Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъектами правотворчества выступают: народ, государствен­ные органы (органы власти и управления), должностные лица

В зависимости от этого следует различать следующие виды пра­вотворчества.

1. Непосредственное Правотворчество народа.

В современных условиях значительно расширяется число норма­тивно-правовых актов, принимаемых не государством, его органами, а членами гражданского общества, в том числе: населением, а также учредителями негосударственных организаций, учреждений, акци­онерных обществ, трудовыми коллективами и общественными орга­низациями. Действующее законодательство предусматривает приня­тие ими уставов, нормативных договоров, соглашений. Особой фор­мой участия населения в правотворчестве выступает референдум.

Наиболее ярким его проявлением является референдум — го­лосование граждан Российской Федерации по важным (наиболее важным) вопросам государственного или местного значения. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредст­венное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно поэтому решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в допол­нительном утверждении. В соответствии с действующим россий­ским законодательством в нашей стране могут проводиться три вида референдумов: референдум Российской Федерации, референ­дум субъекта Российской Федерации, местный референдум (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе­дерации» от 19 сентября 1997 г.) (Российская газета. 1997. 25 сент. Изменения и дополнения внесены Феде­ральным законом от 30 марта 1999 г. (Российская газета. 1999. 6 апр.)

Референдум Российской Федерации представляет собой всена­родное голосование российских граждан по законопроектам, дей­ствующим законам и другим вопросам государственного значения и является непосредственным выражением власти народа (ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Россий­ской Федерации» от 10 октября 1995 г.) (СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.).

Референдум позволяет прямо и непосредственно, без промежу­точных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегули­рования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение. Однако референдум — весьма до­рогостоящая процедура, требующая больших организационно-технических затрат. Проводиться ежемесячно или ежеквартально он не может. К тому же ему присущи и определенные недостатки (манипуляция общественным мнением, жесткая зависимость от явки избирателей и др.).

Таким образом, благодаря референдуму гражданское общество выступает самостоятельным субъектом правотворчества на всех его этапах и стадиях — от подготовки инициативного законопроекта до придания ему силы закона, по своей юридической значимости не ус­тупающего законам государства. Однако население почему-то не спе­шит реализовать свое право как субъекта законотворчества. За два года своего официального действия не предпринималось даже попыток его реализации.

Действующее законодательство, в том числе и Закон РФ «О кол­лективных договорах и соглашениях» предоставляет право обще­ственным объединениям, трудовым коллективам, государственным органам и работодателям принимать нормативно-правовые акты с целью регулирования социально-трудовых отношений.

Работникам организаций, предприятий, учреждений предостав­ляется право заключать с работодателем коллективные договоры, предусматривающие регулирование таких вопросов, как форма, си­стема и размер оплаты труда, условия и охрана труда работников, добровольное и обязательное медицинское и социальное страхова­ние, рабочее время и время отдыха и иные трудовые, социально-эко­номические и профессиональные отношения.

Социально-трудовые отношения между работниками и работо­дателями на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, террито­рии, отрасли, профессии регулируются в форме соглашений. При этом генеральное соглашение заключается общероссийскими объе­динениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работо­дателей и Правительством РФ, отраслевое соглашение — соответ­ствующими общероссийскими профсоюзами и их объединениями, общероссийскими объединениями работодателей и Министерством труда РФ. На уровне субъектов РФ и административно-территори­альных образований в составе РФ соглашения могут заключаться между региональными объединениями профсоюзов, объединения­ми работодателей и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Благодаря коллективным договорам и соглашениям предостав­ляется возможность членам гражданского общества, работникам и работодателям самостоятельно устанавливать права и обязанности и тем самым сузить вмешательство государства в сферу, представляю­щую частный интерес. Однако государство не устраняется полнос­тью из этой сферы. Оно сохраняет свои функции принуждения и применяет действенные меры к лицам, не выполняющим своих обя­зательств по коллективным договорам и соглашениям.

2. Правотворчество государственных органов. Это основной вид правотворчества. Им занимаются практичес­ки все государственные органы, каждый на своем уровне.

Абсолютное большинство правовых норм, действующих в современном обществе, является результатом правотворческой дея­тельности государства, его органов и должностных лиц.

Право государственных органов и должностных лиц на подготов­ку и принятие нормативно-правовых актов не является равным, а зависит от места, которое занимает соответствующий орган в систе­ме органов государства и осуществляемых им функций. Последова­тельное проведение современными демократическими государства­ми принципа разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную выразилось прежде всего в создании специальных представительных органов, занимающихся только правотворческой деятельностью.

В Российской Федерации к этим органам относятся Государствен­ная Дума и представительные (законодательные) органы субъек­тов РФ. Названные органы избираются непосредственно населени­ем и поэтому наделяются правом от имени народа издавать законы, т.е. нормативно-правовые акты, которые развивают, дополняют кон­ституционные нормы и устанавливают первичные, исходные нормы правового регулирования во всех отраслях права.

