КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность в системе политических отношений
План 1. Личность в системе политических отношений. 2. Политические элиты современности. 3. Проблемы политического лидерства.
Цивилизация – это содружества людей, объединенных не только сходными чертами образа жизни, культуры или хозяйственных занятий, это, прежде всего, объединения индивидов общностью мировоззрения и единством фундаментальных ценностей. Форма государственной жизни и религия подбирается цивилизацией в соответствии с собственными жизненными установками и «подгоняется» под утвердившиеся национальные стандарты. Цивилизация государственно организованного общества объективируется в феноменах и отношениях, призванных обеспечить непрерывный социальный прогресс. Одним из важнейших направлений деятельности общества и государства является политика- сфера бытия отношений по поводу организации и использованию публичной власти. Власть существует для обеспечения условий развития общества, в целом, и отдельной личности, в частности. Личность и общество используют институт власти для осуществления социального действия, направленного на достижение всеобщей гармонии, что выступает основанием эволюционного развития. Классик политической социологии Макс Вебер определил политику как «способность добиться послушания у других людей, безотносительно тому, на чем основано это послушание»[11]. Осуществляя политику, индивиды, в непосредственной или опосредованной форме, вступают между собой в разнообразные политические отношения, основными элементами которых является: 1) наличие властвующих (т.е. непосредственного субъекта власти, действующего публично), 2) наличие подвластных (т.е. объекты управляющего воздействия публичной власти), 3) норма властвования (т.е. авторитетные решения, представленные в законодательных актах, установленных законом правилах и процедурах), 4) санкция за нарушение норм и вознаграждение за верное исполнение. Каждый элемент политических отношений реализуется в деятельности конкретных социальных институтов, выступающих активными субъектами. Государство, как таковое, глава государства, национальный парламент, национальное правительство, политические партии и массовые общественно-политические организации граждан, органы самоуправления, органы исполнительной, судебной и административной власти, лоббистские группы и группы давления, многочисленные ассоциации и союзы, представляющие политические интересы различных социальных групп, СМИ, средства пропаганды и рекламы и т.п. в общей массе образуют совокупность субъектов политики современного общества.
Государство возникает для удовлетворения потребностей развития общества, в целом, и отдельной личности. Мера социального развития общества прямопропорциальна уровню социальных гарантий и свобод, которые могут быть представлены в распоряжение человека. В условиях постмодерна социальные связи становятся максимально политизированными, ибо гражданское общество не приемлет субъектно-объектного управления. Свободный и дееспособный индивид нуждается в личном участии в процессе выработки, принятия и осуществления управленческих решений. Управление обществом и государством с неизбежностью обретает субъект-субъективный характер. Изменение содержания управления влечет перемены во всех сферах жизни. Личность становится важным субъектом внутренней политики. Не смотря на расхожую нелюбовь обывателя к политике, как таковой, и его патологическую боязнь политики, быть членом общества, гражданином государства и оставаться вне политики невозможно. Жизнь гражданского общества предельно политизирована и любой индивид, даже не состоящий в партиях и уклоняющийся от участия в выборах, непосредственно или опосредованно принимает участие в политике. Политика многообразна и каждой сфере общественной жизнедеятельности соответствует определенная разновидность политики: - человек как член семьи реализует себя как субъект семейной политики, которая, в свою очередь, является элементом политических отношений более высокого уровня – социальной политики; - студент, посещая занятия или пропуская оные без уважительной причины, выступает субъектом образовательной политики, реализуя себя как персонификация деятельности подготовки специалиста; - меломан, пришедший на концерт, не важно где он происходит – в филармонии или Омском рок клубе, реализует себя как субъект культурной политики, который, приобретая билет, санкционирует тот или иной вид искусства; - покупатель, пришедший в субботу на Левобережный рынок на Губернскую сельскохозяйственную ярмарку, покупая картофель и мясо не только поддерживает регионального товаропроизводителя, но и участвует в аграрной политике и т.