Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кредитная и инкассационная политика предприятия




Основная модель управления запасами (определение оптимального размера заказа)

q ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ определить размер заказа, при котором затраты, связанные с оборотом запасов сырья и материалов, будут минимальны.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МОДЕЛИ

• Потребность в запасах постоянна и определенна

• Цены на запасы не изменяются значительно

• Время поставки равно нулю

• Отсутствие запасов на складе не допустимо

• Весь объем заказа поставляется одновременно

• Заказы на разные виды запасов осуществляются независимо друг от друга

Оптимальный размер заказа (ОРЗ) – это такой объем покупки, при котором суммарные затраты на хранение и выполнение заказов минимальны (рис.1.3).

Рис. 1.3. Определение оптимальной партии заказа

 

Суммарные затраты минимальны тогда, когда затраты на хранение равны затратам на выполнение заказов:

, (1.5)

Из уравнения (1.5) определяем оптимальный размер заказа и совокупные расходы на заказ:

(ОРЗ)== , (1.6)

TC å = (1.7)

•При уменьшении стоимости выполнения заказа (Col) OP3 уменьшается, а частота выполнения заказов увеличивается.

•При увеличении стоимости хранения (Ch) OP3 уменьшается, следовательно, необходимо снизить средний объем запасов на складе.

•Увеличение потребности в запасах (D) приводит к увеличению OP3.

q ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА (время поставки не равно нулю)

При ненулевом времени поставки возникает проблема - когда размещать заказ для того, чтобы избежать отсутствия запасов на складе.

ТОЧКА ПЕРЕЗАКАЗА - уровень запасов на складе, при котором заказывается новая партия товара - равна потребности за время поставки.

Если для получения заказанной партии продукции необходимо время поставки Тп дней, а Тц - цикл потребления запасов, то заказ следует размещать в момент времени Тц - Тп. С другой стороны, для удовлетворения спроса за время поставки необходим запас продукции в размере (D/365)*Тп. В этом случае закачанная партия будет получена в момент, когда запасы исчерпаются (рис.1.4).


 

Рис. 1.4. Динамика запасов без учета страхового запаса

 

Пример: ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА (пример расчета и анализ чувствительности), используем формулу (1.7)

Рассчитаем (ОРЗ) для следующих условий:

Годовая потребность (D) 10000шт.
Стоимость выполнения 1 заказа (Col) 50 000 руб.
Стоимость покупки единицы запасов (Р) 50 000 руб.
Стоимость хранения 1 руб. запасов за год (Ch) 0,5 (50%)

Количество заказов в год = 10000/200 =50.

Рассмотрим динамику роста суммарных затрат по приобретению и хранению запасов в зависимости от размера заказа (рис.1.5).

Рис. 1.5. Зависимость суммарных затрат от размера заказа.

q ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА (принятие решения при скидке)

Постановка задачи. Поставщик сырья предлагает вам скидку на закупаемый товар с условием, что объем одного заказа будет больше какой-то величины. Всегда ли выгодно принимать предложение поставщика о скидке с таким условием? Для решения данной задачи необходимо найти такой размер заказа, при котором суммарные затраты, с учетом закупочной стоимости, будут минимальны, причем размер этого заказа не обязательно должен быть равен оптимальному размеру заказа.

Введем дополнительные обозначения:

Qb - минимальный возможный размер заказа при скидке; d - размер скидки (например: d=0.l - скидка 10%)

ТС - суммарные затраты, включающие в себя затраты на хранение, затраты на выполнение заказов и суммарные переменные затраты.

Если цена единицы продукции постоянна, то на уровень оптимального заказа она влияния не оказывает. Другое дело, если на большие партии продукции поставщик устанавливает скидку. Тогда кривая общей стоимости запасов, включая цену покупки, будет смещаться, как показано на рис. 1.6, б.

Если минимум кривой не включается в интервал скидки, то эта точка уже не является оптимальным размером заказа. Чтобы найти оптимальный размер заказа, необходимо пересчитать общие затраты на запасы, включая цену продукции для начального значения количества ql, q2 каждого из интервалов скидки, и выбрать наименьшие (рис. 1.6, а).

 
 

 


Рис. 1.6. Зависимость суммарных затрат от размера заказа

 

Алгоритм решения:

Шаг1. Рассчитать оптимальный размер заказа Qîïò(d) при наличии скидки.

Шаг2. Сравнить Qopt(d) и Qb. Если Qopt(d) >= Qb, тогда предложение поставщика выгодно и Qopt(d) самый выгодный размер заказа.

Если Qopt(d) < Qb, то переходим к шагу 3.

ШагЗ. Вычислить суммарные затраты для ОРЗ без учета скидки по формуле:

, (1.8)

где Р – стоимость покупки единицы запасов.

Вычислить суммарные затраты для минимального возможного размера заказа с учетом скидки.

(1.9)

Если ТС1 < TC2 тогда предложение по скидке невыгодно.

Если ТС1 > TC2 тогда предложение по скидке выгодно и оптимальный размер заказа равен Qb.

Данный алгоритм можно легко логически расширить для случая, когда вам предлагают несколько вариантов скидок с различными граничными условиями, важно помнить, что наиболее выгодный размер заказа будет равен или одному из оптимальных размеров заказов или одному из граничных условий.

q ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА (принятие решения при увеличении цены )

Постановка задачи: Вы узнали, что цена на комплектующие, которые вы закупаете завтра, возрастет. Сегодня вы делаете закупку этих комплектующих и перед, вами стоит задача: каков должен быть эффективный размер сегодняшнего заказа Qэф для того, чтобы найти оптимальное соотношение между возросшими затратами на хранение и экономией в связи с повышением цены (рис.1.7)?

 
 


Рис. 1.7. Определение оптимального размера заказа при увеличении цены

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ:

• Затраты на хранение каждой дополнительной единицы в заказе будут увеличиваться, так как возрастает время, которое она пролежит на складе (мы предполагаем, что потребность в запасах не изменяется).

• Период времени, который дополнительная единица будет находиться на складе, равен t=Q/D, где Q - размер заказа; D - потребность в запасах.

Затраты на хранение дополнительной единицы Chl(t) определяются по формуле:

, (1.10)

где Сh1 – затраты на хранение единицы запасов по старой цене.

Размер заказа мы будем увеличивать до тек пор, пока затраты на хранение Chl(t) äëÿ дополнительной единицы не превысят увеличение цены.

Уравнение (1.10) характеризует предел, до которого выгодно увеличивать размер заказа.

Для Q+1-ой единицы заказа затраты на хранение превысят экономию, связанную с покупкой единицы по старой, более низкой цене.

Если Qэф < Qопт, тогда размер заказа равен Qопт.

Qэф, (1.11)

где Qэф. – эффективный размер заказа при повышении цены.

q ОПТИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАКАЗА (комбинированный заказ)

Постановка задачи: Часто бывает, что мы покупаем у одного и того же поставщика несколько наименований товара. Как правило, если мы заказываем одновременно несколько наименований, мы имеем экономию затрат на выполнение заказов, так как в один заказ включаем несколько элементов. Как рассчитать при этом оптимальные размеры заказов и частоту их возобновления. Выгодно ли комбинировать заказы или лучше заказывать все материалы отдельно.

Оптимальная частота заказов (Nопт) при комбинированном заказе определяется по формуле:

(1.12)

Планируемый объем отгрузки в рублях «V» по себестоимости равен:

, (1.13)

Для нескольких наименований объем отгрузки в рублях по себестоимости будет равен:

, (1.14)

Таким образом, рассчитав D*P для нескольких наименований и определив стоимость выполнения комбинированного заказа (А), мы можем рассчитать (Nопт) – оптимальную частоту заказа. Зная Nопт, мы можем рассчитать оптимальный размер заказа для каждого наименования заказываемого товара по следующей формуле:

Q1=D1/Nопт; Q2=D2/Nопт; Q3=D3/Nопт и т.д., (1.15)

Для определения эффективности комбинированного заказа необходимо сравнить суммарные затраты для комбинированного заказа и для независимых заказов при оптимальных размерах заказов.

