Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование рекламы и связей с общественностью

 

В связи с особенностями как рекламы, так и ПР, необходимо кратко рассмотреть основные правовые аспекты их регулирования.

Прежде всего, в своей деятельности специалисты должны соблюдать права граждан на информацию, закрепленные в Конституции РФ.

ст. 29 Конституции РФ закрепляет право каждого на свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Эта же статья гарантирует свободу СМИ и запрет цензуры.

ст. 23 каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Особо регламентировано распространение информации органами власти.

В ст. 24 указана обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Ст. 15 сообщает, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Ст. 29 не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). А сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

К числу общих законов также относятся:

· Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5. Ст. 410; Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. № 49. Ст. 4552.

· Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.

· О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 170.

· О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия: Постановление Правительства Российской Феде-рации № 301 от 17 июня 2004 г. // Рос. газ. 2004. 24 июня.

· О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.

· Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1. Ст. 1.

· Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609.

· Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.

· Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 28. Ст. 3347.

· Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

 

Основным законом, регулирующим рекламную деятельность, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рекламе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

Согласно Ст. 5. (Общие требования к рекламе) п.1 реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

П.4 уточняет, что реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

5) содержать информацию порнографического характера.

В законе также прописан перечень запрещенных к рекламированию товаров и услуг, а также правила размещения рекламы на носителях разного типа.

 

Основной закон в связях с общественностью - Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1. В нем дается характеристика средств массовой информации, правила их регистрации, принципы деятельности в сфере СМИ.

Согласно закону о СМИ (ст. 1) поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Ст. 3 недопускает цензуру массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается. Ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения.

СМИ должно быть зарегистрировано (ст. 8).

Не требуется регистрация (ст. 12):

- средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

- периодических печатных изданий тиражом менее 1 000 экземпляров;

- радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более 10 абонентов;

- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Ограничения свободы СМИ связаны с:

- необходимостью соблюдать государственную тайну

- принципом невмешательства в частную жизнь

- недопустимостью злоупотреблять правами журналиста

- соблюдением принципа равноправия человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и т.д.

 

Согласно закону о СМИ, ст. 34, в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:

- сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;

- фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.

В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.

Сроки хранения:

- материалов передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир;

- регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нем.

 

У СМИ есть право (ст. 39) запрашивать информацию о организаций и их должностных лиц. Запрос возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители организаций, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

 

Есть возможность отказа от предоставления информации (ст. 40), если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в 3-х дневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении д.б. указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (см. ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне").

Не могут составлять коммерческую тайну следующие сведения (ст. 5):

1) данные учредительных документов юр.лиц,;

2) документы, дающие право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в 7-дневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в 3-х дневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

 

При этом редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне (ст. 41). Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция не вправе разглашать сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнегобез согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя если он:

1) совершившил либо подозревается в совершении преступления или административного правонарушения или антиобщественного действия,

2) признан потерпевшим.

 

У граждан и организаций есть право на опровержение (ст. 43) не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ.

СМИ обязано опровергнуть их, если не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности.

Гражданин или организация могут

1) представить текст опровержения при условии его соответствия требованиям Закона о СМИ;

2) самостоятельно зачитать собственный текст и передать его в записи.

Для опровержения информации необходимо указать, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным СМИ (ст. 44). Правила размещения опровержения:

1) в периодическом печатном издании опровержение должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал.

2) по радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

3) Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала.

Опровержение должно последовать:

1) в СМИ, выходящих в свет (в эфир) не реже 1 раза в неделю, - в течение 10 дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных СМИ - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа (основания для отказа – ст. 45).

 

Закон освобождает СМИ от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, (ст. 57) в случае, если:

1) эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) они получены от информационных агентств;

3) они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

5) они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим СМИ, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о СМИ.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Нахождение рекуррентных зависимостей позволяет часто оптимизировать алгоритм, как по быстродействию, так и по объему требуемой памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.