Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрия




Социометрия – метод исследования внутригрупповых отношений. Основоположник метода – Джекоб Леви Морено. Целью социометрии является исследование внутригрупповых отношений, выявление статусной структуры группы и микрогрупп.

Социометрияпроводится следующим образом.

1) Подготовительный этап. Сначала готовится социометрическая анкета. Обосновывается социометрический кри­терий выбора (СКВ) и его параметры.
СКВ – конкретная ситуация выбора, формулируемая в виде вопроса ко всем членам группы.

Рекомендуется включить в анкету вопросы на деловое и эмо­циональное лидерство и предложить выбрать на основании данных критериев от 3 до 5 членов группы. Вопросы могут быть типа «Кого из группы ты пригласил бы на свой день рождения?» «Кто из твоих однокурсников смог бы возглавить команду КВН?», «С кем из своей студенческой группы ты предпочел бы отправиться в длительное путешествие?», Обязательно должны быть включены вопросы, направленные на выявление антипатий («Кого из группы ты не пригласил бы на свой день рождения?»). Анкета может содержать и другие дополни­тельные вопросы, касающиеся жизни группы.

2) Этап анкетирования. Анкетирование следует проводить при полном составе группы. При этом гарантируется анонимность, обосновывается необходимость данного исследования для улучшения климата группы и др. Цель процедуры можно изложить в популярной форме. Обязательно указывается Ф.И.О. заполняющего анкету. Количество анкет должно быть равно количеству членов группы. Возможно не все согласятся участвовать. Это нежелательно, но и не является экстремальной ситуацией. Желательно предварительно настроить, снять тревожность, заинтересовать, провести разминку (с использованием более легких критериев. Демонстрировать доброжелательное отношение. Не допускать обсуждения и советов с соседями и друзьями. Результаты заносятся в матрицу и мате­матически обрабатываются.

3) Построение социоматрицы и математическая обработка результатов (подсчет индексов). Матрица строится на основании заполненных анкет. По каждому социометрическому критерию, применявшемуся в исследовании, строится от­дельная матрица. На рис 6. приведен пример социоматрицы.

Пример социоматрицы

Критерий «Кого из своей группы Вы возьмете (не возьмете) с собой в длительное путешествие?»

Список группы                     +
  Б–ев Д.А.     +       +   +    
  З–ин Д.С.         +            
  К–ева А.       +   +     +      
  Л–ова А.В.         + +       +    
  М–ев М.А.     +   +   +    
  М–ева Е.В.   + +       +        
  С–ов А.С.       + +         +    
  Т–ев А.В.   +   + +   + +    
  У–ов М.В.     + +   +            
  Ч–ина С.И.     + +   + +      
Всего полученных+                        
Всего полученных–                        

Рис. 6. Социоматрица студенческой группы А.

 

Подсчитываются индивидуальные и групповые индексы:

 

  1. Социометрический статус члена группы. Подсчитывается как отношение алгебраической суммы полученных данным членом группы выборов к максимально возможному их числу.

 

,

 

где социометрический статус i- го члена группы;
  полученные им положительные выборы;
  полученные им отрицательные выборы;
  N число членов группы.

2. Индекс социометрической сплоченности группы. Подсчитывается какотношение числа взаимных положительных выборов, сделанных членами данной группы, и теоретически возможного числа взаимных положительных выборов для данной группы.

 

,

где Gg взаимность членов группы g;
  число положительных взаимных выборов между i и j членами;
  N число членов группы.

 

3. Индекс референтности. Измеряет уровень психологической взаимозависимости членов группы, основанный на наличии в группе единых, присущих всем и каждому в отдельности эталонов, ценностей и норм. Этот индекс вычисляется по формуле:

 

 

4) Построение социограммы. Социограмма должна быть наглядной, дифференцировать учени­ков по статусу, выявлять взаимосвязи между ними (симпатии и антипатии), наглядно пред­ставлять микрогруппы и характер внутригрупповых взаимоотношений. На рис. 7. приведен пример социограммы.

Пример социограммы

Рис. 7. Социограмма симпатий студенческой группы А.

 

Рекомендуются следующие условные обозначения в социограмме:

Положительный выбор (симпатия)

Взаимный положительный выбор (взаимная симпатия)

Отрицательный выбор (антипатия)

Взаимный отрицательный выбор (взаимная антипатия)

 

5) Содержательный анализ социометрических данных. Выявляются лидеры, отвергаемые, изолированные и причины данного статуса; исследуется система симпатий – антипатий; вы­являются микрогруппы, их положение в группе (они тоже могут быть лидирующими, отвергаемы­ми, замкнутыми, изолированными).

Идет содержательный анализ социально–психологического климата группы, сплоченности. Анализируются конфликты, внутригрупповые взаимоотношения, соответствие формальной и неформальной подструктур группы, социально-психологический климат группы.


РАЗДЕЛ VIII. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ

Педагогика – наука, изучающая закономерности и разрабатывающая методы передачи социального опыта, необходимого для жизни и деятельности.

Основные разделы педагогики: дидактика и теория воспитания.

Дидактика – теория и практика обучения. Популяризированный предмет дидактики: объект (кого учить?), субъект (кому учить?), сроки (когда?), содержание (чему учить?), место (где учить?).

Основные методологические подходы к обучению: традиционный и системно-деятельностный.

Традиционная дидактика. Цель обучения: формирование знаний, умений и навыков.