6. Управление дебиторской задолженностью

Экономические условия и кредитная политика фирмы оказывают основное влияние на уровень дебиторской задолженности фирмы. Контролю подлежит соотношение увеличения спроса на продукцию, уровня оплаты и затрат на содержание дополнительной дебиторской задолженности Переменные, в значительной степени определяющие средний период взыскания задолженности и долю потерь по безнадежным долгам: сущность дебиторской задолженности, продолжительность срока кредитования, скидку и инкассационную программу фирмы.

1) Коммерческий кредит

Предоставление коммерческого кредита дебиторам происходит, когда имеются:

• затраты из-за расширения отдела сбыта, увеличения объема технической работы, в том числе проверки дополнительных счетов, и обслуживания дополнительного объема дебиторской задолженности. Предположим, что эти затраты вычитают из прибыли, получаемой от дополнительных продаж для того, чтобы определить объем чистой прибыли для расчетных целей;

• другие затраты влечет за собой увеличение вероятности потерь по безнадежным долгам. Для начала предположим, что потерь по безнадежным долгам нет;

• наконец, существует возможность возникновения затрат, связанных с дополнительной дебиторской задолженностью, в результате: 1) увеличившегося объема продаж и 2) увеличившегося среднего периода возврата.

Если новых потребителей привлекают смягченные нормативы кредитоспособности, возврат задолженности этих покупателей, вероятно, будет происходить медленнее, чем возврат задолженности нынешних покупателей. Кроме того, более свободное расширение.кредита может побудить нынешних покупателей быть менее добросовестными в отношении своевременности оплаты своих обязательств.

а. Пример торговой скидки.

Для определения величины прибыли от более свободных условий мы должны знать, какова прибыль от дополнительных продаж, дополнительный спрос на нашу продукцию, увеличившаяся продолжительность среднего периода возврата и необходимая прибыль на инвестированный капитал.

Предположим, продукция фирмы продается по цене 10 руб. за единицу, из которых 8 руб. представляют собой переменные расходы до налогообложения, включая расходы отдела по работе с дебиторами. Фирма работает не на полную мощность, и увеличение объема продаж может произойти без какого-либо роста постоянных расходов. Поэтому предельная прибыль на каждую дополнительную единицу реализованной продукции - это разница между продажной ценой и переменными производственными расходами на единицу продукции, или 10 руб. - 8 руб. = 2 руб.

Сейчас годовой объем продаж в кредит достигает уровня 2,4 млн руб. и нет глубинных изменений в объеме этих продаж. Фирма может снять ограничения с кредита, в результате чего срок задержки в оплате для новых покупателей будет составлять в среднем 2 месяца. Предположим, что нынешние покупатели не изменят своих платежных обычаев. Ожидается, что увеличение периода кредита увеличит объем реализации на 25%, т. е. до 3 млн руб. в год. Увеличение на 600 000 руб. соответствует 60 000 дополнительных единиц, если предположить, что цена единицы изделия останется прежней. Наконец, предположим, что возможные издержки фирмы по содержанию дополнительной дебиторской задолженности — 20% от вложения средств в дополнительную задолженность.

Эта информация сводит исследование к выбору между дополнительной прибылью от роста объема продаж и возможными затратами, связанными с увеличившимся вложением средств в дебиторскую задолженность. На основании этих данных можно сделать расчет, который представлен в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Прибыль от увеличения объема продаж = 2 руб. * 60 000 единиц = 120 000 руб.
Дополнительная дебиторская задолженность = (дополнительный объем продаж/оборачиваемость дебиторской задолженности) = 600 000 руб./6 = 100 000 руб.
Вложения в дополнительную дебиторскую задолженность = (переменные издержки/продажная цена)*(дополнительная дебиторская задолженность) (0,80)(100 000 руб.) = 80 000 руб.
Прибыль, необходимая для покрытия издержек вложения средств в дополнительную дебиторскую задолженность = 0,20 * 80 000 руб. = 16 000 руб.

Так как прибыль от дополнительного объема продаж, составляющая 120 000 руб., намного превышает прибыль, необходимую для компенсации дополнительных вложений в дебиторскую задолженность, равную 16 000 руб., нужно хорошо осознавать, что следует снизить нормативы кредитоспособности (увеличить период коммерческого кредита).

·Оптимальная кредитная политика будет заключаться в более свободном расширении коммерческого кредита до тех пор, пока дополнительная прибыль от увеличившегося объема продаж не станет равна прибыли, требуемой для покрытия издержек по дополнительной дебиторской задолженности, необходимой для достижения такого объема продаж.

б) Условия кредита

Срок кредита. Условия кредита включают продолжительность срока кредита и предоставляемую скидку. Условие "2/10, чистых 30" означает, что если вексель оплачивается в течение 10 дней с момента выписки, предоставляется скидка 2%; платеж должен произойти в течение 30 дней. Следовательно, срок кредита — 30 дней.

Предположим, что фирма увеличивает срок кредита с 30 до 60 дней. Средний период невозврата дебиторской задолженности для нынешних покупателей растянулся с 1 до 2 месяцев. Результатом является увеличение объема продаж до 360.000 руб. и эти новые покупатели платят также в течение 2 месяцев. Вся дополнительная дебиторская задолженность складывается из 2 составляющих.

• Первая представляет собой дебиторскую задолженность, связанную с увеличившейся реализацией.

• Другая составляющая общей дополнительной дебиторской задолженности представляет собой результат инкассации, относящейся к первоначальным продажам. Прежняя дебиторская задолженность возвращается медленнее из-за более высокого уровня дебиторской задолженности.

Расчет, основанный на данных об этих затратах, приведен в табл.3.2. Соответствующее сравнение - это сравнение прибыли от дополнительных продаж с возможными затратами по дополнительному вложению средств в дебиторскую задолженность.

·Так как прибыль от дополнительных продаж, равная 72 000 руб., превышает долю прибыли, необходимую для дополнительных вложений в дебиторскую задолженность, равную 49 600 руб., имеет смысл изменить срок кредита с 30 до 60 дней.

Прибыль от дополнительного объема продаж больше, чем средства для компенсации дополнительных вложений в дебиторскую задолженность, большая часть которых (вложений) происходит из-за нынешних покупателей, замедляющих свои платежи.

Таблица 3.2

Прибыль от увеличения объем, продаж =2 руб. * 36 000 ед. = 72 000 руб.
Дополнительная дебиторская задолженность, связанная с новыми продажами =(новый объем продаж/оборот дебит. зад-ти) = 360 000 руб./б = 60 000 руб.
Дополнительные вложения в дебиторскую задолженность, связанные с новым объемом продаж = переменные издержки/продажная цена) * (дополнительная дебит, зад-ть) =(0,80)(60 000 руб.) =48 000 руб.
Существующий уровень дебиторской задолженности =(годовой объем продаж/оборот деб. зад-ти) = 2,4 млн. руб./12 = 200 000 руб.
Новый уровень дебиторской задолженности, связанный с первоначальным объемом продаж = 2,4 млн. руб./6 = 400 000 руб.
Дополнительные вложения в дебиторскую задолженность, связанные с первоначальным объемом продаж = 400 000 руб. - 200 000 руб. = 200000 руб.
Всего дополнительных вложений в дебиторскую задолженность = 48 000 руб. + 200 000 руб. = 248000 руб.
Накладные издержки дополнительных вложений = 0,20 * 248 000 руб. = 49 600 руб.