Законы и их нормативные установления образуют основу, ядро всей системы права. Правотворческая деятельность остальных орга­нов государства и должностных лиц осуществляется на основе и в соответствии с действующими законами, а принимаемые ими нор­мы не могут противоречить законодательным установлениям. В силу этой особой значимости законов в правовом регулировании деятель­ность по их подготовке и принятию образует самостоятельный вид правотворческой деятельности государства — законотворчество.

Нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во испол­нение законов, называются подзаконными, а деятельность государ­ственных органов и должностных лиц по их подготовке и принятию составляет другой вид правотворческой деятельности государства — подзаконное правотворчество. В Российской Федерации подзакон­ные нормативно-правовые акты принимают Президент РФ, Прави­тельство РФ, федеральные министерства и иные центральные орга­ны исполнительной власти, президенты и органы исполнительной власти субъектов РФ. Нормативно-правовые акты могут также из­даваться руководителями государственных предприятий, учрежде­ний, организаций.

Существование подзаконного правотворчества наряду с законо­творчеством представительных органов государства обусловливается прежде всего тем, что представительные органы неспособны собствен­ными силами подготовить и принять весь массив нормативно-право­вых актов, необходимых для регулирования всех сфер общества. Ска­зывается сложность процедур законотворческого процесса, прохож­дение которых требует длительного времени и не позволяет оперативно вносить изменения в действующее законодательство. Члены предста­вительного органа не обладают той глубиной профессиональных зна­ний, которая требуется для компетентных решений в специальных, предметных сферах. Следует учитывать и сравнительно небольшой количественный состав представительных органов. Так или иначе, но ни одно современное государство не обходится без предоставления органам исполнительной власти права принимать нормы права.

К правотворчеству государственных органов тесно примыкает правотворчество органов местного самоуправления. Право готовить и принимать нормативно-правовые акты предоставляется представи­тельным органам и должностным лицам муниципальных образова­ний города, иного населенного пункта, территории. Некоторые ав­торы правотворческую деятельность этих органов рассматривают как вид государственного правотворчества, что не совсем верно. Органы местного самоуправления создаются населением для решения задач местного значения и не входят в систему органов государства, о чем прямо говорится в Конституции РФ и федеральных законах. Соот­ветственно, и правотворчество органов местного самоуправления образует особый, отделенный от государства вид правотворческой деятельности.

3. Правотворчество должностных лиц.

В современном российском законодательстве нет универсаль­ного определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государствен­ных и негосударственных организаций. Определение же долж­ностного лица в ныне действующем уголовном законодательстве (примечание 1 к ст. 285 УК Российской Федерации) имеет строго целевое назначение — определить круг лиц, подлежащих уголов­ной ответственности за совершение преступлений против госу­дарственной власти, интересов государственной службы и служ­бы в органах местного самоуправления. В более широком плане должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом прини­мать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, от­ношения не имеют.

Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный со­став Вооруженных Сил, депутаты и т.д.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законо­дательства.

 

Самостоятельным видом нормативно-правовых актов являются уставы организаций, учреждений, образуемых гражданами, коммер­ческими либо общественными организациями. Такими актами оп­ределяются права и обязанности организации, учреждения, порядок их деятельности, реорганизации и ликвидации.

Нормативно-право­вые акты издаются также и руководителями названных организаций, учреждений в процессе управления ими, решения конкретных про­изводственных и иных задач. Понятно, что все такие нормативные решения имеют силу постольку, поскольку соответствуют действую­щим нормативно-правовым актам, и принимаются в пределах пра­вомочий учредителей и руководства организации, учреждения.

Таким образом, в Российской Федерации правотворчество осу­ществляется в трех видах:

- правотворческая деятельность госу­дарства,

- правотворчество органов местного самоуправления и

- пра­вотворчество организаций, учреждений и граждан.

В свою очередь каждый вид правотворческой деятельности осу­ществляется в присущих ему формах. Правотворческая деятельность государства выражается в форме законотворчества и подзаконного правотворчества, т.е. деятельности органов исполнительной власти по подготовке и принятию подзаконных нормативно-правовых актов. Правотворчеству гражданского общества присущи также две основные формы:

1) законотворчество, осуществляемое гражданским обществом страны или отдельного региона путем подготовки и при­нятия закона в ходе референдума;

2) подзаконное правотворчество, осуществляемое органами местного самоуправления, общественны­ми организациями, учредителями и руководством негосударствен­ных организаций и учреждений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научный характер правотворчества и его связь с правоприменителъной практикой | Законотворческий (законодательный) процесс включает в себя ряд последовательных стадий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.