Основные принципы: научности, систематичности, последовательности, прочности усвоения, наглядности, развивающего обучения, сознательности и самостоятельности. Основные методы обучения: урок, лекция, семинар, упражнение, тренировка.

Системно-деятельностная дидактика. Цель обучения: формирование психологической системы деятельности. Это достигается через реализацию следующих частных задач: *формирование мотивации учения и саморазвития; *формирование (научного, профессионального) мировосприятия, т.е. системы эталонов оценки и системы знаний; *развитие требуемых практикой (например, профессионально-важных) качеств; *формирование творческого, научного, профессионального мышления; *формирование нормативно-одобренных способов деятельности). Основные принципы: 1. принцип центральности человека (предполагает мотивирование, а не стимулирование учащегося, учет его индивидуальности, обучаемости); 2. принцип полифонизма позиций (проблемное и вариативное обучение, что обеспечивает развитие мышления и терпимости к другим точкам зрения); 3.принцип сотрудничества или сотворчества (предполагает диалог учителя и ученика, участие в жизненной судьбе друг друга); 4. принцип другодоминантности (готовность учиться у другого, уважение другого, акцент на положительных качествах личности \ а не на слабостях \, раскрытие ученика в процессе обучения, а не самовыражение в процессе преподавания); 5. принцип иерархизма (главенства общечеловеческих ценностей). Основные методы обучения: моделирование деятельности, тренажеры, игровые методы, тренинг, групповая дискуссия, брейншторминг, метод погружения, метод анализа конкретных ситуаций.

Активные методы обучения. 1. Групповая дискуссия. Позволяет добиться максимальных сдвигов в мотивационной сфере личности, перестройки сознания. Основные формы: «круглый стол», «стенка на стенку». 2. Тренинг. Позволяет выработать необходимые умения и навыки поведения (ролевой тренинг) и качества, требуемые деятельностью (сензитивный тренинг). 3. Игра. Выделяют организационно-деятельностные игры (цель: мотивационные сдвиги в сознании, профессионализация и методологизация мышления) и деловые игры (цель: формирование конкретных умений и навыков, для типичных экстремальных, нестандартных ситуаций). 4. Брейншторминг («мозговой штурм»). Это метод организации коллективного мышления. Развивается творческое мышление, навыки совместной деятельности, совместного решения проблем. Предполагает разделение этапов генерации идей и критической оценки. Запрет на критику и поощрение любой абсурдной идеи на этапе генерации. 5. Метод погружения. Цель: активизация языковых структур сознания через подсознание. Предполагает релаксацию, внушение и жизненные игровые ситуации. Создан Лозановым для активизации усвоения иностранного языка. 6. Метод анализа конкретных ситуаций. Основная цель: развитие навыков анализа, профессионального мышления, профессионального мировосприятия.

ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Образование – процесс и результат (он получил высшее образование!) усвоения человеком системы знаний, умений и навыков (ЗУН), определяющий уровень умственного развития, теоретическую и практическую подготовку человека к жизни и деятельности.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний, умений и навыков (способов деятельности).

Содержанием обучения является система знаний, умений и навыков.

Факторы, определяющие содержание обучения (и образования):

Потребности общества

Уровень развития науки и техники

Методологические позиции ученых

Так, теория формального образования Локка (17 век), Песталоцци (18 – 19 век) предполагала развитие мышления (а не вооружение учащихся фактическими знаниями); Изучались языки и математика.

Теория материального образования (Г.Спенсер, 19 век) предполагала подготовку человека к жизни и непосредственной практической деятельности. Преподавались предметы естественно-научной, технической и практической ориентации. Позднее и в настоящее время эта теория составила основу реального направления в образовании.

Теории прагматической ориентации (Джон Дьюи, начало 20 века) ориентированы на организацию деятельности по решению практических задач повседневной жизни. Основные идеи: человек сам должен определять качество и количество обучения, материал обучения должен браться из опыта.

 

Научные требования к содержанию обучения:

1. Содержание должно быть направлено на формирование гармонично развитой личности.

2. Содержание должно строиться на научной основе.

3. Соответствовать логике изучаемой науки (например историю надо изучать в хронологическом порядке).

4. Содержание должно отражать взаимосвязь между отдельными учебными предметами.

5. Отражать связь теории с практикой.

6. Соответствовать (возрастным) возможностям учащихся.

7. Способствовать профессиональной ориентации.

 

Формы обучения – системы познавательного и воспитательного взаимодействия (общения) обучающего и обучаемого.

Учебно-плановые формы обучения:

Урок, семинар, домашняя работа, экзамен и др.

Внеплановые:

Консультации, конференции, экскурсии, дополнительные занятия и др.

Вспомогательные:

Репетиторство, группы выравнивания, факультативы, кружки, индивидуальные занятия, олимпиады, конкурсы и др.

 

Урок как основная форма обучения

Урок – коллективная форма обучения, которой присущ постоянный состав учащихся, определены временные рамки и организация учебной работы.

Виды уроков:

1. Комбинированные. Включают закрепление пройденного, освоение нового и выработку умений и навыков.

2. Уроки изложения нового.

3. Уроки закрепления умений и навыков

4. Уроки повторения.

5. Уроки-семинары, уроки-конференции. Их цель состоит в активизации самостоятельной работы и побуждении к глубокому осмыслению знаний.

6. Уроки проверки ЗУН (знаний, умений и навыков).

ТЕМА 3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения – это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие обучаемым усвоить конкретное содержание образования.

В таблице 1. представлена система традиционных методов обучения.

 

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.