Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема человека в философии

Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель homo sapiens), генетически связанный с другими формами жизни и выделившийся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающий членораздельной речью, мышлением и сознанием. Человек будущего – это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельностный, умеющий одновременно наслаждаться красотой, это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая в себе идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального «Я» человек утверждает себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими ценностями, ценностями, нравственным смыслом.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов социальной деятельности и общественных отношений.

Природную основу личности образуют ее биологические особенности, но все же определяющими факторами развития (ее сущностным основанием) является не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально-значимые – взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения (мораль) и др.

Личность – это динамичная относительно-устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях сознания и деятельности. Личность представляет собой динамическое единство общего (социально-типичного), особенного (классового, национального и др.), и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной средой – социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. Понятие личность характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупности функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем».

В условия «антагонистического разделения труда» происходит отчуждение труда и подчинение личности «вещным» отношениям.

Индивид (лат – неделимый) единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Индивид и общество находятся в диалектических отношениях. Их нельзя противопоставлять друг другу, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни является проявлением общественной жизни. равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

Индивидуальность – неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре, и форме носит индивидуальных характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках системы. Важная роль природных задатков, врожденных способностей в развитии индивидуальности опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление родовой жизни человека.

Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств общих, типических (общечеловеческих, природных, и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик).

По мере исторического развития деятельности человека все более развиваются индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.

Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связано с преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи. Отчуждение появляется как процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними, и, во-вторых, превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, «искажение» в сознании людей их реальных жизненных отношений. Истоки идеи отчуждения можно найти у представителей французского (Ж.Ж.Руссо) и немецкого (В.Гете, Шиллер) Просвещения. Объективно эта идея выражала протест против антигуманистического характера частнособственнических отношений. В современной философии отчуждение характеризуется как фатально неизбежное явление, порожденное либо техническим или научным прогрессом, либо неисторическими особенностями человеческой деятельности. Теоретической основой таких концепций является отождествление отчуждения с опредмечиванием, а по своей сущности она выполняет апологетические функции.

Характер – совокупность устойчивых и психических особенностей человека, которые не зависят от его генетических особенностей и реализуются в связи и под влиянием условий жизни.

Воля – сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. Источник – объективный мир, предметно-практическая деятельности человека, направленная на преобразование мира и основывающееся на объективных законах природы.

Гений (лат. – genius) – высшая степень творческой одаренности, человек, которому присуща такая одаренности. Творения гения характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого общества, в силу чего они навсегда сохраняют в памяти человечества.

Мышление – 1. Естественный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности, 2. Высший продукт особым образом организованной материи – мозга.

Среди экспериментальных исследований в последнее время большую роль приобрели методы исследования мышления в форме его моделирования с помощью различных кибернетических устройств. В жизни каждого индивида мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т.е. не существует изолированно от сознания человека. Современная философия в лице неопозитивизма встала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человечества лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет мышление наряду с материей фикцией.

Общность определяется как совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например, общественный класс, профессия, место проживания и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы научного познания. Классификация методологии | Проблема смысла жизни человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.