Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории диалектики

 

Как понятия категории диалектики отражают всеобщие формы бытия, всеобщие свойства и связи действительности. Категория (греч. высказывание, обвинение) представляет собой общее фундаментальное понятие, как выражение наиболее существенных закономерных связей и отношений реальной действительности и познания. Категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Как в мире все взаимосвязано, так и категории выстраиваются в определенную систему понятий. Есть понятие принципа, который так же близок по функциональным свойствам к категориям. Принцип выступает как: 1. предположение, предпосылка, 2. руководящая идея, правило поведения, 3. как утверждение, 4. как знание и совокупность определенных требований.

Категория выстраивается и рассматривается в том порядке, как шел процесс познания действительности и как он углублялся.

Монизм (греч. Monos. – один, единственный) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты основой, началом мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т.д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля.

Плюрализм (лат. Pluralis – множественный) – концепция, противоположная монизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому начало. Точка зрения плюрализма лежала в основе монадологии Лейбница.

Единое – центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое и предшествующее ему. Намеченное у Платона, развито Плотином.

Аксиома (греч. – принятое положение) – исходное утверждение (предложение) какой либо научной теории, которая берется в качестве недоказуемого в данной теории и из которой выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода. Современное понимание аксиоматического метода требует от аксиомы выполнения лишь одного условия – быть исходными положениями. Для вывода с помощью принятых логических правил всех остальных предложений данной теории.

Всеобщий и необходимый характер математического знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума. Он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания и учения о врожденных идеях (идея Бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма.

Единственной реальностью Н.Бердяев объявляет «существование» субъекта, основа творчества которого – «абсолютная свобода», выводимая из «бездны», содержание этого творчества – так называемая «диалектика богочеловечества», мистерия «рождения Бога в человеке и человека в Боге».

Антиномия (греч. – противоречие в законе) – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Разрешение антиномии означает введение новой, более полной формализации, лучше соответствующей отображаемому содержанию. Разработанные в настоящее время различные способы исключения антиномии позволяют глубже характеризовать диалектику познания и роль в нем логической формализации.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. На основе закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закона близко к понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности. Одни законы выражают функциональную взаимосвязь между свойствами объекта (например – массы и энергии), другие – взаимосвязь между самими материальными объектами в больших размерах системы (например, законы гравитационных и электромагнитных взаимодействий) между самими системами либо между различными состояниями или стадиями в развитии системы.

1.Частные, или специфические законы выражают связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел;

2.Общие законы выражают связь между универсальными свойствами тел;

3.Всеобщие законы выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи.

Все явления в мире подчиняются определенным законам, т.е. все детерминировано, обусловлено объективными законами. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе все социальные законы реализуются благодаря субъективному фактору сознательной целенаправленной деятельности людей.

Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи, эти состояния называют причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Сущность причинности – порождение причиной следствия. Диалектический материализм отвергает «диалектическое толкование» причинности как субъективной «упорядочивающей» категории познания, либо как проявления «объективного духа», «идеи». Каузальность (лат – причинный, тоже, что и причинность).

Причина и следствие. Все явления, события, процессы в природе, обществе и мышлении вызываются или обуславливаются другими явлениями, событиями, процессами, т.е. более или менее определенными причинами. Явление (процесс, событие) – называется причиной другого явления (процесса, события), если 1. Первое предшествует второму во времени, 2. первое является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго, иными словами, если первое порождает второе. Причина и следствие существую объективно, отношения между ними называются причинностью (каузальностью) или причинной связью.

Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Связь классифицируют по формам движения материи, по формам детерминизма, по их силе, по характеру, по направлению действия, по типу процессов, по содержанию.

Статистическая и динамическая закономерности – формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями систем.

Динамическая закономерность – форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знания начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы.

Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе.

Статистическая закономерность – форма причинной связи, при которой данное состояние определяет все ее последующие состояния неоднозначно, а лишь с определенной степенью достоверности, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

 

Явление есть то, что представляется нам прежде всего, когда мы сталкиваемся с объективным миром. Это внешняя сторона действительности, то, как она предстает чувственному познанию или поверхностному изучению. Категория явления отражает обнаружение сущности через массу случайных свойств и связей, проявляющихся в результате взаимодействия вещи с другими вещами.

Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Иначе – это совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой сущности, которая не обнаруживалась вовне и была непознаваемой, как нет и явления, которой не заключало бы в себе никакой информации о сущности.

Часть и целое – философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают как его части.

Содержание и форма – философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражения этого содержания, его различных модификаций, т.е. ее форм.

Понятие формы употребляется также в значении внутренней организации содержания и в этом значении проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры.

Структура (строение – лат.) – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем.

В современной науке и технике получили значительное развитие системно-структурные исследования, а также соответствующие им методы. Диалектико-материалистическая философия изучает наиболее общие, универсальные законы структурной организации и развития всех материальных систем, а также раскрывает взаимоотношения системно-структурного и других конкретных методов научного познания.

Благодаря многообразию структурных уровней материи, каждая материальная система является полиструктурной, например, в обществе имеется экономическая структура, политическая, социально-классовая структура и др. В системах природы каждому структурному уровню материи соответствует определенная структура объектов. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого.

Элемент (лат. Стихия, первоначальное вещество) – понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый (например, атом в системе «молекула», электрон в системе «атом» и т.д.) Понятие элемента с необходимостью возникает в процессе исторического познания природы.

Система (греч. – составленное из частей, соединенного) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единства. Понятие системы играет важную роль в современной философии, науке, технике и практической деятельности.

Начиная с середины 20 века ведутся интенсивные разработки в области системного подхода и общей теории систем.

Понятие системы органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организация), но и взаимоотношения со средой, иначе говоря, целостность.

Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут быть выступать в качестве системы более низкого порядка.

В наиболее общем плане системы делятся на материальные и идеальные (абстрактные). Первые, в свою очередь, включают системы, неорганической природы, особый класс материальных систем образуют социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления.

Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Идеалисты в своем большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как определение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано высшими условиями.

Научное объяснение свободы и необходимости основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой точки зрения принадлежит Спинозе, который определял свободу как осознанную необходимость. Выдвинутая концепция диалектического единства свободы и необходимости была дана Гегелем с идеалистических позиций.

Случайность – «дополнение и форма проявления». За случайностью всегда скрывается необходимость, необходимая основа явлений, которая определяет ход развития природы и общества.

Судьба – понятие, выражающее религиозно-идеалистическое представление о сверхъестественной силе, предопределяющей все события в жизни людей.

В древнегреческой мифологии участь людей и даже богов зависела от богинь судьбы – мойр (у римлян – парки).

Со временем судьбу стали представлять как верховную справедливость, управляющую миром (Тихе, Немезида у греков). В христианстве судьба выступает в виде божественного промысла, высшей силы. Представления о судьбе как божественном предопределении присуще всем современным религиям (фатализм). В нефилософском смысле понятие судьбы употребляются так же для выражения стечения обстоятельств в жизни человека или целого народа.

Возможность и действительность – категории, с помощью которых отображается развитие материального мира. Категория возможности фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих их возникновению. Категория действительности представляет любой объект (предмет, состояние, ситуация), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Структура познания: циклы и этапы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.