в) Предоставляемая скидка

· Изменение скидок — это попытка ускорить выплату дебиторской задолженности. Здесь мы должны определить, будет прибыль от ускорения инкассации больше, чем возмещение потерь от роста скидки. Если это так, то действующая политика скидок должна быть изменена.

Предположим, что годовой объем продаж фирмы - 3 млн руб., средний период невозврата дебиторской задолженности - 2 месяца, условия продажи - чистых 45 дней без предоставления скидки. Следовательно, средние остатки дебиторской задолженности составляют 500 000 руб. При условии 2/10,чистых 45 средний период инкассации может быть уменьшен до 1 месяца (0,6*10дней+0,4*60дней), так как 60% покупателей (в денежном выражении) воспользуются 2-процентной скидкой.

Альтернативные издержки в связи со скидкой для фирмы равны 0,02*0,6*3 млн. руб., или 36 000 руб. ежегодно. Оборачиваемость дебиторской задолженности ускорится до 12 раз в год, следовательно, в среднем дебиторская задолженность сократится с 500 000 руб. до 250 000 руб. (т. е. 3 000 000 руб. /12 = 250 000 руб.).

Таким образом, в результате ускоренного возврата фирма дополнительно получает 250 000 руб. Стоимость высвобождаемых денежных средств равна альтернативным издержкам их хранения. Если предположим, что норма прибыли равна 20%, то экономия на альтернативных издержках составит 50 000 руб.

Экономия здесь возникает из-за того, что эффект от ускорения возврата превышает затраты по предоставлению скидки. Фирме следует ввести 2-процентную скидку.

2) Риск невозвращения кредита

Рассмотрим не только сроки невозврата, но и то, что часть счетов дебиторов не оплачивается. Предположим, что рассматриваем действующую политику относительно условий коммерческого кредита (объем продаж 2 400 000 руб.) вместе с двумя новыми, и ожидается, что они дадут результаты (табл. 3.3.)

Таблица 3.3.

    Существующая политика Политика А Политика В
Спрос (объем продаж), руб. 2 400 000 3 000 000 3 300 000
Риск невозврата кредита по дополнительным продажам, %      
Средний период инкассации по дополнительным продажам, месяцев      

В среднем 2% выручки от первоначального объема продаж, составляющей 2,4 млн руб., фирма никогда не получает; 10% выручки от дополнительных продаж в сумме 600 000 руб. никогда не будут получены согласно политике А, и 18% выручки от дополнительных продаж в сумме 300 000 руб. согласно политике В. Аналогично по среднему периоду невозврата. Это число месяцев относится к годовому обороту дебиторской задолженности 12 раз, 6 раз и 4 раза соответственно.

Дополнительная прибыль, рассчитанная в соответствии с этими новыми стратегиями нормативов кредитоспособности (условиями коммерческих кредитов), показана в табл. 3.4. Для предприятия выгодно принять политику А и не нужно заходить так далеко в снижении нормативов кредитоспособности, как при политике В. Предельная выгода положительна при переходе от действующей политики к политике А и отрицательна при переходе от политики А к политике В.

Таблица 3.4.

    Политика А Политика В
1. Дополнительный объем продаж 600 000 300 000
2. Прибыль от дополнительных продаж (20%) 120 000  
3. Дополнительные потери по безнадежным долгам (дополнительный объем продаж* доля потерь по безнадежным долгам)    
4. Дополнительная дебиторская задолженность (дополнительный объем продаж/оборачиваемость дебиторской задолженности) 100 000  
5. Инвестиции в дополнительную дебиторскую задолженность (0,8* дополнительная дебиторская задолженность)    
6. Прибыль, необходимая для компенсации дополнительных вложений (20%)    
7. Потери по безнадежным долгам плюс дополнительная прибыль, необходимая для компенсации вложений    
8. Дополнительная прибыль (стр. 2-стр. 7)   (6 000)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.