Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция№17. Обучение чтению детей с задержкой психического развития

Подведение итогов.

Краткая беседа по содержанию иллюстрации, текста.

Частичный анализ выделенных слов (выделение слогов, вспомогательных. помет в слове)

 

План

1. Определение понятия «дислексия». Виды дислексии.

2. Причины и проявления дислексии.

 

Краткое содержание лекции.

 

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. При дислексии у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения, побуквенное чтение, неумение сливать звуки в слоги и слова, замедленный темп, скорость чтения.

В процессе овладения навыком чтения специалисты по логопедии выделяют две взаимосвязанные стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения. Характер восприятия влияет на понимание читаемого и в свою очередь обусловлен имеющимся читательским опытом.

Первая причина проблем бучении чтению - фонематическая дислексия - несовершен­ство фонематического восприятия и навыков звукового анализа. При фонематической дислексии дети не могут научиться правильно читать в течение 2-4 лет. Проявляется фонематическая дислексия в неразличении на слух близких звуков: {Б]–[П]”, [Д]–{Т], [К]– [Г], [С]–[З], [Ж]–[Ш] и др..

Одни с большим трудом усваивают отдельные буквы, но не могут сливать их в слоги, слова. Другие усваивают буквы без особых затруднений, но в процессе чтения слогов и слов делают большое количество ошибок. У этих детей «буква не является сигналом обобщенного звука речи (фонемы), а следовательно, не является и графемой (обобщенным графическим знаком)», - считает М.Е. Хватцев.

Оптическая дислексия следствие нарушения пространственных представлений, проявляется в трудностях усвоения букв, сходных графически, в их смешении и заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся лишь дополнительными элементами (Л-Д, З-В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ((Х-Ж, П-Н, Т-Г, Ь-Р, Н-И и других).

Искажения звуко-слоговой структуры слова: а) пропуски согласных при стечении, б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавление звуков, г) перестановки звуков, д) пропуски, перестановки слогов и другое. Синтетическому чтению препятствует разобщенность процессов зрительного восприятия и осмысления значения слов и предложений, незрелость целостного восприятия.

Семантическая дислексия - нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста.

Аграмматизмы при чтении – нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и другие.

По проявлению выделяются две формы дислексий: литеральная, проявляющаяся в неспособности или трудности усвоения букв; и вербальная, которая проявляется в трудностях чтения слов. Однако это деление условно, так как обе формы можно встретить одновременно у одних и тех же детей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Письмо предложения | Причины и проявления дислексии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.