КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все нормативные акты государственных органов принято делить на
Понятие и структура нормативно-правового акта. Нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов. Как официальный документ, исходящий от органа государственной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят: 1) вид акта, 2) наименование принявшего его органа, 3) заголовок, 4) дата принятия акта; 5) номер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некоторые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка. Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполняют несколько функций. Во-первых, они индивидуализируют нормативный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-правовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отчество человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизит удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что правотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у нормативно-правового акта порождает справедливые сомнения в его подлинности. Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) пункты и статьи, 3) главы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.
Преамбула представляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. По общему правилу преамбула не может содержать норм права. Нормативно-правовые либо индивидуальные предписания формулируются в статье либо пункте. Статья может подразделяться на части, а пункты — на абзацы и подпункты. В больших по объему нормативно-правовых актах статьи и пункты объединяются в главы, а они в свою очередь — в разделы. Возможна и иная ситуация: статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы — в главы. Так, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов. В нормативно-правовых актах могут содержаться примечания и приложения. Примечания используются для разъяснения текста соответствующей статьи либо для изложения положений, не связанных с темой нормативно-правового акта (см., например, примечания к ст. 158, 171, 177 УК РФ). В приложениях обычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта. Иногда приложения значительно превышают объем нормативной части акта. В отдельных случаях в приложениях могут содержаться и нормы права.
Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |