появляется разновидность протестантства – Лютеранство.

Основной источник веры – священнописание.

Томас Мюнцер. 1490 – 1525 гг жизни.

Произведение – Статейное письмо, 12 статей.

Основные идеи – единое христианское государства, объединив германские земли.

Народ является носителем власти в государстве.

Путь к такому порядку – путь революции.

Установление поголовного имущественного равенства.

Жан Кальвин 1509 – 1564 гг жизни.

Работа – наставление к христианской вере.

Основное положение – догмат к единой вере, жизнь предопределена. Одних бог определил к спасению, других к погибели.

Основной догмат – долг человека целиком посвящать себя профессии.

Пропаганда духа буржуазной бережливости.

Общины. Во главе старшины, которые избирались из богатых люде. Проповедники – исполняли служебные духовные обязанности.

Всякая власть в государстве – божественная. Граждане должны неукоснительно выполнять все повеления властей.

Кальвинизм – одна из разновидностей протестантизма.

Культы протестантизма:

- труда

- предприимчивости

- ответственности за свое будущее.

Протестантизм был созвучен эпохи капитализма.

Англиканство – разновидность протестантизма в Англии после революции.

В Англии главой церкви является король.

 

Вопрос 4.

Жан Баден. 1530 – 1596 гг жизни

Ввел абсолютизм во Франции.

Один путь – компромисс, путь к веротерпимости.

Был противником всяческого насилия в вере. Нет ничего более опасного для государя, чем попытка пустить в ход против своих подданных силу, когда нет уверенности, что она приведет к цели.

Основное произведение – «Шесть книг о государстве».

Термин «республика» для обозначение государства независимо от формы правления.

Первоначально возникает общество, на основе семейных отношений.

Основная цель общества – стремление к спокойной, удобной жизни, принимает характер общего интереса и создается в результате добровольного соглашения.

Еще один путь возникновения государства – путем насилия.

Общество разрастается в общество политическое.

Использует патриархальную теорию возникновения общества. А государство возникает либо путем договора, либо путем насилия.

Для разграничения понятий общества и государства использует описание понятия народа. Народ – это структурированная общность семей, связанная с единством языка, религией, культурой и обычаем.

В отношении народа используются горизонтальные связи, в отношении государства – вертикальные.

Особенность теории происхождения государства – что оно возникает из общества.

Семья – есть справедливое управление несколькими лицами под властью одного или нескольких глав семейств и теми вещами, которые находятся в собственности последних.

Семья – это источник и начало каждого государства.

Семья или род – истинное подобие государства.

Государство – это правовой способ управления многими семьями и тем, что им принадлежит сообща.

Цели создания государства – поддержание внутреннего мира, справедливости, социальной гармонии и защиты от гнева богов.

Власть в государстве, как и в семье, может быть организована только с помощью управления.

Управление:

- супружеское

- родительское

- господское.

Рабство развращает человека, оно противно человеческой природе, выступает за постепенную отмену рабства.

Защищает институт частной собственности. Считает, что именно она цементирует основу семьи, укрепляя государство.

Суверенитет – постоянная абсолютная власть государства.

Преграды для суверенной власти: природа, Бог, семья, статус ее члена.

До него государственный суверенитет понимался исключительно как полновластие государя в законодательной власти.

Суверенитет по Бадену – это верховная абсолютная и полная власть государя над гражданами и подданными в государстве.

Суверенный правитель является посредником и выразителем воли государства.

Источником власти является государство, суверенный правитель исполняет волю народа.

Основные полномочия суверена:

1. Издание закона

2. Публичность – распространение на все общество в целом, в отличае от власти отца или магистрата

3. Заключать мир, объявлять войну

4. Назначать судей

5. Устанавливать и взимать налоги.

К частно-правовой сфере относятся: частная собственность, семья и статус ее члена, мир, правопорядок, справедливость человеческого общения, воздаяние.

Единственным носителем верховной суверенной власти может быть только суверенный правитель.

Формы правления:

1. Монархия – власть в руках одного правителя.

2. Аристократия – меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще инад каждым в отдельности

3. Демократия – государство, где все или большая часть граждан, как бы они не были организованы обладают верховной властью над всеми.

Причины и факторы нестабильности форм правления:

- поляризация общества

- неравномерность богатства.

Чтобы стабилизировать общество, нужно бороться с расслоением законами против ростовщичества, пересмотреть законы о наследовании. Закрепить средний класс, не допустить резкого обнищания народа.

Идея отделения церкви от государства. Поступая так, государь не только избегает народных волнений, смут и гражданской войны, но и открывает путь к вратам спасения заблудших подданных.

Форма правления зависит от исторических условий проживания народов.

Политический идеал – наследственная монархия.