д. Политика окружает человека везде и сопровождает его на протяжении всей жизни. Но наиболее значимым для индивида является участие в реализации политики по управлению государством и осуществлению публичной власти. Участвуя в этом виде политической деятельности, индивид реализует себя как гражданин, как элемент диалога власти и населения, как субъект системы политических отношений, сложившихся в обществе. Проблема личности в системе политических отношений раскрывается не только ответом на вопрос о месте, которое занимает конкретный человек в структуре государственно-организованного общества. Этот ответ должен объяснить не только чем фактически является человек в системе политики, но и, как подчеркивал итальянский философ Антонио Грамши, «… чем человек может стать, т.е. может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» самого себя, создать свою собственную жизнь»[12]. Общество не является простой совокупностью отношений и объектов, выступающих внешним миром по отношению к отдельному человеку, ибо человек, вступая во взаимодействие с себе подобными, непосредственно и опосредованно обмениваясь с ними результатами деятельности, обретает социальные качества. Включаясь в систему отношений функционирования публичной власти, индивид становится «человеком политическим» и входит как субъект в систему социально-политических отношений. Основой формирования социально-политических качеств личности, таким образом, выступает социально-политическая деятельность индивида, реализуемая человеком во взаимодействии с другими людьми, с различными объединениями граждан социально-политической направленности. Как деятельный субъект политических отношений, осуществляя в собственной активности переход от опосредованного участия в политике на общесоциальном уровне бытия к индивидуальному политическому поведению, человек раскрывает собственную социально-политическую сущность в таких явлениях как социально-политическая позиция, социально-политический статус, социально-политическая роль, социально-политический тип, социально-политическая ориентация и т.п., каждое из которых имеет конкретную форму объективации. Опосредованное участие в политических отношениях выражено в безличных социально-политических формах, представленных индивиду как нечто внешнее, объективное, от его воли не зависящее, от этого абстрактное и непосредственно человека не касающееся, но эти всесильные абстракции – государство, власть, право, правительство, парламент, губернатор и вся система социально-политических отношений – объективации деятельности предшествующих поколений людей, т.е., безусловно, реальных личностей, живших и работавших за пятьдесят, сто, пятьсот и более лет до нашей эпохи. Бессильный в качестве абстрактной статистической единицы, изолированный индивид, осознавая собственную причастность к деятельности многих поколений великих предков, становится равным им по значению субъектом исторического процесса, включаясь в многотысячелетнюю непрерывную цепочку политических отношений русской государственности. Но для того чтобы понять собственную причастность к деяниям предков и стать их достойным наследником необходимо знать историю Отечества, историю своего народа, своей семьи. Оперируя реальными фактами истории, человек не станет говорить о независимости России с 12 июня 1990 года, видя перед собой непрерывную многотысячелетнюю традицию событий русской государственности. Зная историю своего народа, бессильный абстрактный индивид становится активной личностью – полноправным субъектом политической жизни. Субъектность человека в системе политических отношений, как мы указывали ранее, раскрывается в его политической позиции, статусе, роли, типе, ориентации, принадлежности, характеристике и т.п. Понять политические ориентации, политические притязания, политическую направленность или определить меру персонального участия личности в политике можно в процессе изучения социальной системы общества. Гражданское общество, утверждаемое системой субъект - субъектных связей, требует политически активной личности, непосредственно участвующей в управленческой деятельности, самостоятельно принимающей решения, не отвлекающейся на перманентное телевизионное зомбирование, голосующей разумом, но не сердцем. Социально-политическое поведение человека детерминируется не только его сегодняшним положением, а всем предшествующим жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей и идеологем. Каждый человек – это не только продукт, сложившихся в обществе социально-экономических и социально-политических отношений, это результат собственного развития и самосознания, результат всей предшествующей истории. Социально-политические характеристики индивида могут быть раскрыты с использованием категории «тип личности». Тип личности в политике имеет разные уровни объективации, в которых в определенной степени отражаются степень свободы и зависимости от характера политических и экономических отношений, соотношение внутренних и внешних факторов политической социализации человека, закономерности взаимодействия индивидов в различных политических и социальных группах, персональные потребности, мотивы и ценностные ориентации.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |