Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещенный абсолютизм. Внутренняя политика Екатерины II

Екатерина II пришла в результате дворцового поворота, и основной задачей было - узаконивание власти.

Когда ее возводили на трон, имелось в виду, что у нее есть наследник Петра, который к 1774 году должен был вступить в пору совершеннолетия, и что она должна будет передать власть. Но она долго этого не делала. Вторая задача - разложение феодально-крепостнической системы. Поэтому господствующий класс должен был сдерживать, консервировать крепостничество. Поэтому Екатерина II должна править в интересах дворянства: обеспечить простор для существования дворянства. Вместе с тем Екатерина II зайдя на престол, боялась дворянства, боялась, что оно может привести к власти другого в любой момент. Поэтому она всячески задабривала дворянство. Зайдя на престол, она заявляет о готовности изменить законодательство, т.к. оно устарело - не изменялось 120 лет. Екатерина говорит, что надо создать уложенную комиссию, создать новые уложения. Она начинает писать наказ этой комиссии (в 1764 году она пишет его). Там она говорит о том, что рабство в 18 веке оскорбительно для страны, что хочет править в свободной стране, что между обществом и монархом должен быть общественный договор - монарх правит, покровительствует, а общество поддерживает и подчиняется во всем. В 1767 году была созвана уложенная комиссия. Она созывалась из разных сословий, однако акцент не трудно определить - дворяне составляли 70%, 12% казачество, также были представители духовенства. Екатерина заявляет духовенству, что отменяет секуляризацию земель, но ведь она за дворян, поэтому в 1763 году она менее помпезно принимает указ о секуляризации церковных земель. В 1785 году Екатерина II подписывает документ - "Жалованная грамота дворянству" Дворянство становится привилегированным господствующим сословием. Все те привилегии, которых добились дворяне на протяжении всего столетия, подтверждались "Грамотой" и получали статус закона. Дворянин совершенно освобождался от податей и телесных наказаний. Он мог быть осужден только дворянским судом. Дворяне имели исключительное право собственности на землю. Дворянство окончательно сформировалось как сословие. Крестьяне становятся собственностью дворян - вещью, происходит их закрепощение. Практически одновременно Екатерина II подписывает жалованную грамоту городам. Вводится городское самоуправление и городское население делится на категории:

  1. Почетные горожане, богатые купцы, элита интеллигенции (профессора).
  2. Дворяне.
  3. Духовенство.
  4. Купцы 2-х гильдий.
  5. Мещане.

Каждая из категорий получала свою думу, свой суд, но надо сказать, что жалованная грамота городам оказалась самым невыполненным указом, по сути дела разделение на категории осталось после 85 года, городское самоуправление не прижилось. Просвещенный абсолютизм в России. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции. По их мнению обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга. В своей политике Екатерина 2-ая пыталась реализовать эти положения, она должна была выработать политику, отвечавшую условиям Нового времени. Эта политика и называлась “просвещенным абсолютизмом”. Екатерина 2-ая не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Екатерина 2 придавала огромную роль законодательству, за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Самым крупным мероприятием Екатерины 2 был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. она приготовила “Наказ” -теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. Целью самодержавия она объявила благо всех подданных. Девизом Уложенной комиссии были слова: “Блаженство каждого и всех”. Равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостных - свои. Работа Комиссии продолжалась более года, потом она была распущена. Политика просвещенного абсолютизма в России была направлена на использование положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Она не могла существовать долго. После Великой французской революции настал конец периода просвещенного абсолютизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформы Петра I, их причины и последствия | Разложение феодально-крепостнической системы в России во второй половине XVII в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.