Демократия и аристократия – лишь этапы на пути к монархии.

Достоинства демократии: стремление к равенству, справедливости – скоро оказываются недостатками правления. Демократические начала подрывают саму власть. Демократия и власть вообще не сочетаемые термины.

При демократии, когда все стремятся к власти, никто не хочет подчиняться, а это противоречит власти.

Толпа не любит все то, что возвышается над ее уровнем, она всегда испытывает неприязнь к уму, знатности, богатству, носителем этого является меньшинство.

По мнения Бадена, аристократия также неустойчивая форма правления. Уязвимость в коллегиальности правления. Раздоры в аристократическом семействе, аристократ остается один на один с ненавидящим его народом.

Монархия более всего отвечает суверенной власти, неделимости власти. Идеализирует законную или королевскую монархию.

Законная монархия – это такое государство, в котором подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, повинуются законам монарха, а монарх законам божественного и естественного.

Три вида справедливости: арифметическая (поровну), геометрическая и гармоническая (сотрудничество демократов и 3 сословия).

Это лучшая форма правления, не как временное правления, а как форма правления на все времена.

За республиканским понятием государства скрывается как раз антидемократическая, монархическая форма правления.

Политический идеал сориентирован на Францию, создающую тогда единое государство.

Впервые разграничил власть на публичную и частно-правовую.

Теория Бадена содержит многие идеи буржуазного государства.

 

Вопрос 5.

Идеология утопического социализма.

Т. Мор и Т.Компанелла.

Т. Мор. 1516г – написал книгу «Утопия» (переводится – место, которого нет)

Родился в Лондоне в семье богатого горожанина. Воспитание в доме политического деятеля. Становится знаменитым адвокатом. В 26 лет становится членом английского парламента, выступает против политики короля Генриха 7, который предложил увеличить налог на имущество, что привело к опале.

1518 г – поступил на службу к королю Генриху 8.

1532 г – отказался от полномочий лорда-канцлера. Обвинен в гос измене.

В июне 1535г казнен.

Основная цель – показать положение Англии, дать определение государства.

Перечисляет пороки, присущие Англии: внутренняя и внешняя политика, политика огораживания – когда все земли отбирались у крестьян и использовались под пастбища.

Общая причина бедственного положения народа – господство частной собственности.

Государство представляется не чем иным, как заговор богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выводах. Отрицается сама мысль о реформах.

Для того, чтобы облегчить положение народа, необходимо уничтожить институт частной собственности.

 

На острове Утопии нет частной собственности, нет денежного обмена, основу составляет семейный труд, провозглашается принцип всеобщего обязательного труда в сфере производства. Происходит постоянный обмен труда между городом и селом.

В противовес Платоновскому государству, Т. Мор не только сохраняет семью, но и делает ее ячейкой общества.

В семье царят патриархальные нравы, супружеская неверность наказывается уголовным наказанием, развод возможен только по воле государства.

Т.Мор допускает рабство осужденных. Военнопленных, которые должны заниматься неприятным трудом.

В государстве Утопии четко ограниченное число людей, чтобы всем хватало средств пропитания.

Все произведенное в этом государстве, является достоянием общества, то есть все необходимое граждане должны получать на общественных рынках.

Формы распределения:

- по закому

- по принципу арифметического равенства.

Возможно только при полном отсутствии социального паразитизма.

В центре концепции – общность производства, а у предшественников – общность потребления.

Идеи, вошедший в марксизм: отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, распределение по потребностям.

Томазо Компанелло 1568 – 1639 гг жизни. Уроженец Италии. В юныегоды вступил в монашеский орден доминиканцев.

Был арестован за заговор против Испании, приговорен к пожизненному заключению, просидел 17 лет в тюрьме.

Работа «Город солнца».

Идеи: отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, общественная организация труда и распределения, трудовое воспитание граждан. Труд занимает 6 часов в день, остальное время жители должны посвящать спорту, культуре, образованию.

Герой труда – тот, кто освоил больше всего ремесел.

Большое значение распределения общественного продукта поровну.

Деньги должны использоваться только для внешней торговли, дети должны воспитываться государством.

Общество – это общество людей, которые равны в экономическом и политическом аспекте.

Верховный правитель – это мудрый философ и первосвященник сразу.

Судьи – должностные люди, совмещают учительство, духовенство, обладают авторитетом.

Устройство государства:

- первосвященник (несменяемый верховный правитель)

- три помощника: кон (военное дело), син (искусство и наука), мор (медицина и деторождение)

- совет

Существует равенство всех перед судом, который не отделен от администрации, поощряется доносительство граждан, законы просты, наказания: вечевание, выговор, отказ от трапезы.

Существует смертная казнь, которую исполняют сами жители.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.