Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая оценка конфликта и его участников

 

Важнейшей задачей в ходе разрешения конфликта является оценка его участников и конфликта в целом. Используя данные, полученных при анализе конфликта, можно строить прогнозы относительно поведения участников спора и исхода конфликта.

Несмотря на то, что специалисты-посредники по разрешению конфликтов (медиаторы, третейские судьи и т.д.) в первую очередь стремятся проанализировать интересы сторон конфликта и помочь им прийти к компромиссному или взаимовыгодному решению, это не всегда удается. Существует объективных причин, препятствующих заключению соглашения между сторонами, таких как:

 

· обе или одна из сторон конфликта уверена в своей правоте и жаждет правосудия и наказания виновных

· одна из сторон избегает решения конфликта, и стремиться затянуть процесс (тогда решение третейского суда может быть вынесено в отсутствие ответчика)

· стороны не находятся в какой-либо зависимости друг от друга и не намерены сотрудничать в дальнейшем

· между сторонами существует сильная личная неприязнь и т. д.

 

Можно выделить ряд положений, оценка конфликта в соответствии с которыми позволяет определить, разрешим ли он позиции интересов или необходим подход с позиций права. Если по конкретному конфликту можно согласиться хотя бы с половиной утверждений, есть значительная вероятность урегулирования мирным путем:

 

· У сторон есть опыт более или менее успешной совместной работы

· Число сторон данного спора ограничено, т.е. их не более четырех

· Спорных вопросов немного и стороны их могут ясно сформулировать

· Степень враждебности сторон конфликта средняя или низкая

· Стороны проявляют стремление урегулировать конфликт, не избегают его

· Существует острая необходимость в урегулировании (время, деньги, непредсказуемые результаты)

· В будущем стороны могут быть полезны друг другу, не исключена возможность сотрудничества

 

При анализе конфликтной ситуации и определении практических мер по ее регулированию большое внимание следует уделить раскрытию типологических психических особенностей личностей, которые вызывают повышенную конфликтогенность. Другими словами, необходимо выделить так называемых «конфликтных личностей» и постараться преодолевать трудности, создаваемые такими людьми.

Психологи выделяют следующие типы конфликтных личностей:

 

1. Конфликтная личность демонстративного типа

- хочет быть в центре внимания

- любит хорошо выглядеть в глазах других

- его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся

- хорошо приспосабливается к ситуации, любуется своей стойкостью

- склонен к эмоциональным реакциям

- слабо планирует свои действия

- избегает кропотливой систематической работы

- почти никогда не избегает конфликтов

- часто является источником конфликта, но не считает себя таковым

 

2. Конфликтная личность ригидного типа

- подозрителен

- обладает завышенной самооценкой

- постоянно требует подтверждения собственной значимости

- часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств

- прямолинеен и негибок

- не очень считается с мнением окружающих

- выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное

- выражение недоброжелательства воспринимает как обиду

- мало критичен к своим поступкам

- болезненно обидчив, мнителен

 

3. Конфликтная личность неуправляемого типа

- импульсивен, недостаточно контролирует себя

- поведение мало предсказуемо

- ведет себя вызывающе, иногда агрессивно

- имеет высокий уровень притязаний

- в неудачах и неприятностях склонен обвинять других

- не может грамотно спланировать свою деятельность

- несамокритичен

- из прошлого опыта извлекает мало опыта на будущее.

 

4. Конфликтная личность сверхточного типа

- скрупулезно относится к работе

- предъявляет повышенные требования к окружающим

- обладает повышенной тревожностью

- чрезмерно чувствителен к деталям

- сильно переживает неудачи

- сдержан в эмоциях

- не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе

 

5. Конфликтная личность бесконфликтного типа

- неустойчив в оценках и мнениях

- легко внушаем, внутренне противоречив

- несколько непоследователен в поведении

- ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях

- излишне стремится к компромиссу, не обладает значительной силой воли

- не задумывается глубоко над последствием своих действий и причинами поступков окружающих.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ конфликта | Этап. Выдвижение предложений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.