Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 6. Содержание лингвопоэтического

Содержание лингвопоэтического

Лекция №5

Художественного текста

Содержание ФАТ и типы интерпретации

Известно несколько типов анализа художественного текста:

1. Лингвистическое комментирование, т.е. пояснение непонятных слов, форм, конструкций.

Примеры: Николай Ал. Некрасов: «Приподнимая косулю тяжёлую…» (косуля — соха из кривого дерева, окованная железом); Сергей Есенин: «В старомодном ветхом шушуне …» (шушун — верхняя одежда); архаические формы в произведениях Пушкина — жало мудрыя змеи, отче патриарх, старче и пр.

2. Лингвистическое толкование, т.е. раскрытие конкретных смыслов и стилистических окрасок языковых единиц как средств создания образного строя и идейно-эстетического содержания произведения.

Пример: Сергей Есенин.

Россия! Какое красивое слово

Роса, и сила, и синее что-то…

Часто слово в тексте обретает другое значение и другой стилистический статус.

Пример: Егор Исаев в поэме «Даль памяти» в сцене «посвящения в мужики» на сенокосе использует слово «мужик» как транскрипцию звучания косы (муж-жик), отчего слово начинает звучать торжественно, высоко.

 

(филологического) анализа текста

Лингвопоэтический анализ — третий вид, третья ступень анализа текста, исследование текста как произведения искусства, раскрытие словесно-художественного воплощения идейно-эстетического замысла через комплексный анализ истинно текстовых единиц (явлений, категорий), а именно — раскрытие следующего:

1. Жанра произведения; определение того, как сам жанр раскрывает суть данного произведения искусства, воплощает идею, красоту, эстетику поднятой темы.

Пример: Алексей Сурков «Человек склонился над водой…» (публицистическая лирика).

2. Анализ композиционной структуры — определение того, как композиция работает на художественность, эстетику, достоинство текста.

Примеры: Сергей Кошечкин (публицистическая лирика).

Мы шли по городу. На плитах

Тела эсэсовцев убитых.

Мы шли по городу. У парка

Лежала дохлая овчарка.

Мы шли по городу во мраке

И сожалели о собаке.

Композиция подводит к этическому выбору, показывая трансформацию чувств участника войны.

Вадим Шефнер «Ударит осколок под левый сосок…»

Композиция стихотворения — описание быстро прокручивающегося перед глазами смертельно раненного солдата «фильма», воспроизводящего события всей жизни.

Вадим Шефнер «Забывчивый охотник на привале…»

Описание лесного пожара, настигающего охотника, не загасившего костёр, переходит в глубокое философское сравнение:

Не такова ли память. Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костёр забыт. А пламя

Уже шумит, уже идёт за мной.

3. Сюжетное развитие, его влияние на художественность.

Пример: Степан Щипачёв «Русый ветер, какой ты счастливый…»

4. Система образов персонажей. Образы могут быть природными (натуробразы) и человеческими (персонажи).

5. Образ автора в произведении.

Примеры: Владимир Маяковский выступает как русский и советский патриот в стихотворениях, связанных с его заграничными поездками.

«Я хотел бы жить и умереть в Париже,

Если б не было такой земли — Москва».

 

«Я в восторге от Нью-Йорка города,

Но кепчонку не сдеру с виска.

У советских собственная гордость —

На буржуев смотрим свысока».

И как апогей патриотизма и гражданской гордости — «Стихи о советском паспорте».

6. Анализ словесных образов.

Пример: Владимир Маяковский — «разлуки жижа» (слёзы), «хоть Толстому ноздрю утри», «обработка голов».

7. Анализ собственно текстовый явлений состоит в том, чтобы находить и раскрывать собственно языковые оппозиции; принцип оппозиции — основополагающий в художественном творчестве.

Примеры: Владимир Маяковский — «Блек энд уайт», «Мелкая философия на глубоких местах», Сергей Есенин — «Розу белую с чёрной жабой / Я хотел на земле повенчать…», «Если б не было ада и рая, / Их бы выдумал сам человек…»

8. Нахождение доминанты (или опорных образов), ключевых слов.

Доминантой принято называть ключевые слова, несущие большую нагрузку при конструировании текста, при создании выразительных средств и при эмоционально-экспрессивной доработке текста. Доминанты играют важную, доминирующую роль, они создают целое поле на ту или иную тему (смысловое и эмоциональное поле, наиболее важное для понимания художественного произведения).

Примеры: заголовки глав поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин». Заголовок является сильной позицией в произведении так же, как и начальные и конечные строки. Заголовок «Переправа» дан одной из самых трагичных глав поэмы.

В поэме Александра Жарова «Гармонь» одна из частушек («Ты ли меня, я ли тебя…») почти материально передаёт темп игры на гармони, не называя сам инструмент.

9. Определение подтекста; иногда автор не хочет или не может говорить прямо и даёт главную идею произведения в намёке, «зашифрованно», рассчитывая, что читатель и сформулирует, и поймёт её.

Примеры: Александр Твардовский.

Я знаю — никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны <…>

А всё же, всё же, всё же…

Подразумевается вина каждого из тех, кто мог бы, если не помешать началу войны, то хотя бы спасти часть погибших до неё, во время репрессий, помешать ослаблению страны. Например, Александр Фадеев, секретарь партийной организации СП СССР, тоже осознал подобную вину, отразив это в письмах в ЦК КПСС и Твардовскому.

10. Определение других текстовых явлений и текстовых категорий и взаимодействия их между собой. Среди других текстовых явлений может быть обыгрывание абсурда (пример из Владимира Высоцкого: «Я к полякам в Улан-Батор не поеду, наконец…»), двузначность/многозначность/разное понимание одного и того же слова, делающееся сознательно с целью пробуждения иронии, пародирования, «увеселения» читателя (примеры из Михаила Исаковского: «Небеса разоблачённые / Над моею головой», «Очень ветреная мельница / Показалась впереди»), обыгрывание текстовых клише, избитой или слишком модной фразеологии, канцелярита (примеры из Михаила Исаковского: «В позабытой стороне / В Заболотской волости / Ой понравилась ты мне / Целиком и полностью…»).

 

Тема: Филологический анализ художественного текста (ФАТ)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о тексте и аспектах его анализа | Среди филологических дисциплин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.